Гелена ЛЕПЕХО,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цель: воспитывать у учащихся патриотические чувства на основе представленной информации.
Задачи: познакомить с историей Международного дня освобождения узников концлагерей, развивать интерес к историческому прошлому своей страны, воспитывать чувство сопереживания на основе материала о детском концлагере «Красный Берег».
Оборудование: мультимедийный проектор с выходом в интернет для демонстрации презентации и просмотра видео, листы бумаги для выполнения рисунков, три солнышка (по количеству групп).
Ссылка на видео для информационного часа: https://www.youtube.com/watch?v=bnj4ruTA9Lg
Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1E3D00oGyKzB0Q-ygudwn_Jh-3Q-wxvdN/edit#slide=id.p
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Учитель: Ребята, может быть, кто-то из вас знает, что такое история? История – это наука, занимающаяся изучением деятельности человека в прошлом. Сегодня мы с вами также отправимся в прошлое, в годы Великой Отечественной войны.
Что же это было за время? Это были четыре года горя и подвигов, страха и ожиданий. Это четыре года разрушенных городов и сожженных деревень.
О какой деревне мы говорили с вами недавно? (О Хатыни). Фашисты не только разрушали города и сжигали деревни, но и создавали лагеря, в которых содержали военнопленных и мирных жителей.
Объявление темы
Учитель: Тема нашего информационного часа «Трагедия детских концлагерей». Сегодня вы узнаете, как жилось детям в этих лагерях. Узнаете, почему именно сегодня, 11 апреля, мы об этом говорим.
Работа по теме
Учитель: 11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения
узников фашистских лагерей. 11 апреля 1945 года узники (заключенные) концлагеря «Бухенвальд» – одного из самых страшных лагерей смерти – подняли восстание и вышли на свободу. Этот лагерь был создан на территории Германии (Слайды 1, 2).
Всего на территории Германии и других государств было 14000 лагерей. Через них прошли 18 миллионов человек. Трудно себе представить, что творилось в лагерях смерти: голод, непосильный труд и побои стали причиной массовой гибели людей. На людях ставили бесчеловечные медицинские эксперименты.
В лагере были не только взрослые, но и дети. Для них были созданы даже отдельные лагеря.
На занятой фашистами территории Беларуси было создано более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей. Крупнейшие среди них: «Тростенец» (Слайд 3), Минское гетто (крупнейшее в Европе) (Слайды 4, 5), «Озаричи» (Слайды 6, 7). На территории нашего города также было гетто для евреев (Слайд 8). В Гомельской области был создан детский концлагерь «Красный Берег».
Сейчас мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию в Мемориальный комплекс «Красный Берег». Давайте посмотрим видео, а затем обсудим, расскажете, какие у вас возникли чувства.
(https://www.youtube.com/watch?v=bnj4ruTA9Lg )
Учитель: Кто готов поделиться своими мыслями? Какие чувства у вас возникли после просмотра? (Ответы детей). Наша страна старается делать всё возможное, чтобы на земле был мир.
11 апреля во многих странах проходят памятные мероприятия, встречи бывших узников, поминовение погибших, поклонение их памяти. Давайте и мы с вами почтим память погибших детей минутой молчания (Слайд 9).
Учитель: Во время просмотра видео вы обратили внимание на рисунки, о
чем мечтали дети. Как вы думаете, о чем мечтали дети во время войны? У вас на партах лежат листочки. Обсудите в группе, нарисуйте и выразите одним предметом детскую мечту. Свои рисунки прикрепите к лучам солнышка (Работа учащихся в группе)
Подведение итогов
Учитель: Вы сегодня многое узнали. Как вы считаете, что самое главное в жизни всех людей на планете Земля? (Ответы детей)
– Давайте встанем все в круг.
Давайте, люди, за руки возьмёмся,
Рассвет встречать все вместе мы пойдём
И ласково друг другу улыбнёмся.
Должна зажечься в каждом искра доброты.
Попробуйте поласковее стать!
Вы подарите всем чуть-чуть душевной чистоты.
В ответ вам мир сумеет больше дать.