Занятие направлено на формирование слитности и плавности речи на материале стихов.
Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Самостоятельное чтение стихотворения.
Цель: формирование слитности и плавности речи на материале стихов.
Задачи:
– формировать подвижность мышц артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики;
– продолжать формировать правильное диафрагмальное дыхание;
– совершенствовать артикуляционный уклад гласных звуков;
– формировать силу и продолжительность речевого выдоха при помощи согласных звуков;
– формировать слитность и плавность речи на материале стихов в сопряженном и самостоятельном чтении;
– совершенствовать навыки опоры на гласный звук;
– формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало, индивидуальные упражнения, стихи.
Возраст: 8–16 лет.
Ход занятия
1 Организационный момент
Учитель-дефектолог: Сегодня мы постараемся научиться говорить плавно и слитно, читая стихотворения. Но, конечно же, выполним и другие задания и упражнения, которые подготовят тебя к «правильному» чтению. Начнем с артикуляционной гимнастики.
2 Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Учитель-дефектолог: Садимся напротив зеркала и выполняем следующие упражнения:
Упражнения для губ:
– сомкнутыми губами произносим гласные звуки [у]–[и];
– сомкнутыми губами пытаемся произнести звук [п];
– рот полуоткрыт, верхнюю губу натягиваем на верхние зубы, пальцем придерживаем нижнюю губу;
– рот полуоткрыт, нижнюю губу натягиваем на нижние зубы, пальцем придерживаем верхнюю губу;
– рот полуоткрыт, одновременно натягиваем губы на зубы;
– «коробочка» – зубы сжаты, верхняя губа поднимается вверх, нижняя опускается вниз.
Упражнения для языка:
– рот широко открыт, язык высовываем вперед, язык острый и сильно напряжен;
– рот полуоткрыт, кончиком языка пытаемся дотянуться до кончика носа;
– рот полуоткрыт, кончиком языка пытаемся дотянуться до подбородка;
– рот полуоткрыт, кончиком языка дотягиваемся до носа, а затем до подбородка;
– кончиком языка облизываем зубы/губы;
– кончиком языка попеременно укалываем щёки;
– легкое пощелкивание языком.
Упражнения для нижней челюсти:
– рот полуоткрыт, нижняя челюсть движется влево – вправо;
– рот полуоткрыт, нижняя челюсть движется вперед – на место;
– рот полуоткрыт – открыт – широко открыт – закрыт.
Упражнения для щёк:
– надуваем обе щеки одновременно;
– надуваем каждую щеку попеременно;
– перекатываем воздух из одной щеки в другую, как бы прополаскивая рот;
– втягиваем щёки вовнутрь;
– надуваем верхнюю/нижнюю губу.
На этом артикуляционную гимнастику закончили, приступаем к работе над речевым дыханием.
Работа над диафрагмальным дыханием
Учитель-дефектолог: На вдохе надуваешь живот, плечи неподвижны, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Вдох, выдох..
Теперь на выдохе произноси длительно и плавно звуки:
[ш], [с], [ф], [х], [ш]–[х], [ф]–[с], [с]–[ш]–[х], [с]–[ш]–[ф]–[х].
Молодец!
Беззвучное артикулирование связки гласных звуков
Учитель-дефектолог: Сейчас беззвучно, как бы проговаривая, четко артикулируем следующие гласные звуки, которым потом будут нашими «помощниками» в словах:
[а]–[о]–[у]
[э]–[ы]–[о]
[и]–[ё]–[у]
[я]–[ю]–[ы]
[и]–[е]–[о].
Распевки
Учитель-дефектолог: Давай вспомним речевые правила:
– перед тем как сказать, делаем вдох, плечи при этом максимально неподвижны;
– говорим медленно и спокойно;
– в словах опора – ударная гласная, её тянем;
– слова в предложении проговариваем слитно.
Теперь, используя эти правила, «поём» (произносим сопряженно):
– счёт от 1 до 10 с паузой на 5, вдох;
– счёт от 10 до 1 с паузой на 6, вдох;
– счёт десятками до 100 пауза на 60, вдох;
– счёт двойками, пауза на 10, вдох;
– счёт тройками, пауза на 15, вдох;
– дни недели, пауза на слове «четверг», вдох.
Упражнение «Предложения»
Учитель-дефектолог: Используя речевые правила, читаем предложения, в которых «ʹ» – это ударная гласная, «_» – обозначает слитность, «/»или «//» – пауза, после которой делаешь вдох.
Упражнение: Scan20230306085714
Молодец!
Упражнение «Читаем стихотворение»
Учитель-дефектолог: Сейчас, используя речевые правила, сначала я тебе читаю стихотворение, затем мы его читаем вместе, а после читаешь ты самостоятельно. Стихотворение С.Есенина «Белая берёза».
Стихотворение: Scan20230306085651
Молодец!
3 Заключительная часть
Учитель-дефектолог: Ты сегодня научился применять речевые правила в чтении стихотворения. Сложно ли тебе было?
Всё ли у тебя получалось, на твой взгляд?
Старайся дома и в школе не забывать речевые правила, чтобы тебе легче было говорить, и твоя речь была плавной.