В материале автор делится опытом применения системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которую использует во время коррекционных занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука в предложениях.
Светлана КРИВЕЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 4 г. Ошмяны»,
Гродненская область
Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
И.П.Павлов
В последние годы значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Любому педагогу в своей профессиональной деятельности хочется добиваться более быстрых, стойких результатов, чтобы воспитанники могли концентрироваться на поставленных задачах, замечать и исправлять ошибки. Это натолкнуло меня на необходимость поиска новых развивающих, коррекционных, оздоровительных направлений для улучшения качества и оптимизации сроков коррекционной работы.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Нейропсихологический метод – это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
У нейропсихологического подхода есть ряд преимуществ:
– игровая форма обучения;
– эмоциональная привлекательность;
– многофункциональность;
– автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
– формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов.
Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время коррекционных занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука в предложениях.
Я начала работу в таком ключе в 2019 году, и у меня сложилась определенная система работы. Нейропсихологические игры и упражнения систематизированы мной в комплекс «Проведи, позвени – звук красивый пригласи», который состоит из двух блоков:
1) Артикуляционный фитнес;
2) Логопедическая физкультура.
Блок «Артикуляционный фитнес». Примеры игр
Блок представляет собой комплекс артикуляционной гимнастики с нейрокоррекционным воздействием. Цель – развитие артикуляционного и пальцевого праксиса, артикуляционная и кинестетическая стимуляция, объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Нейрогимнастика с Жирафом
Ход игры. Берём пару карточек, выполняем движение, смотрим, какая геометрическая фигура изображена на карточке (красный круг). Находим на поле круг, соотносим по цвету, смотрим название артикуляционного упражнения («Иголочка»), находим артикуляционную позу, прикрепляем Жирафу и выполняем артикуляционное упражнение вместе с движением.
Нейрогимнастика с Дашей
Артикуляционная нейрогимнастика со Стёпой
Ход игры. Взять пару карточек с артикуляционными упражнениями, проговорить с ребенком, какие это упражнения, выполнить их. Затем присоединить к артикуляционным движениям соответствующие движения рук.
Лунатики и луноходы
Ход игры. Чтобы узнать, что в луноходе у Лунатика, ребенку необходимо найти на игровом поле такого же Лунатика, посмотреть, какой жест нужно показать (жест служит ключом, чтобы фонарик зажегся), показать соответствующий образцу жест и с помощью фонарика посмотреть, какая картинка спрятана. Найти картинку с изображением рта, выполняющего упражнение, и прикрепить его на лицо девочки. Затем, еще раз показать соответствующий жест и показать артикуляционное упражнение, которое соответствует данной картинке.
Блок «Логопедическая физкультура». Примеры игр
«Логопедическая физкультура» – это нейроигры, направленные на развитие межполушарных связей, развитие пальцевого праксиса, развитие общей и мелкой моторики, плюс решают логопедические задачи: автоматизацию, дифференциацию звуков.
Цель – активизация нейронных связей левого и правого полушарий. Улучшение памяти, речи, координации.
За этапом постановки звука следует этап автоматизации, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
В играх я использую проговаривание изолированного звука, слогов, слов, предложений с переключение позы рук. Предлагаю детям карточки со сменой позы рук и жесты, изготовленные из дерева, резиновые жесты, игру «Заводные яйца».
Грузовик
Ход игры. Ребёнок ведёт пальчиком левой руки по дорожке, произнося звук, а правой рукой показывай жест.
Использую кинезиологические дорожки, лабиринт «Межполушарные доски» для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов, слова, предложения. Они направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения, у ребенка развивается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушарий мозга, в результате чего развивается координация движений рук, мелкая моторика, восприятие, долгосрочная память.
Лабиринт
Ход игры. Ребёнок указательными пальцами обеих рук одновременно ведёт по дорожке и произносит слоги с заданным звуком. На межполушарной доске ведёт с помощью палочек одновременно двумя руками из одного конца спирали в другой по полям со спиралью и за взрослым произносит слоги.
Альбом «Пальцевой праксис»
Составлен с учётом нейроподхода и в основе его лежит одновременная деятельность двумя руками с переключением на позы пальцевого праксиса. Совмещая его с логопедическими задачами, автоматизация и дифференциация звуков проходит намного эффективнее.
Ход игры.
1) Ребёнок ведёт указательным пальцем правой руки по дорожке слева-направо от слога к кружочку с позой пальцевого праксиса и выполняет её.
2) Ребёнок ведёт указательным пальцем левой руки по дорожке справа-налево от слога к кружочку с позой пальцевого праксиса и выполняет её.
Нейропарочки
Ход игры. Перед ребёнком кладут листы-плёнку и просят его назвать картинку и повторить позу. Затем дают парную карточку, просят найти картинки и повторить позу правой и левой рукой. Ребёнок составляет предложение с двумя картинками.
Серия нейроигр «М &М»
Варианты игры
1) Помоги Красному, Синему, Желтому и Зеленому М&М найти витаминку своего цвета
У каждой витаминки свое название. Чтобы угостить витаминкой, необходимо позвонить нужное количество раз в колокольчик соответствующего цвета, одновременно произнося название витаминки.
2) Парочки
Помоги М&М-сам выбрать картинки своего цвета и позвонить в колокольчик определенного цвета правой или левой рукой, в соответствии со схемой. Для этого необходимо взять карточку с парой картинок, найти на схеме ее место, назвать картинки. Затем, ориентируясь на цвет картинки, взять колокольчики нужного цвета рукой, показанной на схеме (правой или левой) позвонить в колокольчик, одновременно произнося название картинки (акула, желудь, салат, пила, водолаз, палатка, колосья, велосипед, холодильник, пчелы, полотенце, голубь)
3) Картинки-половинки
Нужно помочь М&М-сам найти свои картинки, которые ветер разбросал на половинки и стер цвета. Найдя половинки от картинки, необходимо назвать целую картинку, одновременно сопровождая жестом, изображенным возле М&М-са, такого же цвета, как и картинка. А затем позвонить в колокольчик нужного цвета и еще раз произнести название картинки.
4) У каждого М&М-са своя форма картин
Помоги им разобраться, где чья картина (ориентируясь только на форму картины). Найдя хозяина картины, необходимо назвать, что на ней нарисовано, и позвонить в колокольчик соответствующего хозяину картины цвета.
Серия игр со звоночками, (колокольчиками) с различными вариантами игр
Варианты игры
1) Указательным пальцем левой руки отбиваем количество слогов, правая рука выполняет жест относительно звоночков, затем рука меняется. На усложнение перед ребёнком находятся звоночки данных цветов, ребенок воспроизводит слоги на звоночках.
2) Перед ребёнком четыре звоночка. Левым указательным пальцем ведёт по дорожке, а правым указательным пальцем нажимает на звонок. Взрослый выкладывает по одной картинке, а ребёнок называет их.
Карточки к игре «Умные колокольчики»
На каждой карточке – задания. Помимо звукопроизношения, с этой игрой весело отрабатываются внимание, мышление, восприятие, слоговая структура слова и темпо-ритмические навыки, понятия: тихо, громко.
Ход игры. Необходимо выбрать нужный цвет колокольчика в соответствии с цветом картинки, назвать её и позвонить в колокольчик столько раз, сколько слогов в слове.
Весёлые кубики
Ход игры. Сначала с ребёнком проговариваются словосочетания. Затем ребенок левой рукой ведет по левому полю с картинками, правой – по полю с жестами, проговаривая словосочетания.
Зеркальное рисование
Ход игры. Ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук, слово, предложение.
Найди и обведи
Ход игры.
1) Ребёнок находит две одинаковые картинки, обводит их двумя руками.
2) Рисует дорожку правой рукой, левой выкладывает камешки и нажимает на звонок.
3) Соединяет точки и произносит предложение.
Весёлые пальчики
Варианты игры
1) Ребёнок кладёт свои ладошки на нарисованные, называет, что нарисовано на картинке, поднимая нужный палец.
2) Ребёнок кладёт свои ладошки на деревянные, поднимает палец согласно цветовой схеме. Педагог в это время выкладывает картинки, ребёнок их называет.
На занятиях на помощь приходят «верные помощники»: камешки, пинцеты, ножницы-захваты, ложки, весёлые молоточки, магнитный жезл с магнитами, помпоны. Они увлекают ребёнка, помогают в развитии мелкой моторики, изучения цветов, счёта.
Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на аналоге специально разработанной доске Бильгоу. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам.
Также использую моторную дорожку. И решать они могут абсолютно любые задачи: помимо переключения, последовательности, ритма и моторных поз, можно отработать слоги, определять позицию звука в слове, предлоги, слоговую структуру, умение определять позицию звука в слове.
Конечно же, важна последовательность, работа начинается с изучения простых упражнений, затем идет обучение более сложным упражнениям и увеличение объёма выполняемых заданий.
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, на мой взгляд, необходимой базой, которая включает мозговую активность ребенка и способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий.
Нейропсихологические игры и упражнения помогают в более короткие сроки справиться с имеющимися у детей речевыми нарушениями, способствуют укреплению их психосоматического здоровья.