Татьяна СПОГАР,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Цель: повышение профессиональной компетентности учителя через реализацию дифференцированного подхода в обучении.
Задачи:
– определить возможность и необходимость применения дифференцированного подхода в постоянной педагогической практике;
– обозначить проблемы дифференцированного обучения;
– совершенствовать умение педагогов применять эффективные формы организации дифференцированной работы с учащимися на уроке.
Ход семинара
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на семинаре «Дифференцированное обучение: современные методы, приемы и формы».
Сейчас мы с вами выполним интерактивное упражнение «Снежинка». Главное условие – не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Итак, у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.
Возьмите лист и сложите его пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. А сейчас давайте попробуем найти среди снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему? Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одна.
Дети тоже все разные. Вот почему важно, чтобы учитель умел подметить в каждом учащемся его самую сильную сторону. Задача учителя – сделать образовательный процесс практико-ориентированным, создать условия для того, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, имел желание учиться.
Сегодня мы с вами поговорим о дифференцированном подходе в обучении, который позволяет приблизить содержание, методы и организацию занятия к способностям и потребностям каждого ребёнка.
Я предлагаю вам поработать с моделями Фрейер. Модель Фрейер является одним из приемов сингапурской модели обучения, приемом развития критического мышления учащихся.
Давайте определим понятия «дифференциация» и «дифференцированный подход» (выслушиваются варианты участников семинара). В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени.
Дифференциация процесса обучения предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам. При этом необходимо учесть, что разделение учащихся и объединение их в группы может быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу.
Ведущий раздает участникам семинара статьи о дифференцированном обучении.
Чтобы заполнить модели, воспользуйтесь дополнительным информационным материалом.
Работа в группах. Участники семинара заполняют модели.
Время вышло. Давайте сравним модели.
Совместное обсуждение. Участники дополняют свои модели.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов. Вы их видите на экране. Давайте распределим их в логической последовательности. (Задание выполняется с помощью learningsapps.org.)
https://learningapps.org/display?v=pgih8w98k23
Так как дифференцированный подход к учащимся предполагает предъявление различных требований к различным группам учащихся в овладении ими содержанием образования, нам необходимо определить распределение учащихся по уровню обучаемости.
У нас есть три группы учащихся и их описание. Пожалуйста, соотнесите их. (Задание выполняется с помощью learningsapps.org.)
https://learningapps.org/display?v=pxojh4jpn23
Организация дифференцированной работы в процессе обучения включает составление и подбор дифференцированных заданий, которые включают различные приемы, помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием или связаны с увеличением объема и сложности заданий, и постоянный контроль за результатами работы.
Уважаемые участники семинара, в соответствии с уровнем группы вам нужно выбрать методы работы на уроке. Заполните, пожалуйста, бланк. (Приложение 1, либо переход на бланк по QR-коду)
Ведущий: В рамках организации эффективного обучения учащихся с разным уровнем усвоения учебного материала необходимо учитывать, к какому типу восприятия информации относятся ваши учащиеся.
Ведущий раздает участникам семинара таблицы с приемами работы с учащимися с разным типом восприятия информации. (Приложение 2, либо переход на таблицу по QR-коду)
Прием «Картофель фри»
Сейчас хочу вас угостить «картошкой фри». Я предлагаю вам составить алгоритм заданий для учащихся определенной группы.
Ведущий раздает карточки. Участники семинара подбирают задания, приемы работы в соответствии с группой учащихся и этапом учебного занятия.
Учебный предмет: Химия
Тема: Получение и свойства кислорода.
Этап учебного занятия: объяснение нового материала.
Класс 7-й: 65 % учащихся со средним темпом в продвижении при усвоении материала, 18 % – с низким темпом, 17 % – с высоким темпом. Из 100 % учащихся класса по результатам диагностики 37 % учащихся являются визуалами, 51 % – кинестетиками, 12 % – аудиалами.
Организация работы учащихся: …
Методы и приемы работы: …
Учебный предмет: Беларуская літаратура
Тема: В.Быкаў. Жураўліны крык.
Этап учебного занятия: закрепление изученного материала.
Класс 8-й: 25 % учащихся со средним темпом в продвижении при усвоении материала, 47 % – с низким темпом, 28 % – с высоким темпом. Из 100 % учащихся класса по результатам диагностики 57 % учащихся являются визуалами, 25 % – кинестетиками, 18 % – аудиалами.
Организация работы учащихся: …
Методы и приемы работы: …
Учебный предмет: Математика
Тема: Площадь. Сравнение площадей фигур на основе чувственного восприятия и с помощью условной мерки.
Этап учебного занятия: контрольно-оценочный этап.
Класс 3-й: 5 % учащихся со средним темпом в продвижении при усвоении материала, 16 % – с низким темпом, 79 % – с высоким темпом. Из 100 % учащихся класса по результатам диагностики 22 % учащихся являются визуалами, 17 % – кинестетиками, 61 % – аудиалами.
Организация работы учащихся: …
Методы и приемы работы: …
Учебный предмет: Физика
Тема: Наклонная плоскость. Золотое правило механики.
Этап учебного занятия: организационно-мотивационный этап, целеполагание, определение темы учебного занятия.
Класс 9-й: 53 % учащихся со средним темпом в продвижении при усвоении материала, 47 % – с высоким темпом. Из 100 % учащихся класса по результатам диагностики 82 % учащихся являются визуалами, 18 % – кинестетиками, 0 % – аудиалами.
Организация работы учащихся: …
Методы и приемы работы: …
Рефлексия. Прием «Билетик на выход»
Наш семинар подходит к окончанию. Хочу вручить вам билетики на продуктивную деятельность. Дополните предложения. Сохраните билетики. В них есть информация, над чем вам еще стоит поработать. Спасибо за вашу работу!
Билетик на выход
Самые важное, что сегодня я узнал/узнала… Комментарии к содержанию семинара… Я хотел/хотела бы еще узнать… Вопрос, который у меня возник, … |