Конспект тематического занятия для старшей группы
Маргарита ТАРАСЕВИЧ,
музыкальный руководитель
ГУО «Ясли-сад № 83 г. Гродно»
Тема: Зима.
Вид занятия: тематическое занятие.
Образовательная область: музыкальное искусство.
Возрастная группа воспитанников: старшая группа.
Программные задачи:
– закреплять представления о том, что музыка может создавать образы;
– формировать умения различать и называть характер и настроение музыки;
– формировать навыки совместного музицирования;
– формировать умения воспринимать танцевальную музыку в единстве с движением;
– способствовать развитию музыкальной памяти, мышления, воображения, звуковысотного слуха;
– закреплять умение слышать и слушать других, выразительно исполнять песни;
– воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к музыкальному творчеству.
Материал и оборудование: портрет композитора, запись музыкального произведения, музыкальные инструменты, ноты, фортепиано, вырезанные из картона фигуры для игры, подушки с простынями (снежные сугробы), обручи.
Ход занятия
Зал украшен в зимней тематике. Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Свою встречу с вами, я хочу начать с загадки. Скажите, о каком времени года эта загадка?
Разукрасила она – эта дивная пора все вокруг,
На деревьях бахрома из прозрачных льдинок, звездочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах, разноцветных огоньках.
(Ответ детей)
Музыкальный руководитель: Правильно, присядьте на снежные сугробы. Конечно, это наша раскрасавица зима, которая уже второй месяц законно правит в наших краях. Люди по-разному говорят о зиме: холодная, суровая, морозная. И в то же время ее называют ласково: зимушка-зима, матушка-зима. Тема зимы вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание прекрасных произведений об этом удивительном времени года. А как вы думаете, зимние дни похожи друг на друга? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: А что их делает разными? (Ответы детей). Предлагаю вам послушать музыкальное произведение композитора Антонио Вивальди (показывает портрет). Ребята, когда-то очень давно в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди, родился первенец Антонио. От отца он унаследовал музыкальные способности и с 10 лет начал чудесно играть на скрипке. Он сочинил множество замечательных произведений, и одно из них мы сейчас послушаем.
Слушание А. Вивальди «Зима»
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, какая эта музыка по характеру? (Ответы детей)
Как вы думаете, какую пору года характеризует эта музыка? Правильно, именно так назвал А. Вивальди свое произведение «Зима».
Что вы представляли, слушая это произведение? (Ответы детей)
А сейчас давайте представим, что мы снежинки, которые попали в снежный вихрь, давайте через движение передадим характер музыки.
Повторное слушание с музыкально ритмическими движениями, во время слушания и движений под музыку звучат стихи.
Музыкальный руководитель:
Где же? Где же?
Не видать уже дорог!
Над полями снежные потоки,
Заблудились, нет уже пути!
Нам природой белые холмы.
Злой ветрище наметает их.
Хоть бы поскорее он утих.
Ветер беленьким снежинкам
Не дает в сугроб ложиться,
Поднимает их и кружит,
И уносит в небо тут же.
Снежинки летают,
Снежинки кружатся,
На землю они
Тихонько ложатся.
Музыкальный руководитель: Ребята, но зима бывает не только вьюжная, с метелью. А какая может быть зима еще, вы узнаете на следующем занятии.
У меня еще загадка!
Отгадайте-ка, ребятки!
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щеки, нос,
Ведь на улице – (Мороз!)
Музыкальный руководитель: Давайте-ка распоемся с вами. Встаньте, пожалуйста!
Попевка «Ой мороз, мороз, мороз, не щипай меня за нос».
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, сейчас мы готовы петь песню. Давайте исполним песню «Зимний пейзаж», которую мы разучивали на предыдущих занятиях.
Песня «Зимний пейзаж» Ю.Верижникова
Музыкальный руководитель:
Еще б сплясать разок и только
Задорный быстрый танец польку.
Вы, ребята, не зевайте
Да за мною повторяйте.
Танец «Зимняя полька»
Музыкальный руководитель:
Как прекрасен зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Приходи сюда скорей,
Наблюдай здесь жизнь друзей!
Оркестр «Почему медведь зимой спит» Л.Книппер
Музыкальный руководитель: А сейчас детвора, поиграть нам пора.
Подвижная игра «Чей кружок быстрее соберется»
Правила игры: 4 обруча, 4 предмета вырезанные из картона: шишка, шарик, звезда, конфета. Детям раздаются разные предметы. Внутри каждого обруча лежит по одному предмету, шишка, или конфета, или шарик, или звезда. Под медленную классическую музыку каждый ходит возле своего обруча, так чтобы его предмет совпадал с предметом в обруче. Под быструю музыку дети начинают бегать по залу врассыпную. В это время музыкальный руководитель меняет предметы в обручах. Как только музыка перестанет звучать, каждый должен найти предмет в обруче, совпадающий с его предметом, и стать рядом.
Музыкальный руководитель: Вот наше занятие подошло к концу.
Подведение итогов
– Расскажите, с каким композитором вы сегодня познакомились? (Ответы детей);
– Как называлось произведение, которое вы слушали? (Ответы детей)
– Что вам больше всего понравилось, запомнилось на нашем занятии? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: А сейчас вам пора возвращаться в группу. До свидания.
Под музыку дети выходят из зала.