Конспект группового коррекционного занятия с воспитанниками 5–6 лет с общим недоразвитием речи, 3-м уровнем речевого развития в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
Светлана КУРЧЕВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область
Задачи
обучающие:
– развивать умения грамматически правильно изменять существительные, прилагательные, согласовывать их между собой;
– образовывать относительные прилагательные, изменять значения слов с помощью суффиксов;
– формировать основы звукового анализа и синтеза;
– закрепить представления о слоговом строении слова, предложения;
коррекционные:
– развивать общую и мелкую моторику, согласовывать движения с речью;
– развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать умение соотносить натуральный предмет с контуром;
– развивать длительный речевой выдох, направленную воздушную струю;
воспитательные:
– воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца;
– вызывать желание оказывать помощь и поддержку.
Оборудование: домики из различного материала и разного размера по количеству детей (бумажный, глиняный, деревянный, пластмассовый), игрушки гномики разного размера; пригласительные открытки, цветные карандаши; одежда – платок, ремень, шубка, косынка; картонные «монетки» с нарисованными контурами игрушек; игрушки – матрёшка, машинка, колокольчик, книга; мяч; вырезанные из картона силуэты чайников с картинками ягод или фруктов по числу детей; пластмассовые чашечки с приклеенной по краю бахромой из бумаги, имитирующей пар, по числу детей; игровое пособие «Шляпа фокусника», вырезанные из картона силуэты стаканчика мороженного с наклеенными картинками ягод или фруктов по числу детей, волшебная палочка, одноразовые ложечки и стаканчики по числу детей, варенье 2–3 видов.
Ход занятия
Учитель-дефектолог. Мы поступим очень мудро, если скажем «С добрым утром»! Ребята, давайте мы с вами поздороваемся. Мы будем передавать мячик соседу справа, называть его по имени ласково и желать ему доброго утра
Сядет тот, кто догадается, какое слово я скажу: с-о-к, к-а-ш-а, д-о-м, г-н-о-м.
А теперь внимательно послушайте стихотворение и помогите мне закончить строчки.
Учитель-дефектолог читает стихотворение и выставляет игрушки гномов и домики, разные по величине и материалу, дети договаривают фразу.
Учитель-дефектолог.
Жил да был весёлый гном, он в лесу построил … (дом),
Рядом жил поменьше гномик, под кустом он сделал … (домик).
Самый маленький гномишко под грибом сложил … (домишко),
Самый мудрый гном-гномище выстроил большой …(домище).
(И.Лопухина)
Давайте посмотрим, из чего построены дома у гномов:
Из дерева – … (деревянный), из бумаги – … (бумажный), из пластмассы – … (пластмассовый), из глины – … (глиняный).
Пальчиковые игры
Учитель-дефектолог. Как мы назовём человека, который строит дома? (Строитель). Давайте и мы станем строителями и построим дома из пальчиков.
Твой дом из стекла (металла, соломы, кирпича), значит, он какой? (Мой дом стеклянный (металлический, соломенный, кирпичный)).
Получилась настоящая деревня гномов. Давайте поможем гномам придумать название деревни. (Ответы детей. Свой вариант Белогномия).
Гномы благодарны вам за помощь и приглашают в гости на новоселье – они прислали нам пригласительные открытки. Пойдём? Нужно нарядиться. У меня есть платок из капрона. Какой это платок? (Это капроновый платок). Ремень из кожи. Какой ремень? (Это кожаный ремень). Шубка из меха. Какая шубка? (Это меховая шубка) Косынка из шёлка. Какая косынка? (Это шёлковая косынка)
Что ты выбираешь? (Я выбираю капроновый платок. Я выбираю меховую шубку. Я выбираю кожаный ремень. Я выбираю шёлковый платок.)
Дети по желанию могут одеть выбранные предметы.
Игра «Магазин»
Учитель-дефектолог. Давайте выберем подарки для гномов. Чтобы получить монеты, на обратной стороне которой нарисован контур предмета (его и можно будет купить), нужно повторить сложную фразу:
Велосипедист едет на велосипеде.
Мотоциклист едет на мотоцикле.
Водопроводчик чинит водопровод.
Всадник быстро мчится.
Что ты купишь? (Я покупаю деревянную матрёшку (пластмассовую машинку, бумажную книгу, глиняный колокольчик).
«Монета» бросается в копилку.
У всех есть подарки для гномов? Значит, отправляемся в дорогу.
Физминутка:
В гости к гномам мы идём (шагать на месте)
И подарки им несём (продолжая шагать, вытянуть руки с игрушками вперёд).
Будем весело плясать (танцевать с игрушками),
В игры разные играть (игрушки покачивать),
Будем кушать сладости (поглаживание животика).
Прыгаем от радости (высокие прыжки с поднятыми вверх игрушками),
А теперь тихонько стали
И спокойно подышали. (Выполняются дыхательные упражнения).
А теперь тихонько сели,
Заниматься захотели.
Учитель-дефектолог. Гномы готовят угощение и говорят:
– Я приготовил из малины вишнёвый пирог.
Правильно говорит гном? Как нужно сказать? (Я приготовил из малины малиновый пирог).
– А я испёк из яблок грушевые пирожки. (Я испёк из яблок яблочные пирожки)
– Я сварил из апельсинов яблочный компот. (Я сварил из апельсинов апельсиновый компот)
– Я сварил из риса картофельный суп. (Я сварил из риса рисовый суп)
Игра с мячом
Учитель-дефектолог. Видимо, придётся нам помочь гномам приготовить угощение.
Учитель-дефектолог задаёт вопрос и бросается ребёнку мяч. Тот, отвечая, бросает мяч обратно.
– Ты варишь суп из грибов. Какой суп ты варишь? (Я варю грибной суп)
– Ты жаришь котлеты из курицы. Какие колеты ты жаришь? (Я жарю куриные котлеты).
– Ты готовишь пюре из картошки. Какое пюре ты готовишь? (Я готовлю картофельное пюре).
– Ты варишь компот из клубники. Какой компот ты варишь? (Я варю клубничный компот).
Игра «Чаепитие»
Учитель-дефектолог. Приготовили много еды, устали. Будем пить чай.
Учитель-дефектолог на столик выставляет чашечки с приклеенной по краю бахромой из бумаги, имитирующей пар, и «наливает» чай из вырезанного из картона силуэта чайника с наклеенными картинками ягод или фруктов.
– Какой чай ты будешь пить? (Я буду пить клубничный (лимонный, малиновый, черничный) чай.
– Но чай горячий. Давайте его остудим (дуть на «пар» из чашки).
Сюрпризный момент «Шляпа фокусника»
Учитель-дефектолог. Гномы пригласили на новоселье фокусника, но он не смог добраться сам и прислал только волшебную шляпу. Сейчас будем показывать фокус. Вы мне поможете? Смотрите, в шляпе ничего нет. Накрываем её платком и говорим волшебное слово «Абракадабра». (Каждый ребёнок произносит слово и делает пассы «волшебной палочкой»). Поднимаем платок. (Платок поднимается вместе с запасным дном) Что оказалось в шляпе? (Мороженое – вырезанные из картона силуэты стаканчика мороженого с наклеенными картинками ягод или фруктов).
Назовите, какое мороженое досталось каждому из вас? (У меня клубничное (яблочное, малиновое, апельсиновое) мороженое).
Гномы хотят узнать, какое ваше самое любимое варенье. Возьмите свои пригласительные открытки. На обратной стороне нарисованы тарелочки, а вам нужно нарисовать ягоды или фрукты, из которых сварено ваше любимое варенье.
Дети садятся за стол и рисуют.
Какое твоё любимое варенье? (Ответы детей).
Учитель-дефектолог. Посмотрите, гномы приготовили вам угощение. Они поделились с вами своим любимым вареньем. Попробуйте, и скажите, какое варенье у вас?
На стол выставляются одноразовые стаканчики с одноразовыми ложечками по числу детей с вареньем. Дети пробуют варенье и называют его. (Я пробую малиновое (яблочное, смородиновое, апельсиновое) варенье).
Учитель-дефектолог. Нам пора возвращаться домой. Нужно вернуть вещи. Что ты возвращаешь? (Я возвращаю кожаный ремень (шёлковую косынку, меховую шубку, капроновый платок).
Гномы остались очень довольны праздником. Они хотят узнать, что понравилось или не понравилось вам? (Ответы детей).