Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
– формировать умение рисовать в технике сграффито (способ процарапывания верхнего слоя кроющего материала с раскрытием нижнего слоя);
– формировать умение пользоваться стекой в процессе нанесения кроющего материала на лист картона;
– продолжать формировать умение отображать характерные признаки предметов;
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– расширять, уточнять знания о признаках ранней весны;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.
Предварительная работа:
– рассматривание с детьми серии репродукций картин белорусского художника Витольда Бялыницкого-Бирули, посвященной ранней весне
и картины Исаака Левитана «Ранняя весна»;
– приготовление крахмального клейстера.
Оборудование:
– образец рисунка;
– магнитная доска;
– магниты.
Материалы:
– лист черного картона (лучше глянцевого) формата А4;
– кисточка плоская, две любые кисточки с толстым и тонким кончиками;
– клейстер крахмальный (средней густоты, примерно 2–3 ст.л.);
– гуашь черного и белого цветов;
– ложечка для смешивания клейстера и гуаши;
– стека;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Прочесть стихотворение Валентины Горбылевой-Григорьевой «Капризная весна»:
Сегодня солнце капризулит снова,
Под серым затаилось покрывалом.
Уже весна в права вступить готова,
Да вот пока что солнца было мало.
Вот только облака в полон забрали.
Хоть март уже денёчки набирает.
И солнышко, пока ещё в печали,
Но всё вокруг весной благоухает.
Ранняя весна – довольно неуютный сезон. Давайте рассмотрим картину Исаака Левитана «Ранняя весна».
На картине мы можем увидеть реку, тихую, неподвижную, слегка покрытую бледной корочкой льда. Она отражает в себе небо, затянутое серыми облаками. Берега реки ещё не освободились от снега, но в некоторых местах уже видна земля, появившаяся из-под зимнего одеяла. Вдали простирается лес: виднеются верхушки елей, тёмных, будто влажных после растаявшего на их иголках снега. Деревья голые и тусклые, но не лишены своей природной изящности. Вскоре на них появятся почки, и весна покажет свой яркий облик. Солнце пока не освещает землю яркими лучами, дни кажутся серыми.
Картина вызывает слегка грустное настроение, возникает атмосфера задумчивости и лёгкой грусти по ушедшей зиме. Это переходное состояние природы: вскоре сквозь тучи пробьётся яркое солнце, наполнит собой всё живое, и во всей природе появится движение и яркость красок.
Посмотрите в окно. Состояние природы сегодняшнего дня своими красками схоже с красками, которые выбрал художник для своего пейзажа. В целом день можно охарактеризовать как серый, пасмурный.
Ребята, сегодня я предлагаю нарисовать весенний пейзаж в новой и необычной технике сграффито.
2 Пальчиковая гимнастика «Весна»
На дворе стоит весна – одна рука кулачком, другая выпрямлена, меняем положение;
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна – кулачок стучит в кулачок;
Вся природа, даже лужи – делаем колечки из разных пальчиков;
Не покроет лед за ночь – хлопают в ладоши;
Гонит солнце зиму прочь – хлопают в кулачки.
II Основная часть
1 Рассматривание образца рисунка
Определяем техники, которые использовались при рисовании пейзажа. Заостряем внимание, что все объекты на рисунке не нарисованы, а их изображение получено путем процарапывания верхнего слоя фона рисунка.
2 Рисование пейзажа
1) На лист картона наносим кроющий материал (смесь клейстера и гуаши белого и черного цветов, то есть состав серого цвета). Выполняем это действие плоской кистью и разравниваем кроющий материал стекой.
2) Не давая кроющему материалу высохнуть, сразу начинаем прорисовку. От нижнего края листа отступаем вверх примерно 1/3 его части и проводим прямую линию кисточкой. Но не традиционным образом, а ее хвостиком.
Слегка отступаем от этой линии вверх и проводим еще одну такую же линию, максимально параллельно первой (как дорожка). Получаем берег реки, расположенный на дальнем плане.
3) Указательным пальчиком протирающими скользящими движениями рисуем лес на дальнем берегу. Снятый состав вытираем о салфетку. Подсказываем детям, что край леса, будто волна. Но при этом заостряем внимание, чтобы эта «волна» не была одинаковой высоты, ведь деревья разные: некоторые высокие, другие пониже. Поэтому и «гребни волн» должны быть разной высоты, но без резких перепадов.
4) Переходим к переднему плану пейзажа. Рисуем ближний к нам берег реки. Сделаем его слегка бугристым. Для этого опять рисуем «волну» и снимаем кроющий состав от «гребней волн» до нижнего края листа стекой, периодически вытирая ее о салфетку.
5) Возвращаемся к дальнему плану. Под линией берега проводим плоской стороной стеки по всей длине. Получаем отражение леса в реке.
6) На переднем плане пейзажа хвостиком кисточки рисуем три дерева. Заостряем внимание, что в природе идеально прямых деревьев почти не бывает. Поэтому задаем им разные наклоны, придавая рисунку максимальную реалистичность.
7) Меняем кисть на другую, с более тонким хвостиком и рисуем ветки деревьям. Не забываем постоянно снимать с кончика кисточки кроющий материал салфеткой.
3 Физкультминутка «Весенняя»
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка.
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело (разводят вокруг себя руками),
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями),
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек),
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
4 Выполнение нюансов пейзажа
1) Кончиком тонкой кисточки рисуем на небе птиц. Обращаем внимание на то, чтобы дети задавали разные направления полета птицам и избегали их скученности.
2) На переднем плане пейзажа местами рисуем тонкую травку.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы о том, понравилось ли им рисовать в новой технике сграффито, необычность которой заключается в том, что объекты пейзажа не рисуются традиционным способом, а получаются путем процарапывания верхнего слоя.
Если ребятам понравилась техника сграффито и они хотели бы порисовать в ней дома, то необходимо пояснить, что лист картона можно покрыть просто плотным слоем гуаши и процарапывать по нем все, что захочется. Подчеркнуть, что эта техника хороша тем, что, если что-то не очень удастся нарисовать, то есть возможность исправления. Стоит лишь неудачный элемент покрыть слоем гуаши и начать все сначала.
Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.
Примечание. Рисунки рекомендуется сушить в прямом виде, зафиксировав уголочки и края листа, иначе при высыхании кроющего состава лист будет деформироваться. Это можно сделать, например, при помощи иголочек, которые необходимо вонзить в уголки листа, а затем прикрепить его к какой-либо мягкой поверхности.