Камешки Марблс – прекрасный материал в работе учителя-дефектолога для решения различных задач речевого развития воспитанников: коррекции звукопроизношения, увеличения словарного запаса, формирования грамматических категорий, развития связной речи, овладения навыками звукового анализа, профилактики дисграфии.
Инна МАСЮК,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Мосты»,
Гродненская область
Самое трудное в работе учителя-дефектолога – добиться того, чтобы ребенок с особенностями психофизического развития повторял и выполнял задания. Это заставляет нас искать новые методы и формы работы. Я открыла для себя один из нетрадиционных приемов обучения, занимательный для детей, – применение камешков Марблс.
Камешки Марблс – это стеклянные шарики разной формы. Они получили свое название от английского «marbls» (мраморные). Шарики привлекают своими красками, сиянием, изгибами. Они настолько красивы, лучезарны, привлекательны, что детям хочется их потрогать.
Работа с разноцветными камнями помогает привлечь внимание детей к заданию, вызывает у ребенка положительные эмоции, радость, улыбку. Занятия с камешками нравятся детям за приятные и полезные тактильные ощущения – ребята с удовольствием засовывают руки в ёмкость с камешками, перебирают их, сжимают в кулачках, сортируют по цвету, размеру и форме, выкладывают различные узоры, дорожки, фигуры, предметы (по образцу, по памяти, по замыслу), декорируют картинки, проявляя фантазию и творчество.
Работа с камешками активизирует внимание, развивает сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение. Кроме того, Марблс – прекрасный материал в работе учителя-дефектолога для решения различных задач речевого развития воспитанников: коррекции звукопроизношения, увеличения словарного запаса, формирования грамматических категорий, развития связной речи, овладения навыками звукового анализа, профилактики дисграфии. С помощью камешков Марблс процесс обучения идет легко, с большим желанием и продуктивностью.
Предлагаю варианты игр с камешками Марблс.
Игра для автоматизации изучаемого звука в слогах
Ребёнку предлагается выкладывать на стол синие (розовые, голубые или др.) камешки и повторять слог «ша» (ши, ше, шу, шо).
Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.
Игры для автоматизации изучаемого звука в словах
«Сокровища»
Игра проводится с набором мелких игрушек.
Ребёнку предлагается найти в «шкатулке с сокровищами» игрушки и назвать их правильно.
«Выбери правильно»
Ребёнку нужно назвать и положить камешек только на те картинки, в названии которых есть звук [р] (можно использовать любой изучаемый звук).
«Укрась тарелку»
Предлагаю шаблон или рисунок тарелки.
Ребёнку нужно украсить её камешками, назвав картинки со звуком [ж].
Слова и картинки используются с любым изучаемым звуком.
Игры на формирование навыков звукового анализа
«Найди место звука в слове»
Предлагается схема в виде рыбки из трех клеточек.
Ребёнок называет картинку и кладёт камешек в клеточку, соответствующую положению звука в слове: начало, середина или конец. Одновременно автоматизируется звук в словах.
«Напиши слово»
Ребёнок выполняет звуковой анализ слова не с помощью фишек, а с помощью камешков Марблс (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).
«Дерево»
Предлагается рисунок дерева.
Нужно прикрепить яблочки (листики) – камешки красного, зеленого, желтого цвета (на выбор ребенка), назвав первый (последний) звук в слове.
Слова и картинки можно подобрать абсолютно любые.
«Обведи букву по контуру (по точкам)»
Предлагается нарисованная на листе бумаги буква, а ребенок выкладывает её камешками по контуру.
Игры для профилактики дисграфии
«Зеркало»
Ребёнок должен помочь буквам, убрав их неправильные отражения.
«Строитель»
Ребёнку предлагается с помощью камешков починить сломанные буквы, слоги.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий
«Что бывает зеленого (желтого, красного) цвета?»
Учимся правильно согласовывать прилагательные с существительными.
Ребёнок достаёт камешек и называет, что бывает такого цвета:
зелёный камешек – зелёная трава, зелёный лист, зелёные варежки и т.д.;
красный камешек – красный помидор, красное платье, красные маки и т.д.;
жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтый карандаш, жёлтое солнце и т.д.
«Назови сколько»
Учимся правильно согласовывать числительные с существительными.
Ребёнку предлагается взять 1, 2 или 5 камешков, положить их на названную педагогом картинку и сказать, сколько получится предметов.
Игры на развитие связной речи
«Составление предложения с заданным словом»
Ребёнку предлагается придумать предложение с заданным словом, посчитать количество слов в предложении.
«Закончи сказку»
Показываю картинку, начинаю о ней рассказывать и предлагаю детям помочь сказочному персонажу заполнить картинку-шаблон сказки камешками определенного цвета (формы), а также придумать конец сказки.
Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще можно придумать большое количество. Практика показывает, что использование камешков Марблс в коррекционной работе эффективно, радостно и не утомительно.