Использование камешков Марблс в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста

- 12:20КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Камешки Марблс – прекрасный материал в работе учителя-дефектолога для решения различных задач речевого развития воспитанников: коррекции звукопроизношения, увеличения словарного запаса, формирования грамматических категорий, развития связной речи, овладения навыками звукового анализа, профилактики дисграфии.

 

Инна МАСЮК,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Мосты»,
Гродненская область

 

Самое трудное в работе учителя-дефектолога – добиться того, чтобы ребенок с особенностями психофизического развития повторял и выполнял задания. Это заставляет нас искать новые методы и формы работы. Я открыла для себя один из нетрадиционных приемов обучения, занимательный для детей, – применение камешков Марблс.

Камешки Марблс – это стеклянные шарики разной формы. Они получили свое название от английского «marbls» (мраморные). Шарики привлекают своими красками, сиянием, изгибами. Они настолько красивы, лучезарны, привлекательны, что детям хочется их потрогать.

Работа с разноцветными камнями помогает привлечь внимание детей к заданию, вызывает у ребенка положительные эмоции, радость, улыбку. Занятия с камешками нравятся детям за приятные и полезные тактильные ощущения – ребята с удовольствием засовывают руки в ёмкость с камешками, перебирают их, сжимают в кулачках, сортируют по цвету, размеру и форме, выкладывают различные узоры, дорожки, фигуры, предметы (по образцу, по памяти, по замыслу), декорируют картинки, проявляя фантазию и творчество.

Работа с камешками активизирует внимание, развивает сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение. Кроме того, Марблс – прекрасный материал в работе учителя-дефектолога для решения различных задач речевого развития воспитанников: коррекции звукопроизношения, увеличения словарного запаса, формирования грамматических категорий, развития связной речи, овладения навыками звукового анализа, профилактики дисграфии. С помощью камешков Марблс процесс обучения идет легко, с большим желанием и продуктивностью.

Предлагаю варианты игр с камешками Марблс.

 

Игра для автоматизации изучаемого звука в слогах

Ребёнку предлагается выкладывать на стол синие (розовые, голубые или др.) камешки и повторять слог «ша» (ши, ше, шу, шо).

Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.

 

Игры для автоматизации изучаемого звука в словах

«Сокровища»

Игра проводится с набором мелких игрушек.

Ребёнку предлагается найти в «шкатулке с сокровищами» игрушки и назвать их правильно.

«Выбери правильно»

Ребёнку нужно назвать и положить камешек только на те картинки, в названии которых есть звук [р] (можно использовать любой изучаемый звук).

«Укрась тарелку»

Предлагаю шаблон или рисунок тарелки.

Ребёнку нужно украсить её камешками, назвав картинки со звуком [ж].

Слова и картинки используются с любым изучаемым звуком.

 

Игры на формирование навыков звукового анализа

«Найди место звука в слове»

Предлагается схема в виде рыбки из трех клеточек.

Ребёнок называет картинку и кладёт камешек в клеточку, соответствующую положению звука в слове: начало, середина или конец. Одновременно автоматизируется звук в словах.

«Напиши слово»

Ребёнок выполняет звуковой анализ слова не с помощью фишек, а с помощью камешков Марблс (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).

«Дерево»

Предлагается рисунок дерева.

Нужно прикрепить яблочки (листики) – камешки красного, зеленого, желтого цвета (на выбор ребенка), назвав первый (последний) звук в слове.

Слова и картинки можно подобрать абсолютно любые.

«Обведи букву по контуру (по точкам)»

Предлагается нарисованная на листе бумаги буква, а ребенок выкладывает её камешками по контуру.

 

Игры для профилактики дисграфии

«Зеркало»

Ребёнок должен помочь буквам, убрав их неправильные отражения.

«Строитель»

Ребёнку предлагается с помощью камешков починить сломанные буквы, слоги.

 

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

«Что бывает зеленого (желтого, красного) цвета?»

Учимся правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ребёнок достаёт камешек и называет, что бывает такого цвета:

зелёный камешек – зелёная трава, зелёный лист, зелёные варежки и т.д.;
красный камешек – красный помидор, красное платье, красные маки и т.д.;
жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтый карандаш, жёлтое солнце и т.д.

«Назови сколько»

Учимся правильно согласовывать числительные с существительными.

Ребёнку предлагается взять 1, 2 или 5 камешков, положить их на названную педагогом картинку и сказать, сколько получится предметов.

 

Игры на развитие связной речи

«Составление предложения с заданным словом»

Ребёнку предлагается придумать предложение с заданным словом, посчитать количество слов в предложении.

«Закончи сказку»

Показываю картинку, начинаю о ней рассказывать и предлагаю детям помочь сказочному персонажу заполнить картинку-шаблон сказки камешками определенного цвета (формы), а также придумать конец сказки.

 

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще можно придумать большое количество. Практика показывает, что использование камешков Марблс в коррекционной работе эффективно, радостно и не утомительно.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий