Конспект индивидуального логопедического занятия со школьниками по коррекции заикания

- 17:13КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Занятие направлено на формирование слитности и плавности речи на материале стихов.

 

Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Тема: Самостоятельное чтение стихотворения.

Цель: формирование слитности и плавности речи на материале стихов.

Задачи:

– формировать подвижность мышц артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики;
– продолжать формировать правильное диафрагмальное дыхание;
– совершенствовать артикуляционный уклад гласных звуков;
– формировать силу и продолжительность речевого выдоха при помощи согласных звуков;
– формировать слитность и плавность речи на материале стихов в сопряженном и самостоятельном чтении;
– совершенствовать навыки опоры на гласный звук;
– формировать навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркало, индивидуальные упражнения, стихи.

Возраст: 8–16 лет.

 

Ход занятия

 

1 Организационный момент 

Учитель-дефектолог: Сегодня мы постараемся научиться говорить плавно и слитно, читая стихотворения. Но, конечно же, выполним и другие задания и упражнения, которые подготовят тебя к «правильному» чтению. Начнем с артикуляционной гимнастики.

 

2 Основная часть 

Артикуляционная гимнастика 

Учитель-дефектолог: Садимся напротив зеркала и выполняем следующие упражнения:

Упражнения для губ:

– сомкнутыми губами произносим гласные звуки [у]–[и];
– сомкнутыми губами пытаемся произнести звук [п];
– рот полуоткрыт, верхнюю губу натягиваем на верхние зубы, пальцем придерживаем нижнюю губу;
– рот полуоткрыт, нижнюю губу натягиваем на нижние зубы, пальцем придерживаем верхнюю губу;
– рот полуоткрыт, одновременно натягиваем губы на зубы;
– «коробочка» – зубы сжаты, верхняя губа поднимается вверх, нижняя опускается вниз.

Упражнения для языка:

– рот широко открыт, язык высовываем вперед, язык острый и сильно напряжен;
– рот полуоткрыт, кончиком языка пытаемся дотянуться до кончика носа;
– рот полуоткрыт, кончиком языка пытаемся дотянуться до подбородка;
– рот полуоткрыт, кончиком языка дотягиваемся до носа, а затем до подбородка;
– кончиком языка облизываем зубы/губы;
– кончиком языка попеременно укалываем щёки;
– легкое пощелкивание языком.

Упражнения для нижней челюсти:

– рот полуоткрыт, нижняя челюсть движется влево – вправо;
– рот полуоткрыт, нижняя челюсть движется вперед – на место;
– рот полуоткрыт – открыт – широко открыт – закрыт.

Упражнения для щёк:

– надуваем обе щеки одновременно;
– надуваем каждую щеку попеременно;
– перекатываем воздух из одной щеки в другую, как бы прополаскивая рот;
– втягиваем щёки вовнутрь;
– надуваем верхнюю/нижнюю губу.

На этом артикуляционную гимнастику закончили, приступаем к работе над речевым дыханием.

 

Работа над диафрагмальным дыханием 

Учитель-дефектолог: На вдохе надуваешь живот, плечи неподвижны, на выдохе возвращаемся в исходное положение. Вдох, выдох..

Теперь на выдохе произноси длительно и плавно звуки:

[ш], [с], [ф], [х], [ш]–[х], [ф]–[с], [с]–[ш]–[х], [с]–[ш]–[ф]–[х].

Молодец!

 

Беззвучное артикулирование связки гласных звуков

Учитель-дефектолог: Сейчас беззвучно, как бы проговаривая, четко артикулируем следующие гласные звуки, которым потом будут нашими «помощниками» в словах:

[а]–[о]–[у]
[э]–[ы]–[о]
[и]–[ё]–[у]
[я]–[ю]–[ы]
[и]–[е]–[о].

 

Распевки

Учитель-дефектолог: Давай вспомним речевые правила:

– перед тем как сказать, делаем вдох, плечи при этом максимально неподвижны;
– говорим медленно и спокойно;
– в словах опора – ударная гласная, её тянем;
– слова в предложении проговариваем слитно.

Теперь, используя эти правила, «поём» (произносим сопряженно):

– счёт от 1 до 10 с паузой на 5, вдох;
– счёт от 10 до 1 с паузой на 6, вдох;
– счёт десятками до 100 пауза на 60, вдох;
– счёт двойками, пауза на 10, вдох;
– счёт тройками, пауза на 15, вдох;
– дни недели, пауза на слове «четверг», вдох.

 

Упражнение «Предложения» 

Учитель-дефектолог: Используя речевые правила, читаем предложения, в которых «ʹ» – это ударная гласная, «_» – обозначает слитность, «/»или «//» – пауза, после которой делаешь вдох. 
Упражнение: 
Scan20230306085714

Молодец!

 

Упражнение «Читаем стихотворение» 

Учитель-дефектолог: Сейчас, используя речевые правила, сначала я тебе читаю стихотворение, затем мы его читаем вместе, а после читаешь ты самостоятельно. Стихотворение С.Есенина «Белая берёза».

Стихотворение: Scan20230306085651

Молодец!

 

3 Заключительная часть 

Учитель-дефектолог: Ты сегодня научился применять речевые правила в чтении стихотворения. Сложно ли тебе было?

Всё ли у тебя получалось, на твой взгляд?

Старайся дома и в школе не забывать речевые правила, чтобы тебе легче было говорить, и твоя речь была плавной.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий