В качестве одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию автор использует развлечение-путешествие, позволяющее детям в игровой увлекательной форме успешно осваивать необходимые экологические знания, приобретать практические умения и навыки.
Светлана ПЕТРИМАН,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад г.п.Мир» Кореличского района,
Гродненская область
Сегодня проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Особую роль в экологическом образовании занимает дошкольный период, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологические знания, полученные воспитанниками в учреждении дошкольного образования и семье, будут основой для дальнейшего формирования их культуры энерго- и ресурсосбережения, бережливого отношения к природе во всем ее многообразии.
Поэтому цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут осознанно правильно относиться к природе во всем ее многообразии, беречь ее, совершенствовать методы по ее сохранению и спасению.
В качестве одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию я использую развлечение-путешествие, позволяющее детям в игровой увлекательной форме успешно осваивать необходимые экологические знания, приобретать практические умения и навыки.
Цель: формирование активной социальной позиции детей дошкольного возраста (и их родителей – если проводится с участием родителей) по отношению к рациональному использованию энергоресурсов и бережного отношения к окружающей среде.
Программные задачи:
– закреплять представления детей (и родителей) о необходимости экономии тепла, электроэнергии, воды, сырьевых ресурсов;
– содействовать развитию познавательной, экспериментальной, поисковой, творческой деятельности воспитанников, способствовать развитию креативного и логического мышления, воображения, любознательности, самостоятельности суждений;
– воспитывать творчество, инициативу, дружелюбие, бережное отношение к энергоресурсам, к окружающей среде.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (педагог разрабатывает на свое усмотрение), глобус; сказочные герои (взрослые) в костюме Совы, Мусорины Сори́телевны, гномиков; приборы для опыта по фильтрации воды (стаканы, воронки, ватные диски); расчёски и шерстяная ткань для демонстрации статического электричества; картинки для игры «Тепло – холодно»; инвентарь для изготовления бумаги из макулатуры (старая газета, блендер, утюг, полотенце, кувшин для замачивания бумажных кусочков, металлическая сетка, таз); музыкальные записи (музыка Дидье Маруани «Мagic Fly», музыка волшебства из фильма о Гарри Поттере, музыка из мультфильма «Русалочка»).
Ход экологического развлечения
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. А чтобы узнать, что я для вас приготовила, отгадайте загадку.
На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь – в руках унесёшь.
(Глобус)
Воспитатель (Показывает детям глобус): Правильно, дети, это глобус. А что такое глобус? (Ответы детей). Действительно, глобус – это уменьшенная модель нашей Земли. Смотрите, синим цветом на нём обозначены моря, реки, океаны; коричневым – горы; жёлтым – пустыни; зелёным – равнины, леса и поля, а белым – ледники. А теперь давайте представим, что мы с вами находимся на космическом корабле. Сядьте на ковре поудобнее, закройте глаза.
(Звучит музыка Дидье Маруани «Мagic Fly», на экране – вид Земли из космоса). Ребята, мы находимся далеко в космосе. Посмотрите теперь, что мы видим из нашего космического корабля. Вот какая наша Земля – маленькая, беззащитная. На нашем космическом корабле её можно облететь за 1,5 часа, а это меньше, чем вы спите во время дневного сна. Земля – наша родная планета, наш дом. Давайте вернёмся на Землю и посмотрим, какие красивые места есть на нашей планете!
(Показ слайдов презентации: виды природы, рек, гор, озёр лесов и т.д.)
Мы с вами должны любить и беречь нашу Землю, бережно и заботливо относиться к природе и её ресурсам, не загрязнять окружающую среду, экономно использовать воду, свет, газ, электричество, иначе может случиться непоправимая беда. Посмотрите, к чему может привести бездумное отношение человека к природе (показ слайдов экологической катастрофы).
Огромное количество мусора, дым из фабричных труб, выхлопные газы машин, загрязнение рек, почвы – всё это отравляет мир вокруг нас. Мы же с вами не хотим жить в таком грязном, мрачном, страшном мире? А чтобы лучше узнать, как мы можем помочь сохранить окружающую природу и мир вокруг нас, я предлагаю всем нам отправиться в сказку. Вы ведь любите сказки? Тогда приготовьтесь.
Звучит музыка волшебства из фильма о Гарри Поттере. Воспитатель медленно произносит «заклинание». Дети закрывают глаза. Помощник воспитателя в это время раскладывает вырезанные из бумаги маленькие человеческие следочки, расставляет макеты деревьев.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.
Глазки быстро закрывайте, в сказку птицей улетайте.
Как в ладоши хлопну я, будем в сказке мы, друзья.
Воспитатель хлопает в ладоши, дети открывают глаза.
Смотрите, ребята, куда это мы с вами попали? Наверное, это сказочный лес, и живут здесь сказочные персонажи. Смотрите, следы! Давайте подойдём к ним поближе. (Дети встают, подходят к следам) Как вы думаете, кому принадлежат эти следочки? (Ответы детей: Зайцу, Бабе Яге, Лешему, Медведю и т.д.) Как же нам узнать, чьи это следы? (Предположения детей: посмотреть в книге, в интернете, пойти по ним дальше и т.д.) По сравнению со ступнями ваших ножек эти следы большие или маленькие? (Дети сравнивают, определяют, что маленькие) Кто же здесь наследил?
(Тут слышится крик совы «Угу-угу», и к детям выходит тётушка Сова (взрослый)).
Тётушка Сова: Кто это тут по моему лесу бродит, его жителей пугает? Что за непрошеные гости?
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая. Мы из детского сада. Случайно попали в ваш волшебный лес. А кто вы?
Тётушка Сова:
Я тётушка Сова, этого леса глава.
Триста лет я здесь обитаю, всё-всё на свете знаю!
Воспитатель: Так скажите нам, чьи это такие маленькие следы петляют тут между деревьями?
Тётушка Сова: А вот вы отгадайте загадку, тогда узнаете.
В шляпе схож с боровиком этот лесожитель.
В колпачке же – со сморчком, лес – его обитель.
Дебри с детства хороши жителю такому:
Здесь туристов – ни души, хорошо здесь … (гному)
(Натали Самоний)
Тётушка Сова: Правильно отгадали. Это следы гномика Экономика. Он тут неподалёку проживает в своём чудесном домике с братом и друзьями. Видно, вы не случайно в наш лес попали. Ведь Экономик очень хотел с вами, детишки, встретиться, хотел сам в ваш детский сад идти, да не получилось… Вот послушайте, что я вам о гномиках расскажу и покажу на волшебном экране.
(На слайдах презентации демонстрируются картинки с гномиками)
На опушке в домике, жили-были гномики.
Серьёзный старший гномик звался Экономик.
Берегунчик, младший гном, был весёлым болтуном.
Жили дружно гномики в своём чудесном домике.
Дом хотя был небольшой, но зато какой чудной!
Что чудесного в том доме? Так скажу: он экономен.
Домик строили ведь сами из того, что под руками:
Из бумаги и картона, из пластмассы и бетона,
Щебня, гальки и соломы – вышел домик экономный!
Крыша – из металлолома, не боится она грома
Так как есть громоотвод, от грозы он сбережёт.
Окна в доме из стекла, только хитрость есть одна:
Утеплили гномы их, чтобы холод не проник.
Стены тоже утеплили, чтоб в морозы не настыли.
Дом построили что надо два находчивые брата!
И зажили в нём счастливо, экономно, бережливо:
Воду зря не проливали, дров без толку не сжигали,
Электричество не жгли – пуще глаза берегли.
Зря бумагу не бросали, в макулатуру собирали.
Пластик и металлолом несли в контейнеры за дом.
А электробатарейки клали в ящик у скамейки.
Берегли вокруг природу, не бросали там отходов.
В общем, были наши гномы просто чудо-экономы.
В гости к ним друзья ходили, вместе чай с ватрушкой пили:
Энергоша – гном-аскет, экономил газ и свет,
Электроша – тот берёг всей душой электроток.
А ещё был друг Теплоша – гномик-теплоберегоша.
А воду берёг везде Водяша – главный по воде.
Ведь знают все – и внук, и дед – без воды-то жизни нет!
Часто гномики встречались, говорили, совещались:
Как же людям объяснить, что нужно экономней быть?!
Решили в детский сад пойти, и всё детишкам донести:
Экономить нужно воду, беречь тепло, сырьё, природу,
Чтобы землю сохранить – бережливей нужно быть!
Да вот не получилось Экономику к вам в садик пойти. Неизвестно откуда нагрянула на наш лес беда по имени Мусорина Сорителевна. Где она не пройдёт – следы мусорные за собой оставляет. Весь лес испоганила. Вот посмотрите, что она творит (на презентации – слайды с мусором в лесу). Бросились на борьбу с ней наши отважные гномики во главе с Экономиком. Да пока никак победить её не удаётся.
(Раздаётся хохот. Выходит Мусорина Сорителевна (взрослый в костюме из обрывков газет, целлофана, пластиковых бутылок, банок; на голове – корона из пластиковой бутылки, в руках – коробка мусора. Коробку она ставит на землю).
Мусорина: Ха-ха-ха! Никому меня не победить, тем более этим малявкам! Я давно их заколдовала своей волшебной проволокой! Вам никогда их не найти, и не расколдовать!
Тётушка Сова: Как же так? Что ты сделала с нашими гномиками? Где они?
Мусорина: Ха-ха-ха! Вам их никогда не найти! Скоро весь мир будет моим! Вся планета Земля покроется мусором, грязью, дымом! Никому со мной не справиться! (Мусорина уходит, а коробку с мусором оставляет)
Воспитатель: Ребята, что же делать? Как остановить эту злобную Мусорину Сорителевну и спасти отважных гномиков?
Тётушка Сова: Смотрите, эта коварная Мусорина забыла свою коробку с мусором. Тут и бумага, и пластик. Ребята, давайте наведём порядок – рассортируем мусор. Вон под деревом стоят корзинки. Возьмите их. Девочки собирают макулатуру, мальчики – пластик.
Мусор (газеты, тетради, обёртки, пластиковые бутылки, пробки, части пластмассовых игрушек, конструктора) высыпается из коробки. Дети сортируют его в две корзинки. Находят стеклянную банку с крышкой. Банка непрозрачная, покрашена изнутри краской. Спрашивают, класть ли её с пластиком.
Воспитатель: Странно. В коробке всё бумажное и пластмассовое, а банка стеклянная. А давайте посмотрим, что же в этой банке Мусорина припрятала.
Воспитатель открывает банку. Там лежит маленькая статуэтка гномика и записка. Воспитатель читает её детям.
Воспитатель: Здесь написано: «Чтоб Водяшу оживить, надо чудо сотворить: воду мёртвую в живую превратить». Что бы это значило, как вы думаете? (Ответы детей: надо поколдовать, сказать волшебные слова, найти живую воду и т.д.)
Тётушка Сова (берёт в руки статуэтку): Это же гномик Водяша! Мусорина превратила гномика Водяшу в эту маленькую статуэтку. А чтобы его оживить, нужно добыть живую воду, то есть чистую, прозрачную. А у нас в лесном озере Мусорина всё загадила, вода стала грязная, мутная. Что же делать?
Воспитатель: Ребята, а ведь мы сможем помочь! Помните, как мы с вами делали в нашей лаборатории опыт по очистке воды? Можете рассказать?
(Ответы детей: нужно взять стакан, воронку и вату или ватные диски. В воронку положить вату и наливать через неё грязную воду. В стакан будет стекать уже чистая прозрачная вода).
Воспитатель: Тётушка Сова, несите нам свою мёртвую воду. Сейчас ребята будут превращать её в живую. (Подходят к столу, где под большой салфеткой стоят приборы для проведения опыта по фильтрации воды. Тётушка Сова приносит бутылочку с грязной мутной водой). Ребята, вспомните правила поведения в лаборатории. Работать нужно аккуратно, соблюдать правила безопасности, не толкаться, не баловаться. Итак, сейчас поделимся на пары, в парах будем работать над очисткой воды, чтобы спасти гномика Водяшу.
Проводится опыт по фильтрации воды.
Тётушка Сова: Молодцы, видите, какая чистая вода у вас получилась. А теперь давайте поместим в банку нашего гномика Водяшу, обольём его вашей прозрачной, чистой, «живой» водой, и все вместе скажем волшебные слова:
Чары-чары, отступите.
Грязь и мусор, пропадите.
Экономим-бережём,
К жизни гномика вернём.
Раздаётся голос Водяши, на экране появляется анимация Гномика Водяши:
– Спасибо, ребята! Я – гномик Водяша. Вы меня оживили, и теперь с помощью вашей «живой» воды я поспешу спасти все водоёмы от загрязнения. Вы – большие молодцы. И конечно, знаете, что воду нужно беречь. Не тратьте воду напрасно, следите, чтобы вода из кранов не капала, плотно закручивайте ручки кранов после использования воды. Не включайте краны на всю мощность, когда моете руки. Чистите зубы с использование стаканчиков. Не загрязняйте воду в водоёмах (речках, ручейках, озёрах). Расскажите об этом своим родителям, друзьям. И тогда вода на нашей планете Земля никогда не закончится! До свидания, друзья! Мне пора спешить на помощь водоёмам, а вы помогите спастись другим гномикам.
Выходит Мусорина.
Мусорина: Ах вы, негодяи! Зачем освободили Водяшу? Теперь все водоёмы опять станут чистыми! Ну ладно! Зато гнома Электрошу вам никогда не спасти! Его могут оживить только правильные ответы на мои загадки! Вам их никогда не отгадать!
Воспитатель: Посмотрим. Загадывай свои загадки.
Мусорина:
Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам?
Светлое величество!
Это … (Электричество)
Сам металлический,
Мозг электрический.
(Робот)
Ночь – но если захочу,
Щелкну раз – и день включу.
(Выключатель)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Фонарь, электрическая лампочка)
В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!
(Утюг)
Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.
(Радио)
Есть у вас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(Холодильник)
Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь – а слышно –там.
(Телефон)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Электрочайник)
Мусорина: Ах вы! Все мои загадки отгадали! Но всё равно я Электрошу не отпущу, пока не покажете мне электричество! А уж этого вы никогда не сумеете, ха-ха-ха!
Воспитатель: А вот ты и ошибаешься, Мусорина! Сейчас мы тебе покажем самое настоящее электричество! Ну-ка, тётушка Сова, дай нам расчёски!
(Тётушка Сова даёт детям расчёски и шерстяную ткань. Дети натирают расчёски и подносят к волосам. Волосы поднимаются под действием статического электричества).
Воспитатель: Смотри, Мусорина, электричество привело в движение наши волосы. Дети, давайте скажем скорее волшебные слова и спасём гномика Электрошу от злой Мусорины!
Чары-чары, отступите.
Грязь и мусор, пропадите.
Экономим-бережём,
К жизни гномика вернём.
Голос гнома Электроши (взрослый, через микрофон):
– Ура! Дети, спасибо, что вы меня спасли. Это я, Электроша. Вы меня не видите, как и не видите электрический ток, бегущий по проводам и оживляющий всю технику, помогающую вам по хозяйству и делающую вашу жизнь комфортнее. А какую электрическую технику вы знаете? (Ответы детей: пылесос, чайник, микроволновка, стиральная машина, фен, холодильник, телевизор, электроплита, компьютер, троллейбус, электричка и т.д.) Правильно, вся эта техника работает с помощью электричества. А рождается электричество на больших электростанциях. Посмотрите на экран, я вам сейчас покажу. (Кадры презентации). С электростанций ток по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в ваши дома, на заводы, помогая человеку. Провод – это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома. Электроток похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – электроны.
Мусорина: Подумаешь, электричество! Будем его тратить, сколько влезет! Его совсем не жалко!
Электроша: Что ты! Электричество нужно экономить, ведь оно дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло в дома к людям!
Мусорина: Ещё чего, экономить! Ну и пусть закончится это электричество! Напугал!
Тётушка Сова: Ребята, а как вы думаете, что будет, если электричества не станет?
(Ответы детей: Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, темно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон и т.д.)
Электроша: Правильно. Электричество очень важно в жизни человека, без него современным людям просто не обойтись. Поэтому электричество нужно экономить и беречь. Когда вы уходите из дома или даже ненадолго выходите из комнаты, нужно всегда выключать свет. Лампочки тоже в доме лучше использовать энергосберегающие, чтобы зря электричество не тратить. Помните об этом и расскажите всем своим друзьям. А я поспешу в другой детский сад, чтобы все дети узнали, что нужно беречь и экономить электричество. А вы, ребята, отправляйтесь на поиски моего друга, гнома Теплоши, потому что только вы сможете выручить его из плена противной Мусорины.
Мусорина: Вот ещё! Теплошу им точно не найти! Никогда! Даже подсказки не найти!
Воспитатель: Мусорина! А ты в игры играть любишь?
Мусорина: Ну люблю! А что?
Воспитатель: Так давай поиграем в игру «Тепло – холодно». Ты подсказку о том, где найти Теплошу, спрячь, а мы будем искать. Если подойдём к ней близко – скажешь «Тепло», если удалимся – «холодно». Согласна?
Мусорина: Ну ладно, это я люблю.
Игра «Тепло – холодно».
Под одним из деревьев дети находят коробку с картинками (картинки: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка, варежки, обогреватель)
Мусорина: У-у-у! Перехитрили вы меня, нашли подсказку. Но решить задачку не так-то просто! Моё испытание называется «Не ошибись!». Все эти картинки нужно рассортировать на две группы: предметы, которые согревают человека, вырабатывая тепло; и предметы, которые сохраняют тепло, не вырабатывая его. Нужно это сделать быстро, пока сыплется песок в песочных часах. Девочки будут выбирать картинки, на которых изображены предметы, только сохраняющие тепло, а мальчики – предметы, вырабатывающие тепло. Время пошло!
Звучит музыка из мультфильма «Русалочка». Дети сортируют картинки в две группы.
Мусорина: Ну-ка, проверим, что тут у вас получилось! Опять всё правильно! Безобразие!
Воспитатель: Ну-ка, ребята, произнесём скорее волшебные слова:
Чары-чары, отступите.
Грязь и мусор, пропадите.
Экономим-бережём,
К жизни гномика вернём.
Голос Теплоши, на экране появляется анимация гномика:
– Спасибо, что освободили меня из плена Мусорины! Без тепла жизни на Земле быть не может. Основной источник тепла не Земле – Солнце. Но, кроме того, люди используют много искусственных источников тепла: костер, печку, водяное отопление, газовые и электрические нагреватели и т. д. Тепло тоже нужно беречь.
Не забывайте плотно закрывать двери и окна в доме и в подъездах; напомните родителям о необходимости тщательно утеплить и заклеить окна, балкон, утеплить двери. Чтобы в доме было теплее, не нужно заграждать батареи мебелью. Закрыв занавески, вы тоже дополнительно удержите тепло в комнате. И, конечно же, теплее одевайтесь в холодное время, чтобы реже пользоваться дополнительными отопительными приборами. Ну, мне уже пора. А вам, чтобы согреться, я предлагаю поиграть в подвижную игру.
Игра «Тепло»
Ход игры: Один ребенок – ловец, он стоит в середине круга, образованного детьми. Играющие прыгают на двух ногах (ноги в стороны – вместе), приговаривая: «Тепло! Тепло!» При этом они разводят руки в стороны, то закладывают их за спину. Ловец старается осалить кого-нибудь в тот момент, когда у него руки разведены в стороны, а ноги врозь. Мусорина тоже играет с детьми.
Мусорина: Фу, уморили! Зато меня, Мусорину Сорителевну, повеселили.
Тётушка Сова: Вот видишь, ребята и задания твои выполняют, и играют с тобой. А ведь они в наш лес не просто так пришли, а чтобы с гномиками встретиться, да советы их мудрые послушать. Отпусти ты Экономика и Берегунчика.
Мусорина: Ну вот ещё! Ишь, чего выдумали! Эти противные гномы всю мою красоту испортят: все свалки почистят, весь мусор уберут, пересортируют и переработают. Не бывать этому! Хочу, чтоб везде были мусор, грязь, дым, тратились энергия, газ, свет, тепло, вода!
Воспитатель: А мы с ребятами тоже собирать и сортировать мусор умеем. Вот мы отдельно собрали макулатуру, отдельно – пластик. А ещё мы умеем делать настоящую бумагу из макулатуры.
Мусорина: Не может этого быть!
Воспитатель: А мы тебе сейчас докажем и покажем. Для работы нам понадобится: старая газета; блендер; утюг; полотенце; кувшин для замачивания бумажных кусочков; металлическая сетка (такой накрывают сковородки при жарке), таз – достаточно большой, чтобы в него можно было положить эту сетку. (Заранее заготовлены материалы для всех этапов опыта, чтобы можно было показать результат детям)
Опыт с бумагой
Воспитатель: Ну-ка, ребята, порвите старую газету на много маленьких кусочков, замочим их в воде. Бумага должна набухать в воде всю ночь, но мы ведь в сказке и ускорим этот процесс с помощью волшебного платка и заклинания «Крибле-крабле-бумс» (Накрывает кувшин с бумагой платком. Далее использует заготовленные заранее 30–40 кусочков газеты размером около 2 × 2 см, замоченные на ночь в воде). Теперь в кувшин блендера кладем эту кипу мокрых размягченных листочков. Наливаем в кувшин воду приблизительно на 2/3 объема. Включаем блендер и измельчаем кусочки бумаги на мелкие волокна. Переливаем размельчённую бумагу в таз достаточно большой, чтобы в него можно было положить сетку. Кладем в таз сетку. Ждем минут 5–10, чтобы взвесь осела на сетку. Поколдуем, чтобы ускорить процесс (накрывает таз платком, говорит «Крибле-крабле-бумс» и вытаскивает заранее заготовленную сетку с бумагой на ней). Кладем сетку на полотенце, а сверху осторожно накрываем также полотенцем. Проглаживаем горячим утюгом взвесь на сетке через полотенце. Убираем полотенце и осторожно, за край, снимаем с сетки бумагу. Кладем лист бумаги на другое полотенце, сверху накрываем опять полотенцем и оставляем для окончательной просушки на 8–10 часов.
Но мы так долго ждать не можем, поэтому опять будем колдовать (говорят «Крибле-крабле-бумс», воспитатель достаёт заранее полученный опытным путём лист бумаги, которая напоминает картон). Вот какая бумага у нас получилась из обыкновенной макулатуры! А пластмассу, металл, стекло мы тоже собираем и сдаём на переработку. Так что у тебя, Мусорина, не получится землю загадить!
Мусорина: Караул! Спасите! Я погибаю! (Убегает)
Тётушка Сова: Да вы настоящие герои! Победили злую и коварную волшебницу Мусорину и спасли землю от загрязнения и гибели!
Выходят гномики (дети) Экономик и Берегунчик.
Экономик: Спасибо, ребята, что вы нас вызволили из плена Мусорины. Она нас заколдовала, когда мы как раз собирались к вам в детский сад, чтобы рассказать о необходимости бережно относиться к природе и её богатствам, беречь воду, тепло, свет, электроэнергию, собирать для переработки макулатуру, металлолом, пластмассу, чтобы сохранить нашу планету Земля.
Берегунчик: Вы такие молодцы! Ваши знания и умения помогли расколдовать и наших друзей Водяшу, Электрошу, Теплошу. Они тоже пошли к детям в другие садики, чтобы дать советы по экономии и бережливости. А вам, ребята, мы с Экономиком хотим подарить памятки-советы. Вы их покажете своим родителям, вместе с ними почитаете и будете руководствоваться в жизни.(Раздают памятки детям.)
Воспитатель: Спасибо вам, гномики, за советы. Ребята обязательно будут ими пользоваться и научат своих родителей. А теперь нам уже пора возвращаться в детский сад. Ребята, давайте попрощаемся с гномиками (прощаются).
Экономик: До новых встреч, друзья! Нам с братом тоже пора, нужно очистить лес от следов Мусорины Сорителевны.
Тётушка Сова: Я тоже вам помогу. До свидания, ребята. Было очень приятно с вами познакомиться (гномики и тётушка Сова уходят).
Воспитатель: Ребята, чтобы нам из сказки попасть в наш детский сад, нужно опять произнести волшебные слова. Садитесь скорее на коврик, закрывайте глаза.
Звучит музыка волшебства из фильма о Гарри Поттере. Помощник воспитателя убирает деревья.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.
Глазки быстро закрывайте, домой из сказки улетайте.
Как в ладоши хлопну я, будем в садике, друзья.
Ну вот мы и вернулись домой. Наше приключение закончилось. О том, что сегодня с вами произошло, обязательно поговорите дома со своими родителями, почитайте вместе памятки, которые подарили вам гномики, и не забывайте, что нужно беречь и любить родную землю, природу, бережно относиться к природным богатствам.