В материале автор делится опытом работы объединения по интересам, ориентированного на развитие интеллектуальных способностей, речевой деятельности и на подготовку руки к письму посредством развития мелкой моторики.
Елена МАСЛОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №3 г. Мосты»,
Гродненская область
Воспитанники детского сада № 3 Мостов с удовольствием посещают занятия объединения по интересам «Умные пальчики», основной целью которых является развитие интеллектуальных способностей, речевой деятельности и подготовка руки к письму посредством развития мелкой моторики.
Занятия включают не только пальчиковые игры, но и игры с предметами, малоподвижные игры со стихотворным текстом, игры-манипуляции.
Игры проводятся с элементами массажа, кинезиологических упражнений, нейрогимнастики. Любые упражнения эффективны, если делать их регулярно. Еженедельно ребята 3–4 лет с удовольствием идут заниматься и играть в отдельной групповой комнате.
Каждое занятие объединения начинается с необычного приветствия обеими ладошками, что создает положительный эмоциональный фон и настраивает на дальнейшую работу руками. Проговаривая простые приветствия и выполняя движения «Здравствуй, пальчик!», «Пальчики обнимаются», ребята учатся координировать движения пальцев рук.
Очень необычно «ходить по дорожкам ладошкой» потому, что для этого необходимо быть внимательными. Вначале такая «ходьба» ребятам давалась сложно: разные положения ладоней, их активная сменяемость требовали предельной концентрации. Но прошло немного времени – и перемещение к основному месту работы совершается все быстрее и быстрее!
Затем, размяв руки массажными мячами, сосновыми шишками, грецкими орехами под речевое сопровождение, ребята выполняют практические задания. Например, рисуют обеими руками на прикрепленном скотчем листе бумаги по лабиринту симметричные дорожки, чтобы помочь мышкам добежать до своего домика, где их ждет мама-мышка!
Среди простых, но эффективных упражнений – сминать обыкновенный лист бумаги одной рукой, надевать разноцветные резиночки на пальцы по образцу, передавать мячики необычным способом из руки в руку и друг другу, обматывать цветными нитками шишки, делать снежинки из ватных палочек и пенопласта.
После таких упражнений кисти и пальцы рук становятся сильными, подвижными, гибкими.
Проговаривание стихов и потешек активизирует речевые зоны головного мозга. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Руками можно «рассказывать» целые истории, развивая фантазию и воображение. Поэтому мы с детьми разыгрываем небольшие сюжеты с нашими поделками. Сначала пример показывает взрослый, а потом и ребенок сам пробует сочинять. Это не так сложно сделать, потому что все задания одного занятия объединяет сюжет. В конце мы всегда говорим «До встречи», потому что будем рады видеть друг друга снова, ведь между всеми участниками занятий устанавливаются добрые взаимоотношения и взаимопонимание.