Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»
Гомельская область
В современной школе педагогу, для того чтобы грамотно отвечать на запросы учащихся и работать на повышение качества знаний, недостаточно пользоваться готовыми материалами, а зачатую приходится создавать свои авторские продукты, адаптированные под конкретного ученика или продукты, которые адаптируются под определенное образовательное событие с помощью применения их через призму эффективных приемов.
Стоит отметить, что каждому педагогу в профессиональной деятельности приходится создавать авторские продукты, к которым относятся и конспекты уроков, карточки для организации дифференцированного подхода к обучению, тренажеры, самостоятельные работы, тесты, и т.д. Важным аспектом создания авторского продукта является понимание той целевой аудитории, для которой он создается и вариантов применения определенного авторского продукта.
Рассмотрим запрос на создание авторского продукта через создание математического тренажера. Отметим, что такие виды заданий тренажерного характера, как математический, физический, биологический тренажеры, являются одной из качественных форм работы по отработке определенных навыков учащихся и способствуют повышению качества знаний.
Для создания математического тренажера важно понимать проблему, которая возникла перед учителем и учащимися в ходе изучения той или иной темы. Например, при изучении темы «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» в 5-м классе учащимся недостаточно «заданий старта» для отработки вычислительного навыка по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Учитель разрабатывает 10–20 однотипных заданий на отработку вычислительного навыка, которые предлагаются учащимся для решения этого запроса. Стоит отметить, что математический тренажер будет более эффективным, если применять его в контексте с эффективными приемами. Отметим, что целевая аудитория была определена. Стоит определить варианты применения тренажера. Тренажеры могут быть использованы как отдельный вид задания на уроке при проведении первичного закрепления понимания изученного, или в качестве домашнего задания для отработки вычислительных навыков, а также в качестве инструмента для устранения пробелов в знаниях при изучении той или иной темы.
Пример авторского тренажера по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» в 5-м классе
Вычислите:
Еще одним наиболее распространенным авторским продуктом, который плотно вошел в образовательный процесс, является математический диктант.
Отметим, что такие виды заданий тренажерного характера, как математический, физический, биологический диктанты являются, одной из качественных форм работы по проверке качества усвоения того или иного материала. Такого рода диктанты целесообразно создавать из 10 вопросов, которые предполагают односложный ответ. Важным аспектом является то, что вопросы диктанта либо формируются по пяти уровням сложности, либо все вопросы имеют один уровень сложности и имеют стоимость в 1 балл. Структура диктанта формируется в зависимости от решения конкретного запроса и целевой аудитории, на которую он рассчитан.
Пример математического диктанта по теме «Степень с натуральным показателем и ее свойства. Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа»
Вариант 1
1) Что означает запись 73?
2) Чему равно значение выражения 91?
3) В записи 46 укажите степень, основание степени и показатель степени.
4) Запишите в виде степени выражение 62 * 65.
5) Чему равно значение выражения 1250?
6) Вычислите 25 : 23.
7) Верно ли, что степень положительного числа с любым целым показателем есть число положительное?
8) Запишите число 20,375 в стандартном виде.
9) Что такое порядок числа?
10) Верно ли, что число 51,23 * 103 записано в стандартном виде?
Вариант 2
1) Что означает запись 179?
2) Чему равно значение выражения 1561?
3) В записи 310 укажите степень, основание степени и показатель степени.
4) Запишите в виде степени выражение 711 * 76.
5) Чему равно значение выражения 15240?
6) Вычислите 118 : 116.
7) Верно ли, что степень положительного числа с любым целым показателем есть число отрицательное?
8) Запишите число 631,87 в стандартном виде.
9) В записи 5,34 * 1011 укажите порядок числа?
10) Верно ли, что число 3,273 * 107 записано в стандартном виде?
Создание и применение авторских продуктов в образовательном процессе направлено в первую очередь на повышение качества знаний, но не стоит забывать о ситуации успеха, в которую учитель направляет ученика для повышения мотивации к обучению. Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразие авторских продуктов в образовательном процессе является универсальным ключом к эффективным урокам.