Эффективным средством формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте являются дидактические игры с математическим содержанием. Их основное назначение – сформировать представление о числах, простейших геометрических фигурах, обучение счёту, сложению и вычитанию, знакомство с элементами пространства и времени и умением ориентироваться в них.
Татьяна ТКАЧЁВА,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 73 г. Гродно»
В игровом пособии представлены игры по следующим компонентам:
– геометрические фигуры и формы предметов;
– количество и счёт;
– время;
– пространство.
Разработанные игры направлены на интеллектуальное воспитание ребёнка, развитие у него внимания, восприятия, мышления, памяти.
«Геометрические часы» (4–6лет)
Цель: формирование умений называть и различать плоские и объёмные геометрические фигуры; развитие мышления, памяти, восприятия.
Материал: часы из картона округлой формы с нарисованными плоскими и объёмными геометрическими фигурами с подвижной стрелкой, геометрические фигуры (плоские и объёмные (вариант 2))
Ход игры
Вариант 1
Дети:
Стрелка, стрелка, ты крутись,
А потом остановись.
Мы фигуру узнаём,
Дружно вместе назовём.
Стрелка останавливается, дети называют фигуру
Вариант 2
Дети:
Стрелка, стрелка, ты крутись,
А потом остановись.
Мы фигуру назовём,
А потом её найдём.
Дети вначале называют фигуру, а затем педагог предлагает из нескольких выбрать нужную. Игра повторяется, пока дети не назовут все фигуры.
«Подбери окошко к домику» (3–4 года)
Цель: формирование умений различать и называть геометрические фигуры, располагать объекты на листе бумаги (вверху – внизу), сравнивать фигуры по величине, форме, цвету.
Материал: 9 домиков трех цветов (красный, жёлтый и зелёный) с окошками – геометрическими фигурами разной формы и разного размера.
Ход игры
Педагог предлагает детям выбрать домик любого цвета и закрыть в нём окошки геометрическими фигурами такой же формы и такого же размера. Спрашивает ребенка, на какую геометрическую фигуру похожа форма окошек в его домике. Какой формы окошко на верхнем этаже, на нижнем? Игра продолжается, пока не «заселят» все домики. Затем окошки в домиках можно сравнить.
Вопросы: Чем отличается зелёный домик от красного? Какая фигура здесь самая большая? Какая самая маленькая?
«Собери картинку из геометрических фигур» (4–6лет)
Цель: формирование умений различать геометрические фигуры, определять их цвет, расположение предметов в пространстве; умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Материал: карточки с изображением, набор геометрических фигур (круги, овалы, квадраты, треугольники, прямоугольники)
Ход игры
Вариант 1 (4–5 лет)
Педагог предлагает рассмотреть карточку с изображением и ответить на вопросы: «Из каких геометрических фигур составлено изображение? Какого цвета фигуры? Где расположены?» После этого ребёнок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такую же картинку.
Вариант 2 (5–6 лет)
Педагог предлагает выложить ребёнку любую картинку и рассказать: Что он выложил? Из каких геометрических фигур состоит картинка? Где расположены фигуры.
«Весёлые фигуры» (3–4 года)
Цель: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); умений их различать и называть, сравнивать фигуры по цвету и величине; формирование представлений о пространственных положениях «внутри», «вне».
Материал: окружность, два домика из картона разных по размеру, набор геометрических фигур: шесть больших и маленьких красных, жёлтых и зелёных квадратов, треугольников, кругов.
Ход игры
Вариант 1
Педагог предлагает детям взять две группы фигур (например: красные и жёлтые круги). Затем предлагает выполнить разные задания: положить жёлтые круги в круг, а красные вне круга; в круг положить один зелёный круг, а вне круга много красных кругов и т.д. Игра может повторяться с другими группами фигур.
Вариант 2
Педагог раздаёт детям геометрические (по 1 шт.) разные по размеру и демонстрирует два домика (большой и маленький). Спрашивает: «Разные домики или одинаковые? Чем отличаются?» Затем предлагает в большой домик заселить все большие фигуры, а в маленький – маленькие. Дети по сигналу воспитателя: «Быстро к домику иди, нужную фигуру засели!» подходят к домикам и заселяют свою фигуру в нужный домик. Игра продолжается, пока дети не «заселят» все фигуры.
«Посадим бабочек на цветочки» (4–6 лет)
Цель: формирование умения считать количественным счётом в пределах 5–10; формирование умения преобразовывать множество путём уменьшения (убрали – стало меньше), увеличения (добавили – стало больше), уравнивания (стало поровну)
Материал: макет полянки, мелкий счётный материал (бабочки и цветочки)
Ход игры
Педагог демонстрирует макет полянки и говорит: «А кругом красиво и светло, и цветочков много расцвело. На нашу полянку прилетели и бабочки. Давайте на каждый цветочек посадим бабочку».
Предлагает посчитать вначале цветочки, а затем бабочек.
Вопросы: Сколько цветочков? А сколько бабочек? А как можно сказать про цветочки и бабочек по-другому? (Их поровну.)
Затем взрослый просит закрыть глаза (в это время убирает один или несколько цветочков), открыть глаза и рассказать, что изменилось.
Вопросы: Сколько теперь цветочков? Сколько бабочек? А как вы думаете, что могло случиться с бабочками?
«Числа-соседи» (5–6 лет)
Цель: формирование знаний о последовательности чисел первого десятка, умение определять последующее и предыдущее число.
Материал: карточки в виде домиков с цифрой и пустыми окошками, цифры.
Ход игры
Педагог предлагает рассмотреть числовую дорожку. Задаёт вопросы: «Какое число вы видите? А каких не хватает? Какое число предыдущее? А какое следующее?»
Игра продолжается, пока дети не заполнят все числовые дорожки.
«Сосчитай и подбери цифру» (4–6 лет)
Цель: формирование умения пересчитывать предметы, называя итоговое число; закрепление знаний о цифрах, соотнесение их с количеством предметов.
Материал: карточки с изображением предметов, цифры.
Ход игры
Педагог выкладывает карточки с предметами и цифры. Ребёнок считает, а затем выбирает нужную цифру. Педагог выбирает правильность. Через несколько раз можно играть на скорость, кто быстрее посчитает.
«Больше, меньше, равно» (5–6 лет)
Цель: формирование умения сравнивать рядом стоящие цифры в пределах «10»; формирование представлений о математических знаках; развитие внимания, воображения, пространственного мышления.
Материал: карточки с изображением предметов и пустыми окошками для знаков, знаки «больше, «меньше», «равно»
Ход игры
Ребёнок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество предметов на карточке.
«Числовые домики» (5–6 лет)
Цель: формирование представления об образовании чисел (в пределах 10); составе числа из двух меньших чисел (в пределах 10).
Материал: домики с цифрами (от 1 до 10) и окошками, где на каждом этаже одно число, набор карточек с цифрами, набор карточек с изображением предметов.
Ход игры
Педагог кладёт перед ребёнком числовые домики с числами в пределах 10. Число на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.
«Живая неделя» (5–6 лет)
Цель: формирование представления о днях недели и их последовательности.
Материал: кружки разного цвета, соответствующие дням недели с цифрами от 1 до 7.
Ход игры
Вариант 1
Педагог выкладывает перед детьми семь кружков с цифрами и перемешивает их, а воспитанникам предлагает расставить дни недели по порядку и назвать.
Вариант 2
Педагог убирает один кружок (выкладывает шесть кружков с цифрами), а ребёнок должен выложить по порядку и назвать, какого дня недели не хватает. Можно также спросить соседей дней недели:
Какой следующий день после вторника, а какой предыдущий? и т.д.
«Части суток» (3–5 лет)
Цель: формирование представлений о частях суток, их последовательности.
Материал: картинки с изображением частей суток, стрелка на магните.
Ход игры
Педагог называет часть суток, а дети должны найти картинку, которая соответствует этой части суток и обозначить стрелкой.
Спрашивает: «Какая часть суток наступит после дня, вечера, утра, ночи?» (Дети называют и показывают с помощью стрелки)
«Утро, день, вечер, ночь» (4–5лет)
Цель: формирование представлений о частях суток с использованием моделей-символов.
Материал: Большие круги (чёрный, желтый, синий и белый) и маленькие на каждого ребёнка.
Ход игры
Педагог показывает модель круг, а воспитанники называет часть суток (жёлтый – утро, белый – день, синий – вечер, чёрный – ночь), или наоборот педагог называет часть суток, а воспитанники должны поднять круг определённого цвета.
«Разноцветные вагончики» (3–5 лет)
Цель: формирование представлений о временах года на основе ярких проявлений в природе; умение различать и определять их при рассматривании картинок.
Материал: четыре паровозика разных цветов с символами (красный, жёлтый, голубой, зелёный) на магнитах, картинки с явлениями природы.
Ход игры
Педагог выкладывает перед детьми четыре вагончика и картинки, воспитанники берут по одной картинке, называют пору года и отправляют в нужный вагончик. Когда все вагончики «заселят» нужными картинками с детьми можно заучить стихотворения:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Ух ты, Зимушка-Зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит
Лето, лето к нам пришло –
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
«Было – стало – будет» (5–6 лет)
Цель: закрепление понятий «вчера», «сегодня», «завтра»; развитие памяти, внимательности.
Материал: карточки на магнитах с изображением растений, животных.
Ход игры
В игре принимает участие три ребёнка. Перед участниками – три коробочки. В первой коробочке – «прошлое» (вчера), во второй – «настоящее» (сегодня), в третьей – «будущее» (завтра). Таким образом, им надо составить логические цепочки (соответственно «вчера» – «сегодня» – «завтра»).
«Раньше – позже» (4–5 лет)
Цель: развитие умения определять и объяснять временную последовательность «раньше – позже», «сначала – потом»; показывать при помощи стрелки последовательность событий.
Материал: картинки, схема, стрелки.
Ход игры
Педагог выкладывает перед детьми схему и картинки, и из предложенных картинок предлагает выбрать, что было сначала, а что потом и обозначить стрелочкой.
«Путешествие животных»
Цель: формирование представлений двигаться в заданном направлении, определять положение изображений на листе бумаги.
Материал: игровое поле (из 16 разноцветных клеток), фигурки животных или насекомых.
Ход игры
Педагог предлагает выбрать животное и, внимательно слушая инструкцию взрослого, передвигать фигурку по клеткам.
Например: Наша лисичка (белочка, зайчик) живёт в левом верхнем углу.
Вопросы: Какого цвета клеточка? (Зелёного.)
Как-то раз лисичка решила сходить в гости к зайчику, для этого она перепрыгнула с клетки на клетку: сначала переместилась на две клетки вниз (оказалась на речке) затем перепрыгнула на одну клетку вправо – оказалась на весенней полянке, далее опустилась на одну клетку вниз и очутилась возле норки зайчика (коричневая клетка) и т.д.
«Рассели животных» (4–6 лет)
Цель: формирование умений определять положение изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина.
Материал: игровое поле из разноцветных клеток, набор фигурок животных (птиц, сказочных персонажей).
Вариант 1
Педагог выкладывает перед детьми игровое поле, расставляет фигурки животных, деревья, а затем спрашивает, где они расположены.
Вариант 2
Педагог выкладывает перед детьми игровое поле и фигурки животных, а ребёнку предлагает расставить фигурки животных, куда захочет. Затем спрашивает:
«Где лисичка? А кто в правом верхнем уголочке? А кто живёт левом нижнем уголочке?» и т.д.
«Расскажи, где фигуры»
Цель: формирование умения овладевать пространственными представлениями.
Ход игры
У каждого ребёнка – карточка, он должен рассказать, как расположены фигуры: (в правом верхнем углу, в нижнем, в левом верхнем, в верхнем, посредине).
«Разноцветные стрелки» (3–5 лет)
Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве, развитие зрительного внимания.
Материал: стрелки на магнитах (красная, жёлтая, синяя, зелёная), карточки с направлениями стрелок.
Ход игры
Вариант 1
Педагог предлагает ребёнку найти стрелку красного цвета и повернуть её вправо, жёлтую – влево, красную – вверх и т.д.
Вопросы: Куда повернулись жёлтая (красная, синяя, зелёная) стрелки?
Вариант 2
Педагог сам выкладывает перед ребёнком стрелки в разных направлениях, затем спрашивает: «Куда повернулась красная стрелка, жёлтая…?»
Вариант 3
Педагог выкладывает карточки с разными вариантами направления стрелок, а дети по образцу выкладывают стрелки, а затем рассказывают, в каком направлении они повёрнуты.