Дидактические игры по ознакомлению детей 5–7 лет со слоговым строением в ходе индивидуальной работы

- 17:36КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале представлена картотека дидактических игр и упражнений, которые можно использовать в работе с воспитанниками при планировании и организации индивидуальной работы по ознакомлению детей 5–7 лет со слоговым строением. Материалы приложений можно скачать с помощью QR-кодов. У педагогов будет возможность использовать их в зависимости от имеющихся условий.

 

Людмила ЯВОР,
методист
ГУ «Светлогорский районный учебно-методический кабинет»,
Гомельская область

 

 

Одной из задач, стоящих перед современным учреждением дошкольного образования, является подготовка детей дошкольного возраста к школе. И одним из направлений работы – это обучение грамоте. Учебная программа дошкольного образования предполагает в этом направлении организацию работы с воспитанниками по формированию представлений о слове как языковой единице и его слоговом строении.

Задачами работы по овладению детьми старшей группы навыками слогового состава слова является формирование у воспитанников представления о слоге как части слова, умения делить слово на слоги, определять их количество и последовательность в слове, развитие элементарного осознания того, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова, а также формирование представления о способах выделения ударного слога в слове, словоразличительной роли ударения.

Методика обучения грамоте предусматривает определенный алгоритм работы с детьми, который первоочередно предполагает знакомство с термином «слог», который часто воспитанники путают с понятием «слово». Это объясняется тем, что в процессе общения воспитанникам более знакомо понятие «слово», так как этот термин употребляется в различных ситуациях общения и речевой деятельности.

Дальнейшая работа с воспитанниками по ознакомлению со слоговым строением слова строится на основе деления слова на слоги, которая по методике аналогична членению предложения на слова. Эффективными приемами являются разнообразные упражнения по произношению слова с остановкой, по частям, пропевание слов, а также использование тактильно-мышечных ощущений: использование хлопков, касаний подбородком руки.

В связи с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, то приемы визуализации снимают многие вопросы системного осмысления понятия «слог», так как помимо слухового восприятия происходит и зрительное. С этой целью необходимо использовать наглядный материал, который позволит в доступной форме воспитанникам осмыслить слоговый состав слова и механизм деления его на слоги: схематическое изображение слогового состава слова, использование слоговой линейки, перфокарты и др.

Наиболее сложным в овладении слогового состава слова для детей старшей группы является определение ударного слога и его словоразличительной роли. Для качественной работы у педагогического работника должен быть арсенал дидактического материала и эффективных приемов, чтобы в игровой форме определять ударение в слове.

Основная работа с воспитанниками по формированию представлений о слоговом составе слова проводится в ходе специально организованной деятельности. Занятия решают эту задачу в ходе коллективной работы. Однако, практика показывает, что работа наиболее эффективна через индивидуальный подход, который снимает вопрос частичного усвоения учебного материала на занятии отдельными воспитанниками. Немаловажным является и тот факт, что в ходе индивидуальной работы обеспечивается личностно-ориентированный принцип построения процесса обучения, который ориентирован на учет индивидуальных особенностей и возможностей отдельно взятого ребенка.

Нельзя снимать со счетов, что в таком возрасте остается основной и ведущей деятельностью игра, которая решает вопрос создания мотивации на процесс обучения чтению. Именно игра позволяет в занимательной форме усвоить и закрепить учебный материал.

В связи с этим целесообразно организовывать индивидуальную работу по формированию представлений о слоговом составе слова с использованием разнообразных игровых ситуаций, упражнений и дидактических игр. С помощью игры воспитанники не только закрепляют полученные элементарные умения, но и совершенствуют нужные умения в тех упражнениях и играх, которые возможны только в непосредственном взаимодействии в системе «педагогический работник – воспитанник».

В картотеке предлагаются дидактические игры и упражнения, которые можно использовать в работе с воспитанниками при планировании и организации индивидуальной работы.

Материалы приложений можно скачать с помощью QR-кодов. У педагогов будет возможность использовать их в зависимости от имеющихся условий.

 

Картотека дидактических игр

 

Дидактическая игра «Словоперевозка»

Цель: формирование представления о слоге как части слова.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки, иллюстрация грузовой машины.

Описание: воспитаннику предлагается иллюстрация грузовой машины, в которую необходимо «погрузить» предметы, название которых заканчивается на «ок». Например: замок, кубик, жук, лук, носок, галстук, барсук, маяк, снеговик, колобок, индюк, моряк, венок, жеребенок, паук, слоненок и т.д. (Приложение 1)

Дидактическая игра «Первый слог»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, определять их последовательность в слове.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: игровое поле с предметными картинками, слоговые фишки.

Описание: воспитанник к каждой предметной картинке должен найти соответствующую слоговую фишку: назвать изображенный предмет, определить первый слог, найти соответствующую слоговую фишку (прочитать) и ею закрыть изображение. (Приложение 2)

Дидактическая игра «Последний слог»

Цель: формирование представления о слоговом строении слова.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: игровое поле с предметными картинками, слоговые фишки.

Описание: воспитанник к каждой предметной картинке должен найти соответствующую слоговую фишку, назвать изображенный предмет, определить последний слог, найти соответствующую слоговую фишку (прочитать) и ею закрыть изображение. (Приложение 3)

Дидактическая игра «Веселый счет»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, определять их количество и последовательность в слове.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3, предметные картинки.

Описание: педагогический работник демонстрирует предметную картинку, в названии которой воспитанник определяет количество слогов и показывает карточку с цифрой в соответствии с количеством слогов. Например, радуга – 3, лиса – 2, рак – 1 и т.д. (Приложение 4)

Дидактическая игра «Найди похожее слово»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, определять их количество и последовательность в слове.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3, предметные картинки.

Описание: воспитанник из предложенных предметных картинок выбирает ту, в названии которой соответствующее количество слогов с предложенной цифрой. Например, 3 – машина, 2 – сова, 1 – мак и т.д. (Приложение 4)

Дидактическая игра «Веселые превращения»

Цель: формирование представления о способах выделения ударного слога в слове, словоразличительной роли ударения.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: мяч.

Описание: педагогический работник бросает мяч, называет слово с ударным слогом и предлагает воспитаннику изменить ударный слог с получением нового слова. Например: зАмки – замкиИ, Ирис – ирИс, бЕлки – белкИ, Атлас – атлАс, стрЕлки – стрелкИ, хлопОк – хлОпок, гвоздИки – гвОздики и др.

Дидактическая игра «Измени и объясни!»

Цель: формирование представления о словоразличительной роли ударения.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: мяч.

Описание: педагогический работник бросает мяч, называя слово и его значение, и предлагает воспитаннику изменить ударный слог, назвать полученное слово и его значение. Например: «Ирис – голубой цветок, ирИс –сладкие конфеты; гвОздики – для забивания молотком, гвоздИки – цветы на клумбе; пропАсть – заблудиться, затеряться, прОпасть – обрыв; кружкИ – объединение по интересам, крУжки – посуда; плачУ деньги в магазине, плАчу от обиды; бОльшая – степень сравнения, большАя – величина; жаркОе – блюдо из картошки, жАркое лето – жаркая погода и др.

Дидактическая игра «Похожи – не похожи»

Цель: формирование представления, элементарное осознание словоразличительной роли звука.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: предметные карточки со словами для игры: рак –мак, крыша – крыса, кадушка – катушка, душ – тушь, бант – бинт, дым – дом, гайка – галка, лещ – лес, кит – кот, уточка – удочка, мышка – мишка, санки – танки.

Описание: педагогический работник называет вслух слово и предлагает найти соответствующую предметную картинку, к которой воспитанник должен найти еще картинку с изображением предмета, название которой отличается одним звуком. (Приложение 5)

Дидактическая игра «Найди слова на два (три) слога»

Цель: формирование умения определять количество слогов в слове.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки.

Описание: воспитанник рассматривает предметные картинки и определяет те, в названии которых два (три) слога. Например, на два слога: ли-са, пи-ла, пе-ро и др. на три слога: ра-ке-та, ма-ли-на, ма-ши-на и др. (Приложение 4)

Дидактическая игра «Терем-теремок»

Цель: формирование представления о слоговом строении слова.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: иллюстрации трех домиков (в одном домике одно окошко, в других два и три окошка), иллюстрации животных.

Описание: воспитанник «заселяет» жителей в домики: животные, в названиях которых один слог – в домик с одним окошком, с двумя слогами – в домик с двумя окошками, с тремя слогами – в домик с тремя окошками. Например: в домик с одним окошком: лев, волк, слон, лось, тигр; в домик с двумя окошками: жираф, лиса, белка, зебра, коза; в домик с тремя окошками: корова, бегемот, носорог, собака. (Приложение 6)

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Цель: формирование представления о слоговом строении слова.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки.

Описание: педагогический работник предлагает воспитаннику закончить начатое им слово с опорой на предметную картинку. Например: «Ли-са, ко-за, со-ва, зеб-ра, кош-ка, бел-ка и т.д.». (Приложения 4, 5)

Дидактическая игра «Музыкальные слова»

Цель: формирование умения делить слово на слоги.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: музыкальные ложки, предметные картинки.

Описание: педагогический работник отстукивает количество слогов и предлагает воспитаннику найти изображение предмета, в названии которого заданное количество слогов. (Приложения 4, 5)

Дидактическая игра «Слоговые шахматы»

Цель: формирование умения делить слово на слоги.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: мелкие игрушки (предметные карточки-жетоны), в названии которых разное количество слогов, шахматная доска.

Описание: воспитанник выставляет мелкие игрушки на игровое поле шахматной доски и ходит «шахматными» игрушками в соответствии с количеством слогов в слове (каждый слог – шахматный шаг (одна клеточка). В конце игры определяет (считает) количество слогов в каждом слове по количеству пройденных квадратов. (Приложения 4, 5)

Дидактическая игра «Слово – слог – слово»

Цель: формирование представлений о слоговом строении слова.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки.

Описание: педагогический работник предлагает воспитаннику предметную картинку – назвать что изображено, определить первый слог слова, с которого необходимо будет придумать другое слово. Например: «Голубь – гора, ромашка – роза, малина – машина, карандаш – картошка, колобок – комар и т.д.». Аналогично можно предложить определить последний слог с последующим придумыванием слова на выявленный слог. (Приложение 2)

Дидактическая игра «Собираем слово»

Цель: формирование представления о слоговом строении слова.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: мяч.

Описание: педагогический работник перечисляет слова, специально не договаривая последний слог, и предлагает воспитаннику продолжить начатое им слово. Например: коро-ва, раду-га, кни-га, цве-ты, вес-на, паль-ма, бере-за и т.д.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: формирование умения определять словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: мяч.

Описание: педагогический работник произносит слово с неправильной или с правильной постановкой ударения, бросает мяч воспитаннику, который внимательно слушает, исправляет ошибку, если она есть, и возвращает мяч обратно.

Дидактическая игра «Угадай слова»

Цель: формирование представления о слоговом строении слова.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: мяч.

Описание: педагогический работник называет слог, бросает мяч воспитаннику, который продолжает начатое педагогическим работником слово и возвращает мяч обратно. Например: «ко» – корова, кошка, кольцо, колокол, козлик и др.; «ма» – малина, мама, машина, мармелад, маска и др.

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, определять их последовательность в слове.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: мяч.

Описание: педагогический работник произносит слово по слогам, бросает мяч воспитаннику, который подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова, образуя слово и возвращает мяч обратно. Например: «коро-ва» – валенки, «конфе-та» – табуретка, «ок-но» – норка, «лод-ка» – карандаш и т.д.

 

Картотека дидактических упражнений

 

Дидактическое упражнение «Бюро находок»

Цель: формирование представления о слоговом строении слова.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: карточки со слоговыми конструкциями, предметные карточки.

Описание: воспитанник по слоговой конструкции выбирает из предложенных картинок те предметы, в названии которых имеется заданный слог. Например: «ра» – ракета, кобра, парашют; «ло» – лошадь, молоко, мыло и т.д. (Приложения 2, 4, 5)

Дидактическое упражнение «Каждому слову свой первый слог»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, определять их последовательность в слове, навыка позиционного чтения прямых и обратных слогов.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: перфокарты (игровое поле разбито на два ряда квадратов: первый ряд – квадраты с размещенными изображениями предметов, второй ряд – квадраты со слогами), счетные палочки.

Описание: воспитанник соединяет счетными палочками квадраты с изображенными предметами и квадраты с соответствующими первыми слогами. (Приложение 7)

Дидактическое упражнение «Каждому слову свой последний слог»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, определять их последовательность в слове, навыка позиционного чтения прямых и обратных слогов.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: перфокарты (игровое поле разбито на два ряда квадратов: первый ряд – квадраты с размещенными изображениями предметов, второй ряд – квадраты со слогами), счетные палочки.

Описание: воспитанник соединяет счетными палочками квадраты с изображенными предметами и квадраты с соответствующими последними слогами. (Приложение 8)

Дидактическое упражнение «Большая стирка»

Цель: формирование умения делить слово на слоги, определять их последовательность в слове, навыка позиционного чтения прямых и обратных слогов.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: перфокарты (игровое поле: изображение предмета со слоговыми конструкциями с обеих сторон (слева – три слога, из которых один с первым слогом слова; справа – три слога, из которых один с последним слогом слова), бельевые прищепки.

Описание: воспитанник бельевыми прищепками помечает первый и второй слог заданного слова из предложенных слоговых конструкций, которые расположены с правой и левой стороны от изображаемого предмета на перфокарте. Например: слово «роза» – из слогов левых слоговых конструкций «ро», «ру», «ри» прищепить слог «ро», а из левых слоговых конструкций «за», «зо», «зу» – «за» и т.д. (Приложение 9)

Дидактическое упражнение «Длинное – короткое слово»

Цель: формирование умения производить слогозвуковой анализ двух- трехсложных слов.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: перфокарты (игровое поле из трех квадратов, в которых изображены различные предметы).

Описание: воспитанник выбирает на перфокартах из предложенных трех предметных картинок ту, на которой изображен предмет с самым длинным названием (словом) и наоборот, среди трех предложенных предметных картинок выбирает с коротким словом. Например: мак – ромашка – роза, лиса – лев – бегемот, корова – коза – кот и т.д.; киви – мандарин – апельсин, лев – верблюд –  бегемот, лук – помидор – баклажан и т.д. (Приложение 10)

Дидактическое упражнение «Найди похожее начало слова»

Цель: формирование умения производить слогозвуковой анализ двух- трехсложных слов.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки.

Описание: воспитанник выбирает из предложенных предметных картинок те, в названии которых одинаковые первые слоги. Например: самолёт – самокат; барабан – баран; лиса – лимон; петух – перо и т.д. (Приложение 11)

Дидактическое упражнение «Найди похожий конец слова»

Цель: формирование умения производить слогозвуковой анализ двух- трехсложных слов.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки.

Описание: воспитанник выбирает из предложенных предметных картинок те, в названии которых одинаковые последние слоги. Например: акула – кукла, лопата – нота, кобра – гитара, груша – крыша, лиса – колбаса, радуга – книга, туча – свеча, лейка – кошка и т.д. (Приложение 12)

Дидактическое упражнение «Пирамида из слов»

Цель: формирование умения производить слогозвуковой анализ двух- трехсложных слов.

Адресность: воспитанники 6–7 лет.

Материал и оборудование: предметные картинки.

Описание: воспитанник выбирает и располагает картинки в виде пирамид: первая картинка с односложным словом, вторая – с двусложным словом, третья – с трёхсложным словом. Например: лев – роза – корова, рак – коза – ракета, лук – сова – колесо, сом – лиса – карета и т.д. (Приложение 13)

Дидактическое упражнение «Какое слово спряталось?»

Цель: формирование понимания строения и некоторых закономерностей родного языка.

Адресность: воспитанники 5–7 лет.

Материал и оборудование: мяч.

Описание: педагогический работник объясняет воспитаннику, что короткие слова часто прячутся в длинных словах, и предлагает найти такие короткие слова: бросает мяч, называет по слогам слово, а воспитанник ловит мяч, определяет короткое слово и возвращает мяч обратно. Например: лесок – сок, рыбак – бак, песок – сок, кулак – лак, Борис – рис, фасоль – соль, носорог –рог, солнцепек – солнце, пешеход – ход, телефон – фон, молоковоз – молоко, кофемолка – кофе, батарейка – рейка и т.д.

 

Приложения

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий