В материале предоставлены примеры авторских игровых пособий, которые автор использует в своей педагогической деятельности с обучающимися средних и старших специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г.Сморгони»,
Гродненская область
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи активно применяю дидактические игры, игровые пособия к которым изготавливаю своими руками. Большинство пособий изготовлено из фетра, цветного картона и бумаги. При изготовлении игровых пособий также использую питьевые трубочки для коктейля, пластиковые бутылки, компакт-диски, сосновые шишки, декоративные свечи, новогоднюю мишуру, мебельный поролон, нитки мулине, пряжу для вязания, застежки-молнии для одежды, пуговицы, шнурки для обуви.
Все игровые пособия многофункциональны. Так одна и таже дидактическая игра может быть представлена разными вариантами игровых пособий. И наоборот, одно и тоже игровое пособие может применяться в разных дидактических играх.
Авторские игровые пособия использую при проведении подгрупповых занятий по образовательным областям «Развитие речи», «Подготовка к обучению грамоте», «Элементарные математические представления», а также во время коррекционных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи, коррекционных занятий по формированию произносительной стороны речи.
В предложенных игровых пособиях, собраны игровые упражнения и задания, которые можно использовать в коррекционной работе с обучающимися средних и старших специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Игровые пособия с кармашками эффективны на занятиях по автоматизации поставленных звуков, развитии фонематического слуха, а также для формирования умения осуществлять звуковой анализ звукосочетаний и трех-звуковых слов. Эти пособия можно использовать при освоении элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Предлагаю несколько вариантов дидактических игр с использованием игровых пособий с кармашками.
Игра «Поймай звук»
Цель: развитие слухового внимания; формирование представления о гласных звуках.
Ход игры. Учитель-дефектолог произносит ряд звуков. Ребенок, услышав гласный звук [а], кладет красную фишку в кармашек пособия из фетра. Красная фишка обозначает гласный звук.
Для обозначения согласного твердого звука используется синяя фишка, для обозначения согласного мягкого – зеленая.
Игра «Помоги Мишке»
Цель: автоматизация звука [ш] изолированно, в слогах и словах: развитие слухового внимания.
Ход игры. Ребенку предлагается помочь Мишке (игровое пособие с изображением медведя). Учитель-дефектолог произносит ряд звуков, слогов, слов. Ребенок, услышав звук [ш], кладет условный символ звука [ш] (фишка синего цвета) в кармашек пособия.
Второй вариант игры. Учитель-дефектолог произносит звук [ш] изолированно, в слогах и словах. Ребенок кладет в кармашек пособия условный символ звука [ш] (фишка синего цвета) только тогда, когда самостоятельно и правильно произнесет звук [ш].
Третий вариант игры. Ребенку демонстрируются предметные картинки и предлагается найти только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Ребенок называет картинку, четко произнося звук [ш] и только после этого кладет картинку в кармашек пособия.
Игровые пособия «Игры с прищепками», «Игры с пуговицами», «Игры с молнией», «Игры со шнуровкой» способствуют развитию мелкой моторики рук, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятиях. Также их можно использовать с целью автоматизации поставленных звуков.
Игра «Запомни, повтори»
Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях; развитие мелкой моторики рук.
Ход игры. Ребенку предлагается запомнить и повторить слоги, слова, словосочетания со звуком [р]. Например: Ра-Ро-Ру-Ры. Ра-ра-ра- рак. Розовое ведро. Ребенок крепит прищепку к игровому пособию из фетра только в случае правильного произношения звука [р].
Игра «Не ошибись»
Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях; развитие мелкой моторики рук.
Ход игры. Игра проводится по аналогии с предыдущей игрой. Только здесь ребенок отстегивает и застегивает пуговицы в случае правильного произношения звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях.
Игровое пособие «Сказочные герои» способствует развитию просодической стороны речи, силы голоса, дикции, выразительности речи, а также активно используется во время проведения сюрпризных моментов.
Игра «Идем играть»
Цель: научиться громко говорить.
Ход игры. Дети надевают на руку куклу из фетра. Считалкой выбирается ведущий. На расстоянии 2-3 метров от ведущего дети стоят с куклами из фетра. Объясняется, что ведущему скучно играть одному. Поэтому он будет детей звать играть. Но для того, чтобы дети услышали надо звать громко. Ведущий вместе с учителем-дефектологом зовет Сову, Мышку, Цыпленка, Тигра, Котенка. Необходимо, чтобы ведущий звал сказочных героев громко, но не кричал.
Игра «Громко-тихо»
Цель: развитие умения пользоваться громким и тихим голосом.
Ход игры. Дети надевают на руку куклу из фетра. Громким и тихим голосом произносят звукоподражания «Ух», «Пи-пи», «Р-р-р», «Мяу».
Игровые пособия «Лягушка», «Ракета», «Бабочка», «Задуй свечу», «Кто быстрее» способствуют развитию речевого дыхания, длительного плавного ротового выдоха.
Игра «Бабочка»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры. Ребенку предлагается сдуть бабочку с цветка. Каждая бабочка прикреплена отдельной ниткой к цветку. Педагог объясняет, что губы должны быть вытянуты трубочкой, щеки не надувать. Необходимо следить, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. При правильном выдохе бабочка улетает с цветка.
Игра «Лягушка»
Цель: развитие сильного ротового выдоха, обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Ход игры. Ребенку предлагается подуть в питьевую трубочку из коктейля, которая через маленькую дырочку закреплена к основанию лягушки. Часть трубочки находится в так называемом язычке лягушки, который свернут к основанию пособия. Ребенок дует в питьевую трубочку, язычок лягушки раскрывается: из короткого превращается в длинный. Игра проводится как индивидуально с одним ребенком, так и с подгруппой детей. При выполнении задания необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки.
Игра «Ракета»
Цель: развитие сильного ротового выдоха, обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Ход игры. Ребенку предлагается подуть в питьевую трубочку из коктейля, которая направлена вверх. В конце питьевой трубочки установлена космическая ракета из бумаги. Ребенок дует в питьевую трубочку, ракета летит вверх. Ракета сможет взлететь только тогда, когда ребенок сильно подует в питьевую трубочку. Щеки при этом нельзя надувать.
Игровое пособие «Музыкальный мишка» способствует развитию фонематического слуха, слуховому восприятию и памяти, формированию умения выполнять инструкции взрослого, развитию пространственной ориентировки.
Игра «Где позвонили?»
Цель: развитие направленного слухового внимания.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Считалкой выбирается ведущий, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Учитель-дефектолог дает кому-нибудь из детей музыкального медведя и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, учитель-дефектолог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначается другой водящий. Игра повторяется 4-5 раз. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук.
Игровое пособие «Новогодний сюрприз» способствует формированию положительной мотивации к участию в занятии, используется во время сюрпризного момента, а также в качестве «чудесного мешочка», что помогает совершенствовать тактильные ощущения и восприятия обучающихся.
Игра «Волшебный бочонок»
Цель: автоматизация звука [р] в словах.
Ход игры. Учитель-дефектолог приносит красивый бочонок, сделанный из пластиковой бутылки и фетра. Говорит, что в волшебном бочонке лежат картинки, в названии которых есть звук [р]. Ребенку предлагается достать картинку (можно с закрытыми глазами) и громко, четко назвать, что на ней нарисовано. Правильно назвав картинку, ребенок кладет ее на игровое поле. Игра заканчивается только тогда, когда все картинки правильно названы.
Игровое пособие «Путешествия пальчиков» способствует развитию межполушарных связей, мелкой моторики рук, зрительно-пространственной ориентировки. Его можно использовать с целью автоматизации поставленных звуков.
Игра «Снежинки»
Цель: автоматизация изолированного звука [с].
Ход игры. Ребенок длительно произносит звук [с]. В это время указательными пальцами обеих рук ведет от снежинки по дорожкам, построенным из плотной шерстяной нити либо тонкого шнура, вниз. Снежинки падают на землю.
Игра «Звери заблудились»
Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки; развитие мелкой моторики рук.
Ход игры. Учитель-дефектолог объясняет ребенку, что звери заблудились и им надо помочь. Предлагается вести указательным пальцем ведущей руки по дорожкам, которые ведут к домикам зверей.
Яркость, красочность игровых пособий, изготовленных своими руками, способствует повышению работоспособности, заинтересованности, активизации речевой деятельности обучающихся специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.