Урок мужества «Никто не забыт и ничто не забыто» во 2-м классе

- 16:40Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Внеклассная работа

Сценарий занятия направлен на формирование гражданско-патриотических качеств у младших школьников, представлений о мужестве, подвиге, ответственности, нравственности.

  

Ольга ТРЕТЬЯКЕВИЧ,
учитель начальных классов, классный руководитель
ГУО «Ивьевская начальная школа»,
Гродненская область

 

Цель: формирование гражданско-патриотических качеств у младших школьников, представлений о мужестве, подвиге, ответственности, нравственности.

Задачи:

– познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
– способствовать формированию у учащихся готовности к защите Родины;
– воспитывать у обучающихся мужество, любовь к своей Родине.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, видеоролик, выставка книг «Подвиг великий и вечный», бумажные голуби, портреты пионеров-героев, иллюстрации, карточки с заданиями, лампадка, гвоздики.

Презентация: https://drive.google.com/file/d/18vfWjQRNl_faStN6BfaW-ZeDYbn3joNW/view?usp=share_link

Форма проведения: устный журнал.

 

Ход урока

I Организационный момент

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, мы – одна семья!

 

II Определение темы урока

Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём оно?

Слайд 1

Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зёрнышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зёрнышко колосом мужества. 

Учитель: Ребята, о чём это стихотворение? (О мужестве). С кем и с чем сравнивается мужество? (С мужчиной)

 

III Работа по теме

Учитель: Догадались ли вы, какой будет тема классного часа? (Ответы детей)

Слайд 2

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Наш классный час так и называется «Урок мужества «Никто не забыт и ничто не забыто».

Слайд 3

Учитель: Ребята, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным? (Ответы детей)

Слайд 4

Учитель: Мужество – это способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьёзных испытаниях, но и в мелочах, каждый день.

К слову мужество подберите слова, близкие по значению.

Слайд 5 (отвага, смелость, решительность, храбрость, героизм, бесстрашие…)

Учитель: Ребята, назовите события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными. (Во время Великой Отечественной войны). Давайте вспомним об этой страшной и долгой войне.

Просмотр видеоролика  https://www.youtube.com/watch?v=gQaj-CW-tjk «Детям о Великой Отечественной войне».

Слайд 6

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась победа.

Слайд 7

Брестская крепость первой встала на пути врага, потому что находилась у самой границы и сразу оказалась на захваченной фашистами территории.

В обороне крепости участвовало около 3,5 тысяч человек – представителей более 30 национальностей. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали её защитников – советских пограничников. Но те оказали яростное сопротивление. Крепость оказалась в глубоком тылу фашистских армий. Вместе с пограничниками сражались их жены и дети. Они ухаживали за ранеными, подносили снаряды. У защитников крепости кончались патроны, не было еды, но хуже всего было с водой. Большинство участников обороны Брестской крепости погибли. Немецкие захватчики учинили жестокую расправу не только над защитниками Брестской крепости, но и над мирным населением.

Слайд 8

Сегодня Брестская крепость является самой крупной достопримечательностью в городе Бресте. После войны она была полностью восстановлена. На её территории создан мемориальный комплекс. Он включает в себя скульптурную композицию «Жажда», на которой изображён советский солдат, который, опираясь на автомат, из последних сил пытается дотянуться до реки и зачерпнуть каской воды. Памятник посвящён мужеству защитников крепости, которые без еды и воды на протяжении многих дней держали оборону.

Слайд 9

Монумент «Мужество» – скульптура воина высотой 33,5 метра, рассказывает об отдельных эпизодах героической обороны крепости.

Около месяца продолжалась ее героическая оборона. Ничто не могло сломить несгибаемую волю и мужество бессменного гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери. Защитники Брестской крепости в годы войны проявили мужество и героизм.

Слайд 10

Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей.

Слайд 11

В годы войны на фронте мужественно сражались мужчины, женщины и дети. Это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Слайд 12

За три года оккупации (1941–1944 г.) на территории Беларуси было разрушено 209 городов и городских поселков, сожжено 9200 сел и деревень, 628 из них гитлеровцы сожгли вместе с жителями. 186 деревень так и не были возрождены.

