Истоки театра. Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура), 6-й класс

- 17:16II И III СТУПЕНИ, Методичка, Музыка, хореография, искусство

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура), 6-й класс.

Лилия СТУЛЬГИС,
учитель истории
ГУО «Гимназия № 1 имени К.Калиновского г. Свислочь»,
Гродненская область

 

 

Раздел программы: Театр видимый и невидимый.

Тема: Истоки театра.

Цель: формирование у учащихся общего представления о театре и истории его возникновения.

Задачи: 

– актуализировать представления о театре на основе межпредметных связей;
– раскрыть специфические особенности театра как вида искусства;
– показать соотношение условного и безусловного в театральном искусстве;
– сравнивать древнегреческий театр с белорусским театром;
– развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия театрального искусства;
– воспитывать культуру восприятия театрального искусства, потребность в общении с театральным творчеством.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь на печатной основе, художественно-иллюстративный материал, раздаточный материал, техническое оборудование, презентация.

Материалы и оборудование урока: шаблоны театральных масок, иллюстрации костюмов, афиш, театральных декораций, художественные материалы (карандаши, фломастеры), картон, клей, кисти, цветная бумага.

Презентация к уроку

 

Ход урока

1 Организационный момент

Приветствие, организация рабочего места.

– Ребята, сегодня я поведу вас в волшебный мир. Но, чтобы попасть в этот мир, надо открыть дверь… (на доске – изображение двери)

 

2 Подготовка к работе на основном этапе урока.

Мотивация деятельности учащихся

– Куда идет эта дверь, вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок.

1) Чтоб за живое зрителя задеть, приходиться актеру даже петь,
Он в творчестве своем атлант, в актере главное… (талант).

2) Сыграть в нем все мечтают дети, и знают все его на свете,
Киножурнал любимый наш, и он зовется… («Ералаш»).

3) Звенит звонок, окончен акт и начинается… (антракт).

4) Вот на спектакле целый класс, начнется действие сейчас,
Чтоб не мешал нам перезвон, все отключают… (телефон).

5) Писатель пьесу написал. В театр ее он отдал.
Получит роль свою актер, поставит пьесу… (режиссер.)

Из полученных букв составляем слово ТЕАТР (прикрепляем буквы на дверь).

– Обратите ваше внимание на эпиграф: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Как вы понимаете эти строки?

 

Подготовка к работе на основном этапе урока

Весь этот мир – волшебная страна.
В нем скрыта тайна древнего искусства,
Когда мы ждем – вот-вот погаснет люстра
И в зале воцарится тишина.

Здесь занавес, – как дверь в прекрасный мир,
В котором есть волшебники и феи,
Разбойники, принцессы и злодеи.

– Все ли вы были в театре?

– Что такое театр?

– Какие бывают театры?

– На каких уроках вы уже встречались с театром? (беседа о пьесах, изученных на белорусской и русской литературах)

 

Целеполагание деятельности учащихся

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О возникновении театрального искусства).

– Какие задачи урока нам необходимо решить?

– Узнать, когда появился театр, для чего он служил в древности, был ли театр отдельным видом искусства.
– Сравнить с современным белорусским театром.
– Вести диалог, участвовать в обсуждении, сотрудничать в практической работе; выражать свое отношение к уроку.

 

3 Изучение новой темы

– Рассмотрите иллюстрации на слайде и ответьте на вопрос: «Какие бывают театры»? (Кукольный, драматический, театр оперы и балета, театр теней и др.)

– Кто бывал в театре, тот помнит ощущение волшебства и тайны, которое охватывает, когда гаснет свет в зале, открывается занавес – начинается новая, совсем другая, необыкновенная жизнь.

Все происходящее на сцене – это одновременно и вымысел, и правда. Потому что театр – это царство игры и фантазии, прекрасный мир театрального чуда. Однако таким театр был не всегда…

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и ответьте на вопросы:

– Кто изображен?
– Какие действия происходят?
– Для чего проводится этот ритуал?

Вывод: первобытные люди использовали театральные элементы с использованием различных предметов охоты в ритуалах при подготовке к охоте. Театр был частью жизни первобытных людей, а не отдельным искусством.

 

Видеоэкскурсия в древнегреческий театр.

Перед просмотром видео учащиеся знакомятся с заданием на с. 70 рабочей тетради (надо определить элементы театрального сооружения).

 

4 Первичное закрепление изученного материала

После просмотра учащиеся выполняют задания 4 и 5 на с. 70 рабочей тетради.

– Прошу минуточку внимания, как и положено в любом театре… у нас сейчас антракт.

 

5 Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

– Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, и продолжаем урок.

 

6 Закрепление и применение изученного материала в различных видах деятельности

А теперь посмотрим фрагмент видеоэкскурсии в театр имени Я.Купалы в Минске. Найдите общие и отличительные черты современного и древнегреческого театра.

 

Линии сравнения

Древнегреческий театр

Современный театр

Кто исполнял роли?

Мужские и женские роли исполняют только мужчины

Мужчины и женщины

Какие были костюмы?

Использовалась специальная обувь, маски, костюмы

Театральные костюмы

Где проводятся театральные постановки?

В амфитеатре под открытым небом

В специальном здании театра

Декорации

Применялись

Применяются

Когда проходят спектакли?

Во время праздников, посвященных богам

Ежедневно

Какие пьесы разыгрывают актеры?

Драмы, трагедии, комедии

Пьесы различных жанров (рассмотреть афиши белорусских театров на слайде)

Цель театральных  представлений

Восхваление богов, отдых, развлечение

Удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве

Учащиеся делают вывод о сходстве и различиях древнегреческого и современного театра.

– В национальном театре имени Янки Купалы ставятся пьесы белорусских писателей, которые рассказывают нам о прошлом нашей страны, о знаменитых людях, важных событиях и о том, чем славится наша земля. Приведите примеры, используя афиши Купаловского театра (слайд).  

 

Практическая работа учащихся

Учитель демонстрирует изображения древнегреческих масок и предлагает учащимся нарисовать маску, изображающую определенную эмоцию: печаль, удивление, радость, страх, отвращение.

Выставка работ

 

7 Подведение итогов урока

– Сегодня вы узнали, как зародился театр. А также познакомились с театром имени Янки Купалы в Минске. Мы убедились, что многое со времен древнегреческого театра сохранилось до сих пор – похожие слова, актерская игра, музыкальное сопровождение. Таким же осталось строение театра – сцена, места для зрителей, для оркестра.

 

8 Рефлексия

– По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия все участники спектакля дарят друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы.

– Оцените, пожалуйста, как прошел наш урок.
– Оцените вашу работу на уроке.
– Оцените свой вклад в работу. (Оценка аплодисментами.)

Спектакль закончился, пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал: «Вся жизнь – игра»,
Взошла актерская звезда
И засияла ярким светом!

– Спасибо всем большое за работу. Урок окончен.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий