В материале представлен сценарий занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Ребенок и общество».
Алеся КАБАК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать представления о белорусских народных промыслах: ткачество, гончарство, соломоплетение;
– формировать представления о природных символах Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лён, клевер);
– закреплять представления о предметах декоративно-прикладного искусства (изделия изо льна, глины, соломки, дерева, лозы);
– развивать умение рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;
– воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны и народа.
Материал: изображения флага Республики Беларусь и других стран, изображения элементов герба (колос, звезда, солнце, контур страны, цветок льна, цветок клевера), скретч-карты, макет белорусской хатки, сундук, изделия изо льна, глины, соломки, дерева, лозы, лапти, сноп, хлеб, фонарик, сундучки с зашифрованными картинками, «колесо времени».
Ход занятия
Воспитатель:
Стали ровненько, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Все здоровы?
А к занятию готовы?
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Её мы Родиной зовём,
А Родина – одна.
Воспитатель: А наша Родина… (Ответы детей). Правильно, ребята, а если мы живем в Беларуси, как называется наш народ? (Белорусы).
Назовите государственные символы Республики Беларусь? (Герб, флаг и гимн).
Правильно, расскажите, пожалуйста, где можно увидеть государственные символы? (Ответы детей).
Игровое упражнение «Найди флаг своей страны»
Среди флагов других стран необходимо найти флаг Республики Беларусь и рассказать о нем.
Игровое упражнение «Определи элементы герба Республики Беларусь»
Воспитатель: Герб – это символ, отличительный знак страны. У вас на столах лежат картинки с изображением элементов гербов Республики Беларусь и других стран. Необходимо найти элементы герба Республики Беларусь. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Кроме государственных символов у нашей страны есть и природные символы.
Дидактическая игра «Найди природные символы страны»
Воспитатель: Перед вами скретч-карты. Сотрите монеткой верхний слой скретч-карты и определите, является ли этот предмет природным символом Беларуси или нет. Какие ещё природные символы вы знаете? (Сосна, лён, клевер).
Издавна в Беларуси жили трудолюбивые и старательные люди, которым очень нравилось мастерить. У них получались уникальные изделия: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и многое другое. Их называли народными умельцами или мастерами. Каких народных мастеров вы знаете? Что они делают? (Ответы детей).
Ребята, сегодня с вами я хочу отправиться в прошлое. А поможет нам отправиться в прошлое «колесо времени».
Крутят «колесо времени» и проговаривают слова «Колесо кручу, кручу, в прошлое попасть хочу». Вместе с воспитателем дети переходят в белорусскую хатку.
Воспитатель: Ребята, куда мы попали? (В белорусскую хатку). Правильно. Хаты чаще всего строили из дерева, а крыши покрывали соломой. Хаты были хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Соломенная крыша позволяла защитить жилище от дождя и снега. Шкафов в доме не было, все вещи хранили в сундуках, а посуду – на деревянных полках.
Посветите фонариком на сундук и скажите, что в нем лежит (появляется картинка рушника и рубашки).
Открывают сундук.
Воспитатель: Рушники – обязательное украшение белорусского дома. Рушник – это декоративное полотенце, покрытое вышитым орнаментом. Это не только украшение дома, необходимый атрибут народных и семейных обрядов, но и оберег. Смотрите, здесь еще есть рубаха. Раньше одежду и белье шили изо льна. В старину лён считался лечебным материалом.
Давайте рассмотрим волокна льна, из которых делают нити (рассматривают волокна). Волокна серого цвета, жесткие, прочные. И когда рушник ткался из льняных нитей, он был серо-белого цвета. Украшали рушники в то время вышивкой (рассматривают рушники).
Воспитатель: Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется такой нарядной? (Ответы детей). Верно, одежда украшена орнаментом. На протяжении многих веков люди верили в защитную силу орнамента, считали, что он защищает от бед и приносит счастье, процветание.
Воспитатель: Посветите фонариком на сундук и скажите, что в нем лежит (появляется картинка изделия из соломки).
Воспитатель: Из соломки делали очень красивые вещи: украшения, игрушки.
На столе лежат разные предметы, воспитанникам нужно найти предметы из соломки.
Воспитатель: А еще из соломы делали лапти. Давайте поиграем в одну старую игру.
Белорусская народная игра «Михасик»
Для проведения игры по кругу ставится по одному «лаптю» на каждого участника. Все участники игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай – лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются, и каждый старается быстрей обуть «лапоть». Ребенок, оставшийся без «лаптя», выбывает из игры. Убирается один «лапоть», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и считается победителем.
Воспитатель показывает изделия из лозы.
Воспитатель: Посмотрите, из каких прутиков сделаны предметы. Давайте и мы попробуем плести из прутиков лозы (выполняют задание).
Воспитатель: Посветите фонариком на сундук и скажите, что в нем лежит (появляется изображение глиняного кувшина).
Воспитатель: Сколько красивых и нужных изделий из глины сделано золотыми руками мастеров-гончаров: посуда, вазы, игрушки, украшения, сувениры и многие другие изделия.
Находят изделия из глины.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Свистулька из глины).
Воспитатель: Правильно, в начале весны родители давали детям таких птичек, чтобы они в них свистели и звали птиц вернуться из теплых краев в свои гнезда, чтобы весна быстрее пришла.
Подвижная игра со свистулькой «Стайка»
Мы играем в стайку
Стайка, полетай-ка! (бегут на носочках по кругу друг за другом)
Полетели птички,
Птички-невелички, (размахивают руками, как крыльями)
Птички летают, (воспитатель свистит в свистульку)
Дети приседают.
Воспитатель: Самое главное в деревенской избе – печь. Для чего нужна печь? (Печь обогревает хату, в печи готовят еду, пекут душистый хлеб, на теплой печи спят зимой, около печи сушат ягоды и грибы).
Воспитатель: Давайте и мы с вами растопим печь.
Дети кладут в печь дрова, ставят чугунок, разжигают костер (включают красные фонарики), на печь помещают куклу.
Воспитатель: Посидим возле печи, погреемся. А что у меня в руках? (Сноп).
Особое место в хате отводилось первому снопу, который называли «гаспадаром». Этот сноп украшали лентами, цветами и ставили в красном углу под иконами и непременно хранили весь год.
Белорусский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом-солью.
Самый вкусный хлеб пекли в печи. А чем это так вкусно пахнет?
Воспитатель достает хлеб из печи и кладет его на рушник.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Пришло время возвращаться в детский сад.
Крутят колесо и проговаривают слова «Колесо кручу, кручу, в сад скорей попасть хочу».