Слайд 13

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь была уничтожена фашистами. А как? (Рассказывает ученик).

Во второй половине дня каратели окружили деревню. Завязался бой. Под давлением сил противника партизаны с боем отступили. Фашисты не стали преследовать их, а учинили расправу над ни в чём не повинными мирными жителями деревни. Всех их, от мала до велика, выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Когда всё население деревни было в сарае, фашисты заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли… В тот день в Хатыни погибло 149 человек, из них 75 детей в возрасте до 16 лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Слайд 14

Единственный взрослый свидетель Хатынской трагедии – 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришел в сознание поздно ночью, когда карателей уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди погибших односельчан он нашел своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он умер на руках у отца. Этот трагический эпизод из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» – «Непокоренный человек».

Слайд 15

В память о каждом четвертом горит в Хатыни Вечный огонь. На черном траурном постаменте четыре углубления, в трех из них растут березки, символизирующие жизнь на белорусской земле. Четвертой березки нет, как нет в живых каждого четвертого жителя Беларуси. Посещение мемориала заставляет людей осознать хрупкость мира, задуматься о Вечном. Послушайте обращение от погибших к нам.

Слайд 16

Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

Слайд 17

Это колокол памяти. Он говорит нам, что человек не может умереть дважды: там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Человек должен жить в памяти потомков!

Память… Из нее никогда не должно стереться то, что принёс с собой кровавый фашизм. Никогда!

Слайд 18

Светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся имена павших героев. Пусть каждый из нас почувствует на себе строгий взгляд павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.

Есть книги о войне, о пионерах-героях. Их имена навечно застыли в строю героев, их взрослый подвиг в годы войны не имеет цены (обзор выставки книг «Подвиг великий и вечный»).

Читая произведения о войне, невольно спрашиваешь себя: а я смог бы так? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Давайте же надеяться, что нам не придётся этого узнать, а если и нам выпадет честь защищать свою Родину, мы не побоимся, а мужественно пойдём до конца, как герои Великой Отечественной войны.

Слайд 19

Лёня Голиков, 14 лет – погиб смертью храбрых в бою.
Зина Портнова, 15 лет – юная партизанка, зверски замучена фашистами.
Валентин Котик, 14 лет – погиб в неравном бою с фашистами.
Марат Казей, 15 лет – окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Нина Сагайдак, 14 лет – выполняя задание, попала в руки фашистов. Расстреляна.
Володя Дубинин, 15 лет – выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.

Это из их жизни пришло к нам слово «мужество». Они совершили подвиг.

Слайд 20

Подвиг – символ мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

Учитель: Мы не имеем права забывать ужасы войны, чтобы она не повторилась вновь, и забывать тех, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили мирно.

Слайд 21

Никто не забыт и ничто не забыто.
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но словно огонь, у подножья –  гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто».

Слайд 22

Учитель: Минута молчания…

Склонитесь, и молод, и стар,
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие, выстоял и победил, посвящается минута молчания.

Задания в паре

Учитель: На партах лежат карточки со словами слёзы, кровь, дым, крики, грохот, взрывы, плач, солнце, смех, птицы, деревья, тишина, голубое небо. Нужно разложить их на две группы: в одну отобрать слова, которые подходят к слову война, в другую – слова, которые подходят к слову мир.

Слайд 23 (Проверка по слайду).

Учитель: Ребята! Когда отмечается праздник День Победы? Представьте, что вы пришли на парад в качестве солдат.

 

Физминутка «Солдаты»

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши –
Дружно, веселей!
Застучали наши ноги –
Громче и быстрей!
По коленям мы ударим –
Тише, тише, тише.
Руки, руки поднимаем –
Выше, выше, выше.
Мы на месте покружились.
Дружно все остановились.

Учитель: А сейчас, ребята, давайте отгадаем загадки:

Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою … (Страну)

Всё он в один миг решает,
Великий подвиг совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно… (Герой)

И на фронте, и в тылу
День и ночь ведут борьбу:
Жизни раненым спасают,
В строй вернуться помогают. (Военные врачи, медсестры)

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (Солдат)

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было… (Войны)

Учитель: Ребята! Берегите мир!

Ученик 1: Мир – это утро, полное света и надежд.

Ученик 2: Мир – это цветущие сады.

Ученик 3: Мир – это гул тракторов и комбайнов.

Ученик 4: Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хором: Мир – это жизнь.

Учитель: А только ли с войной появляется в нашей жизни это слово – «мужество»? Проявляется ли мужество взрослых и детей в наши мирные дни? (Ответы детей)

Слайд 24

В чём? (спасение во время пожара, на льду, в воде, помощь животным, в поиске преступников…)

Учитель: Послушайте, как дети приходят на помощь тем, кто попал в беду.

Слайд 25

В августе 2022 года София Бондаренко, учащаяся 4-го класса из Витебской области г.п. Лиозно, стала свидетельницей грабежа: на её глазах мужчина выхватил из рук пенсионера сумку и бросился бежать. София не растерялась, подняла шум, в результате которого взрослые вызвали милицию. Когда правоохранители приехали, школьница описала грабителя и показала направление, в котором он скрылся. За помощь милиции девочке вручили диплом и премию «Гражданское мужество». На линейке, посвященной Дню знаний, сотрудники РОВД наградили мужественную ученицу новым телефоном.

Слайд 26

В феврале 2022 года Богдан Шелег, ученик 8-го класса из Брестской области, пока родители были на ферме, вынес из горящего дома двух младших сестричек, разбив оконное стекло и сильно поранив руки. В сложной ситуации юный герой не растерялся и принял правильное решение. Мальчик совершил мужественный поступок и получил высокую награду из рук Президента А.Г.Лукашенко – медаль «За спасённую жизнь».

Учитель: А сейчас девочки расскажут вам случаи из жизни.

1) Два брата 8 и 4 лет и их 8-летний друг играли у пруда, покрытого тонкой корочкой льда. Малыш бросил в пруд камешек, не удержавшись на берегу, свалился в него. Одежда быстро пропитывалась водой и тяжелела. Друг быстро среагировал: схватил малыша за капюшон куртки и стал изо всех сил тащить на берег. Спохватился брат. Они вместе вытащили мальчика на берег. Малыш был спасен. Совершенно мокрые они пошли домой.

– Можно ли назвать мальчиков мужественными?
– Как бы вы вели себя, если бы оказались на их месте? 
– А можно ли играть на льду?

2) Большая овчарка перепрыгнула через высокий забор и повисла на цепи. Сама она не могла бы освободиться, была возможность удушения собственным ошейником. Мимо шли женщины. Они пересилили свой страх перед чужой огромной собакой и помогли ей высвободиться. Ведь никто из них не знал, как она поведет себя после освобождения. Чужая собака была спасена от смерти.

Учитель: Можно ли женщин, спасших собаку, назвать мужественными? (Ответы детей).

Как вы думаете, чувствует ли страх мужественный человек? (Ответы детей)
Что помогает человеку быть мужественным?

(Смелость, решительность, доброта…)

Учитель: Спасибо, что в нашей жизни встречаются такие люди!

Работа с пословицами (из слов, которые «лежат на парте», нужно составить пословицы)

Слайд 27 (Проверка по слайду)

Бой не опасен, если ты мужеством красен.
Деньги потерял – ничего не потерял, мужество потерял – всё потерял.
Знай свои силы, но рассчитывай на мужество.

Учитель: О чём эти пословицы? Кому, ребята, после сегодняшнего урока захотелось сделать мужественный поступок? А какой? (Ответы детей)

IV Итог урока. Рефлексия

Какой урок у нас получился? Что мы должны помнить и знать? (Историю, любить свою Родину, совершать мужественные, добрые поступки)

Учитель: В завершение классного часа я хочу обратиться к вам, ребята, будущим защитникам нашей Родины: «Служите Родине с достоинством и честью, любите её, берегите её. Она – это то, что есть у нас вечное и дорогое».

Слайд 28

Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!

Учитель: Ребята, какая птица является символом мира на земле? Правильно, голубь. У вас на партах лежат «голуби», напишите на них пожелание и прикрепите на доску, вокруг карты мира. И пусть ваши пожелания обязательно сбудутся!

Слайд 29

Учитель: Давайте споём песню «Да будет мир». После уроков мы возложим цветы к памятнику «Вечная слава героям!» и почтим память погибших воинов в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий