Светлана ЛОБКОВА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Обучающая цель: предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать, что такое предлог, его роль в речи, будут знать их правописание с другими словами в предложении.
Обучающая цель на языке учащихся:
– на уроке узнаю о словах-предлогах;
– смогу находить в предложении и раздельно писать их с другими словами в предложении.
Задачи личностного развития учащихся:
– создать условия для развития речи;
– совершенствовать навыки работы с текстом;
– содействовать развитию орфографической зоркости;
– содействовать формированию самостоятельной контрольно-оценочной деятельности учащихся;
– способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
– воспитывать уважительное отношение к птицам, любовь к Родине.
Ход урока
І Организационный этап
– Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в класс? (Птицы) Именно они будут сопровождать нас на протяжении всего урока. А девизом нашего урока я выбрала народную пословицу «Красна птица пером, а человек умом». Как вы понимаете слова этой пословицы? Быть умными мы сможем, тогда, когда будем много знать, поэтому, давайте не будем тратить драгоценные минуты нашего урока и начнём «работать, засучив рукава».
ІІ Актуализация знаний
– Как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем?
– Какое домашнее задание вы выполняли на сегодня?
1 Проверка домашнего задания
(3 человека – инд. карточки, 1 чел. – задание в LearningApps).
Проверим домашнее задание, работая в группах. Вам необходимо составить кластер:
1-й ряд – про слова, которые обозначают предметы;
2-й ряд – про слова, которые обозначают признаки предметов;
3-й ряд – про слова, которые обозначают действие предметов.
Один из группы рассказывает о том, что у них получилось.
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием. И вы можете подняться на первую веточку своих елей, которые лежат у вас на столах.
2 Минутка чистописания
– Дальше нашу работу мы продолжим в тетрадях. Запишите дату, классная работа.
– Посмотрите на буквы, записанные на доске.
п т пт п т пт
– Назовите эти буквы и охарактеризуйте звуки, которые они обозначают.
– Из каких элементов состоят эти буквы?
– Каким соединением соединим?
– Какой размер должен быть у строчных букв?
– Кто из вас сможет прописать эти буквы правильно, соблюдая одинаковое расстояние между наклонными прямыми, из которых состоят буквы?
(Дети сигнализируют. После выполнения задания, повторное оценивание того, что получилось).
3 Работа со словами (объясняем орфограммы)
в..робьиный, л..тят, с..л..вьи, с, п..рнатые, п..ют, в..р..на, в.
1-й ряд записывает только слова, которые обозначают предметы;
2-й ряд – слова, которые обозначают признаки предметов;
3-й ряд – слова, которые обозначают действие предметов.
Проверяем, сверяясь с образцом на экране.
Проводим самооценку правильности выполнения задания, поднимаясь на следующую веточку.
– Что осталось невыписанным? (с, в)
– Почему не выписали? (Не знаем, что они обозначают)
– Как вы думаете, могут ли эти буквы и слоги быть словами? На этот вопрос мы сможем получить ответ в течение урока. А сейчас, давайте прочитаем тему нашего урока. (Читают по стрелкам – предлог).
ІІІ Постановка целей и задач урока
– Знаем ли мы, что такое предлог?
Давайте сформулируем задачи нашего урока.
К концу урока я:
буду знать что такое (предлог), для чего служит (предлог);
буду уметь находить и правильно писать (предлоги).
IV Изучение нового материала
Карточка «Предлог», вписаны вопросы, по мере ответа на вопрос, переворачивается, открывая новое знание о предлоге.
– Что же такое предлог? Ответить на этот вопрос нам поможет самая мудрая птица. Как вы думаете какая? (Ребус)
Из предложенного текста выбирают информацию о том, что такое предлог.
Предлог – это греческое слово, означает «перед словом». Всего насчитывается около 200 предлогов. Предлог – это слово. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
– Дальше нам нужно выяснить для чего служат предлоги? Найти ответ на этот вопрос вы сможете, выполнив следующее задание.
Воробей прыгает _ дорожке.
Снегирь сидит _ ветке.
Скворец поселился _ скворечнике.
– Прочитайте предложения, скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложении? Чего не хватает? Давайте вставим предлоги. (по, на, в)
– Откроем учебник на странице 50 и познакомимся с правилом. (Читают в парах друг другу).
– Какую новую информацию нашли? (Пишутся раздельно.)
Физкультминутка
– Ребята, какие птицы приносят весну? Узнать об этом нам поможет картина известного художника Алексея Саврасова. Прочитайте, как она называется? («Грачи прилетели».)
Вот они какие – первые птицы, которые приносят нам на своих крыльях весну, тепло и радость.
А сейчас, давайте поработаем с текстом к этой картине и найдём ошибки. Будьте внимательны! (Работа в парах. Самооценка).
Наветках сидят грачи. Они вернулись всвои гнёзда. Наддеревьями летают птицы.
Посмотрите ещё раз на картину и скажите, а природа уже проснулась? (Звуки). Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображён тихий скромный уголок природы, но для грачей он самый дорогой, и выводить своё потомство они будут только здесь. Именно поэтому птицы преодолевают огромные расстояния, чтобы вернуться туда, где они родились, несмотря на все трудности, которые встречаются у них на пути. Именно у птиц мы должны поучиться тому, как надо любить свою Родину.
V Первичное закрепление
Упр. 77 в учебнике.
– Прочитайте задание. Обсудите в паре, какой предлог нужно вставить. Запишите в тетрадь – 1-й ряд – 1-е предложение, 2-й ряд – 2-е предложение, 3-й ряд – 3-е предложение.
Проверяем по вопросам:
– Откуда выпал птенчик? (Птенчик выпал из гнезда.) Какой предлог вставили? Как написали?
– Куда упал птенец? (Он упал на землю.) Какой предлог вставили? Как написали?
– Куда положили его дети? (Дети положили его в гнёздышко.) Какой предлог вставили? Как написали?
Взаимопроверка. Самооценка. (3-я веточка).
Задание: Придумать предложение, которым можно закончить текст (по рисунку).
Запись предложения под диктовку.
Самооценка. (4-я веточка).
VI Закрепление изученного
Выполнение разноуровневых заданий
– Ребята, скажите, а может ли быть такое, что в гнезде появляются птенцы зимой? Об этом вы сможете узнать, выполнив задания, которые выберете для себя сами.
– в задании на синей карточке нужно найти и подчеркнуть предлоги;
– в задании на желтой карточке нужно вставить подходящие предлоги;
– в задании на зелёной карточке нужно найти и исправить ошибки в написании предлогов.
1) Найди и подчеркни предлоги.
Зимой в лесу можно встретить птичку с клювом похожим на крестик. Это клёст. Такой клюв нужен клесту, чтобы доставать семена из шишек.
2) Вставь подходящие по смыслу предлоги (в, от, из)
Удивляют клесты тем, что птенцов они выводят зимой, … трескучие январские морозы. … холода птенцов спасает тёплое гнездо … пуха, пёрышек и волосков. А сверху всегда сидит клестиха-мама. Так птенцам не холодно.
3) Найди и исправь ошибки в написании предлогов.
Клесты
Кружат снежные метели,
Поночам трещит мороз,
Навершине пышной ели
Лущит шышку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели дарят птице
Залотые семена.
Самооценка. (5-я веточка).
VII Оперативный контроль
– У нас осталось последнее задание, на котором мы ещё раз проверим свои знания по теме «Предлог».
Выполняют тест, используя QR-коды и сервис Plickers
1. Предлоги служат для связи слов в предложении
А) да
В) нет
2. Как пишутся предлоги с другими словами?
А) Слитно
В) Раздельно
3. В какой строке написаны предлоги?
А) дорога, зима, птицы
В) летает, ходит. Говорит
С) под, над, с, без, около
D) красивые, пернатые, певчие
Самооценка. (6-я веточка).
– Наш урок подходит к концу. Кому мы должны сказать сегодня спасибо за помощь? Помните: птицы – наши маленькие пернатые друзья, у которых мы должны заботиться, особенно тогда, когда они нуждаются в помощи. Более подробно познакомиться с птицами Беларуси, вы сможете благодаря вот этому интерактивному плакату. (Демонстрация пения птиц).
VIII Рефлексия. Итог урока
– Давайте вернёмся к вопросу, на который не могли ответить в начале урока. Могут ли на, к, у быть словами?
– Какие цели мы ставили перед собой?
– Давайте посмотрим, как мы смогли справиться с поставленными целями. Встаньте те, кто в течение урока добрался до 4-й и 5-й веточки?
– Молодцы. Если у кого-то не получилось, не огорчайтесь. Сегодня у нас был всего лишь первый урок по этой теме. Дома вы сможете повторить всё, что сегодня узнали. И у вас всё обязательно получится.
IX Домашнее задание
Упр. 78.
– Что нужно сделать в упражнении?
– Просигнализируйте, кто сможет справиться с этим заданием.
– Всем спасибо за урок и удачи в выполнении домашнего задания.