Сегодня наиболее важными становятся социальные умения, интеллект, критическое мышление, креативность. Знаний и умений, которые формировала школа в прошлом столетии, недостаточно для того чтобы быть успешным в наше время. Поэтому система образования переосмысливает свои цели и включает в образовательные программы всё более широкий перечень навыков.
Ирина ПОТАПЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область
Сегодня многие педагоги используют технологию или отдельные приёмы развития критического мышления. Критическое мышление – это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, делать выводы. Чтобы находить решение даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач. Основой понимания критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К.Поппера: мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных. Наилучшим условием для формирования критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».
Обычно используют такие приёмы развития критического мышления, как:
– синквейны;
– чтение с остановками;
– «Верите ли вы, что…»;
– мозговой штурм;
– таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
– работа с вопросниками;
– написание творческих работ.
Предлагаю наиболее эффективное применение указанных приёмов на различных этапах урока.
Организационный момент
Предположите, что может обозначать данный иероглиф. Цель этого задания – стимулировать ассоциативное мышление.
Актуализация опорных знаний
На этапе целеполагания и организационной деятельности можно использовать метод «Мини-дебаты». Учитель предлагает обсудить эпиграф к уроку «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: пунктуационная и синтаксическая нормы».
Мотивационно-организационный этап
1) Проверка домашнего задания
– Вам был дан отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»:
…Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
– Нужно ответить на вопрос «Что есть красота?», используя ССП и СПП. Зачитываем примеры сочинения.
2) Организационно-психологическая подготовка учащихся к работе
– Итак, продолжим рассуждать на жизненно важные темы. Эпиграфами к нашему уроку я взяла слова А.Чехова «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай».
Работаем с эпиграфом. (Каждому человеку даётся 24 часа в сутки. Один использует их очень продуктивно и способен позаботиться о себе и близких. Другой, ничего не делая, тратит время впустую, и оно у него утекает, безвозвратно, как вода. Такому человеку всегда будет не хватать времени, и это будет сказываться на качестве его жизни. Очень важно научиться правильно пользоваться временем, определить важные и менее важные дела, на которые жалко тратить драгоценное время или хотя бы его сократить. Все мы нуждаемся в отдыхе. Но когда отдых занимает главное место в жизни, теряется его предназначение – восстановить силы для дальнейших свершений.)
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне… (А.Ахматова, стихотворение «Мужество»).
Сколько ни гляди на дерево, не угадаешь, какому листику лететь вслед за упавшими (М.Пришвин).
– Обратите внимание на то, что отличительной чертой многих писателей и поэтов является способность виртуозно пользоваться сложными предложениями, целыми синтаксическими конструкциями, которые помогают выразить сложные мысли, переживания о жизни человека, явлениях природы, выразить восторг, любовь, доброту к людям, счастье или негодование. В этом красота и могущество русского языка. Многие из вас тоже могут достичь таких высот владения языком.
3) Объявление темы урока, постановка цели и учебных задач
– Сегодня на уроке, продолжая изучение сложного предложения, мы с вами убедимся в этом. Вернемся к эпиграфам, скажите, что в них общего с точки зрения построения сложных предложений?
Вывод, тема урока: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: пунктуационная и синтаксическая нормы.
На операционно-познавательном этапе очень познавательно использовать различные тексты:
1. День ед..нения народов Бел..руси и России симв..лизирует твердую приверженность наших стран многовековой дружбе и возл..гает надежды в будущем. Возг..рается пламя любви народов к духовным ценностям. Нераздельное наследие прошлого, в котором были Великая Победа и прекл..нение перед созидательным трудом нескольких поколений, обусловило судьбоносное решение вместе строить свое будущее.
Сегодня наша дружба дор..сла до 20 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Мы должны развивать все отр..сли общего гуманитарного пространства, поддерживать теплые человеческие отношения на всех тер/рриториях наших стран.
2. Работа с историческим текстом.
3. Работа с афоризмами.
Например, компания Mark Formelle выпустила «Литературную композицию», используя цитаты знаменитых русских авторов. Узнайте, чьи высказывания, определите тип предложений: «Молчать хорошо, безопасно и красиво» (Достоевский) – цитата о важности не бояться высказывать собственное мнение; «Есть ещё порох в пороховницах» (Гоголь) – фраза о вере в себя и желании действовать вопреки условиям и обстоятельствам; «Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?» (Булгаков) – лозунг внутренней свободы и нонконформизма; «Бди!» (42-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» Козьмы Пруткова) – этот афоризм представляет собой глагол «бдить» (быть бдительным) в повелительном наклонении; используется как шутливый совет быть осмотрительным, беречься всяческой крамолы, не допускать нелояльного поведения и т. д.; употребляется также в качестве иронического комментария к такого рода обывательским, верноподданническим опасениям.
Минута отдыха
На слова русского поэта Николая Михайловича Рубцова была спета замечательная песня «Букет». Ваша задача прослушать последний куплет и определить, какой вид СПП там употреблен.
Контрольно-оценочный этап
Анализ эпизода “Суд”
На уроке русской литературы в 6-м классе по теме «А.С.Пушкин. «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым» можно предложить просмотреть отрывок (сцену суда) из фильма «Дубровский», сравнить с иллюстрацией Дементия Алексеевича Шмаринова «Суд», а далее использовать прием «Толстые и тонкие вопросы»:
– Скажите, пожалуйста, как сейчас проходит заседание суда? (Учащиеся вспоминают про прокуроров, адвокатов, присяжных, прения.)
– Как проходил суд в произведении?
– Как ведут себя чиновники после оглашения решения суда?
– Опишите поведение А.Г.Дубровского, объясните, почему он произнес такие страшные слова?
– Как воспринимает решение суда Троекуров?
Рефлексия
Синквейны.
Прием «Выходная карта»:
– самая важная мысль урока
– один вопрос по теме урока
– общий комментарий
Домашнее задание
Словарная работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».