Урок-путешествие “Музыка весны»

- 12:39ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Проводя свои уроки, я способствую ознакомлению с музыкальными историями, в которых проявляются изобразительно-выразительные особенности музыки. Создаю условия для развития умения находить взаимосвязь содержания музыкального произведения с изобразительно-выразительными особенностями музыки; развиваю культуру слушателя, ассоциативно-образное мышление, навык исполнительского мастерства; воспитываю любовь к природе, к музыке.

 

Ирина ОСИПОВА,
учитель музыки
ГУО «Гимназия № 2 г. Солигорска»,
Минская область

 

 

 

Музыка есть предмет,
доставляющий человеку удовольствие, наслаждение.
Я.А.Каменский

 

Проводя свои уроки, я способствую ознакомлению с музыкальными историями, в которых проявляются изобразительно-выразительные особенности музыки. Создаю условия для развития умения находить взаимосвязь содержания музыкального произведения с изобразительно-выразительными особенностями музыки; развиваю культуру слушателя, ассоциативно-образное мышление, навык исполнительского мастерства; воспитываю любовь к природе, к музыке.

Урок «Музыка весны» я проводила в форме урока-путешествия. В своей работе я использовала такие методы, как: словесный, наглядный, пластической импровизации, игровой, сравнительного анализа, ритмодекламации.

Для проведения урока мне понадобилось оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, фортепиано, ленточки голубого цвета, бумажные ромашки с заданием, стилизованный колокольчик, треугольник, свистулька. А также музыкальный материал: А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», П.И.Чайковский «Апрель», «Серебряная трель» сл. С.Куратовой, муз. В.Кикты.

 

Ход мероприятия

 

Под музыку А.Вивальди «Весна» дети входят в класс и становятся возле своих стульчиков.

Музыкальный руководитель дает звонок стилизованным колокольчиком, а ребята вместе с музыкальным руководителем исполняют попевку-приветствие: «Динь, динь, динь звенит звонок, он зовёт нас на урок», имитируя звон колокольчика. Музыкальный руководитель – по трезвучию вверх «Здравствуйте», а дети отвечают по трезвучию вниз «Здравствуйте». Так начинается урок.

 

Музыкальный руководитель (чтобы актуализировать учащихся, предлагает детям загадки):

– Как называются три кита-жанра, которые плавают в море Музыки? (Песня, танец, марш)
– По каким признакам можно узнать кита Песню? (Мелодия звучит плавно, протяжно)
– По каким признакам мы узнаем, что приплыл кит Марш? (Мелодия звучит весело, подвижно)
– Как звучит музыка, когда в ней живёт кит Танец? (Мелодия звучит чётко, бодро, энергично).

 Не забываем похвалу, это очень важно в безотметочном обучении.

 

Слайд № 1

 

Звучит «волшебная» музыка. Под «волшебные» звуки появляется картинка Весны (Слайд № 2).

 

Музыкальный руководитель: Дети, кто здесь изображен (Весна). А расскажите, по каким признакам вы это определили. (У неё платье из цветов, венок из цветов на голове, посох волшебный, которым она превращает зиму в весну, снежинки превращает в цветы).

Музыкальный руководитель: Дети, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Сегодня волшебница Весна приглашает нас в путешествие в музыку весны, в котором композиторы нам расскажут музыкальные истории, а мы узнаем новые инструменты и познакомимся с интересной песенкой. А чтобы мы успели всё увидеть и услышать, волшебница Весна дарит нам паровозик из Ромашково (Слайд № 3).

 

Приготовились, сели в паровозик. Давайте, детки, ручками покажем движения механизмов паровозика.

Внимание, внимание! Паровозик отправляется.

Далее идет работа на уроке по станциям.

 

Первая остановка
Станция «Композиторская»

 

Дети слушают музыку.

На этой станции композиторы нам расскажут музыкальные истории. Внимание на экран (Слайд № 4).

 

Музыкальный руководитель: Перед нами итальянский композитор XVIII века Антонио Вивальди. Он очень любил играть на скрипке и поэтому придумал очень много музыки для этого инструмента. Ребята, знаете ли вы, какая бывает весна? (Солнечная, тёплая, холодная, мокрая и т.д.) Сейчас мы послушаем музыку под названием «Весна» А.Вивальди и попробуем отгадать, какую весну покажет нам музыка, какое настроение и какой кит-жанр в ней живёт. Приготовили свои волшебные пальчики и пошли гулять по весне (Слайд № 5).

 

Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

 

Музыкальный руководитель:

Ребята, какую весну вы увидели в музыке? (Солнечную, тёплую)
А какое настроение было в музыке? (Бодрое, весёлое)
Кто ответит, какой кит-жанр живёт в этой музыке? (Марш)
Какой инструмент исполнял музыку? (Скрипка)

Дети, сейчас мы вместе с русским композитором П.И.Чайковским узнаем, какая ещё бывает весна (Слайд № 6).

 

Музыкальный руководитель: П.И.Чайковский написал музыку для рояля и назвал её «Апрель» или «Подснежник», потому что в апреле появляются первые цветы из-под снега – это подснежники.

Сейчас прозвучит музыка, вы её внимательно послушайте и подумайте, какую весну хотел показать нам композитор, какое у неё настроение и какой кит-жанр живёт в ней. Приготовили волшебные пальчики и под музыку пальчики двигаются (Слайд № 7).

 

Звучит музыка П.И. Чайковского «Апрель».

 

Музыкальный руководитель:

Ребята, какую весну изобразил композитор в музыке? (Тёплую, нежную, солнечную)
Какое настроение в музыке живёт? (Радостное, весёлое)
Что хотелось делать пальчикам под музыку? (Кружится)
Какой кит-жанр живёт в музыке? (Танец вальс)
Какой инструмент исполнял музыку? (Рояль)

Ребята, сейчас я проверю, какие вы внимательные. Слушайте задание. Я вам прочитаю два стихотворения про весну, а вы внимательно послушаете, подумаете и ответите: какое стихотворение по настроению подходит к произведению А.Вивальди, а какое к произведению П.И.Чайковского (Слайд № 8).

 

Музыкальный руководитель читает отрывок из стихотворения «Весенние воды» Ф.Тютчева

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд».
Весна идёт, весна идёт!

Музыкальный руководитель читает отрывок из стихотворения «Вот уж снег последний в поле тает…» А.К.Толстого

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт…

 

Музыкальный руководитель: Ребята, поднимите ручки те, кто думает, что первое стихотворение подходит к музыке А.Вивальди, а второе к музыке П.И.Чайковского? Теперь поднимут ручки те, кто думает наоборот.

Правильный ответ: « Первое стихотворение подходит к музыке А.Вивальди, а второе – к музыке П.И.Чайковского». 

Музыкальный руководитель: Внимание, внимание! Наш паровозик отправляется на следующую станцию. Приготовились и поехали на паровозике (Слайд № 9. Дети руками показывают движение паровозика).

 

Вторая остановка
Станция «Физкультурная»

 

Слайд № 10

 

Музыкальный руководитель читает стихотворение «Апрель» С.Питиримова

Снова я слышу знакомые трели.
Это капели, как птицы, запели.
Это повсюду, не зная печали,
Разноголосо ручьи зажурчали.
Каждая лужа светло заблистала.
Каждая щепка корабликом стала.

 

Физкультминутка (3 минуты)

 Музыкальный руководитель: Дети, давайте все встанем из-за парт, возьмём в руки голубые ленточки и превратимся в весёлые ручейки.

Дети исполняют пластический этюд. Вместе музыкальным руководителем читают стихи и выполняют движения.

А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.
С рыбками поплаваем, с бобрами поиграем,
Вернёмся к маме с папой, вновь став учениками.
И снова похвала.

 

Музыкальный руководитель: Внимание! Наш весенний паровозик отправляется. Приготовились, поехали (Слайд № 11).

Третья остановка
Станция «Песенная»

Музыкальный руководитель: Ребята, на этой станции нас радостно встречает птичья трель. Ведь весной птички прилетают с юга. Они радуются, и поэтому их песенка получается очень звонкая и красивая. А каких певчих птиц вы знаете? (Скворцы, дрозды, соловьи).

Музыкальный руководитель: Сегодня я спою вам песенку, которая называется «Серебряная трель». Трель – это песенка птиц. Она серебряная, потому что блестяще исполнена, блестит как металл – серебро. Послушайте внимательно песенку и ответьте затем, про что рассказала песенка, какое настроение передавала, и какие киты-жанры в ней жили (Слайд № 12).

 

Песня «Серебряная трель»

Синий лес разбужен звоном ручейков,
А туман остужен свежестью ветров.

Припев:

Природа веселится, звенит, звенит капель,
Разучивают птицы серебряную трель. (2 раза)


Ласковое солнце землю золотит,
Лужа, как оконце, синевой блестит.

Припев:

Природа веселится, звенит, звенит капель,
Разучивают птицы серебряную трель. (2 раза)


Весело играет зайчик золотой,
И весну встречает весь мой край родной.

Припев:

Природа веселится, звенит, звенит капель,
Разучивают птицы серебряную трель. (2 раза)

 

Музыкальный руководитель:

Дети, о чем нам рассказала песенка? (О том, как пришла весна, проснулись ручейки, тают сосульки, поют птички, солнышко греет землю, все радуются).

Какое настроение передавала песенка? (Менялось, то спокойное, то радостное).

Какие киты-жанры жили в песенке? (Песня и танец полька).

 

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас разучим песенку. (Разучиваем с детьми по фразам первый куплет и припев).

 

Четвертая остановка
Станция «Игра на музыкальных инструментах»

 

Музыкальный руководитель показывает детям музыкальные инструменты: треугольник и свистульку, играет на них.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, какие музыкальные инструменты сегодня к нам пришли? (Треугольник и свистулька). Послушайте, как они звучат. Подумайте, какой инструмент сможет передать звучание ручейка, а какой – птичью трель? (Треугольник – ручейка, а свистулька – птичью трель). Сейчас два человека выйдут к доске, один будет играть на треугольнике во время исполнения первого куплета песни, а другой – на свистульке во время исполнения припева. Все остальные дети встают и исполняют песню в характере. Руки показывают плавные движения во время исполнения куплета, а на припев – полуприседания.

Музыкальный руководитель: Внимание, внимание! Паровозик отправляется (Слайд № 13).

 

Заключительная часть. Повторяем пройденный материал на уроке 

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, а куда мы сегодня путешествовали на весеннем паровозике из Ромашково? (В музыку весны). На каких станциях мы побывали? («Композиторская», «Физкультурная», «Песенная»).

 

Подведение итогов и контроль

Слайд № 14

 

Музыкальный руководитель: Дети, откройте конвертик и достаньте послание от паровозика из Ромашково. Это ромашка, давайте хором прочитаем послание. Сейчас мы на ней погадаем. Нужно найти три лепестка, которые не встречались в нашем сегодняшнем путешествии, и оторвать их. (Моцарт, труба, «Солнечная песенка»)

 

Рефлексия 

Музыкальный руководитель: Ребята, вы всё сделали замечательно. А сейчас посмотрите на доску. Там две полянки. На одной полянке большие ромашки, а на другой маленькие. Сейчас мы украсим своими ромашками весеннюю поляну. Тот из вас, кто сегодня всё запомнил, узнал много нового и интересного, украшает полянку с большими цветами, а тот, кто чего-то не понял или не запомнил, украшает полянку с маленькими цветами. Спасибо, ребята. Урок окончен. До свидания.

 

Звучит музыка П.И.Чайковского «Апрель», дети выходят из класса.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий