Для эффективной организации учебного процесса автор опирается на личностно-ориентированное обучение, компетентностный и деятельностный подходы, реализуя тем самым интерактивное обучение
Вероника КОМИНЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область
Цель: формирование педагогической компетенции учителя через трансляцию опыта использования сторителлинга.
Задачи:
– передать (представить) опыт учителя по обозначенной теме;
– организовать взаимодействие участников;
– создать условия работы по развитию творческой активности участников мастер-класса;
– содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.
Оборудование: компьютер, проектор, салфетки, бейджи, раздаточный материал, фломастеры.
Целевая группа: учителя истории и обществоведения.
Ожидаемые результаты:
– понимание сути использования сторителлинга;
– повышение уровня профессиональной компетенции;
– рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Эпиграф: «Существуют вещи, о которых мы знаем и знаем, что знаем. Существует то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Однако существует еще и такое, чего мы не знаем и не знаем, что не знаем» (Вернер Эрхард).
Ход мастер-класса
1 Организационный этап
Упражнение «Возьми салфеток»
Цель: выявление представлений слушателей о себе.
Оборудование: упаковка салфеток.
Учитель-мастер передает по кругу упаковку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, учитель-мастер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Упражнение «Снежинка»
Сейчас зима, и так хочется белого пушистого снега, но, увы, его нет. Поэтому мы с вами попробуем сделать снежинки, чтобы поднять себе настроение. У каждого из вас есть лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие – не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
– сложите лист пополам;
– оторвите правый верхний уголок;
– опять сложите пополам;
– снова оторвите правый верхний уголок;
– сложите лист пополам;
– оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, каждый человек индивидуален, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Так и на своих уроках каждый из нас применяет различные приемы и методы обучения, потому что все учащиеся разные.
Приём «Лист ожидания»
Все участники чего-то ожидают от этой встречи, что-то новое хотят увидеть или услышать. Напишите на снежинке, чего вы сегодня ожидаете от проведения мастер-класса и прикрепите на доску.
Уважаемые участники, для того чтобы определить степень владения вами предложенной темой мастер-класса, я предлагаю вам прикрепить снежинку на соответствующем месте на доске.
Жёлтый цвет – если вы представляете, в чем сущность сторителлинга, но не применяете в своей деятельности. Красный – если не знаете и не применяете в своей педагогической деятельности. Зеленый – если применяете сторителлинг в своей педагогической деятельности.
2 Мотивационно-проблематизирующий этап
Цель: обеспечение мотивации участников мастер-класса.
Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы.
Каждый из нас – и опытный профессионал, и учитель-новичок – иногда ощущает, что не поспевает за огромным потоком профессиональной информации, что не всегда может отыскать необходимую литературу. А учиться сегодня надо постоянно, фундаментально, но рационально и быстро.
Ведь, современными тенденциями развития образования являются:
1 Гуманизация образования (личность учащегося как высшая ценность общества).
2 Индивидуализация (организация личностно-деятельностного подхода).
3 Демократизация (развитие инициативы, активности, творчества учащихся и педагогов).
4 Переход к активным методам обучения (творчество – необходимое личностное качество).
5 Компьютеризация обучения.
Вышеперечисленные тенденции сформировали мою профессиональную позицию. Для эффективной организации учебного процесса опираюсь на личностно-ориентированное обучение, компетентностный и деятельностный подходы, реализуя тем самым интерактивное обучение.
Интерактивное обучение предполагает организацию познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предсказуемую цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый учащийся ощущает свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Учебный процесс происходит при условии взаимодействия всех учащихся, где учитель и учащийся являются равнозначными субъектами обучения.
Предлагаю, вспомнить этапы интерактивного обучения:
1. Мотивация:
– сфокусировать внимание детей на проблеме;
– вызвать интерес к обсуждаемой теме.
2. Объявление темы и ожидаемых учебных результатов:
– обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь на уроке, чего от них ожидает учитель.
3. Предоставление необходимой информации:
– дать учащимся информацию, для того чтобы на её основе они могли выполнить практические задания за минимально короткое время.
4. Интерактивное упражнение:
– усвоение учебного материала, достижение результатов урока.
5. Рефлексия результатов:
– осознание полученных результатов.
6. Итоги:
– прояснить смысл проделанного, подвести итог усвоения знаний и установить связь между тем, что известно, и тем, что должно усовершенствоваться в будущем.
Рефлексивный анализ применения приемов интерактивного обучения показал, что они действительно способствуют активному обучению, основаны на личностно-ориентированном обучении, повышают познавательную активность. Однако не в полной мере стимулируют творчество личности, креативность и импровизацию. Ведь творческая личность способна быстро адаптироваться к меняющимся условиям, что очень важно для динамически развивающегося современного общества.
Проблемное поле. Нам известно, что не у всех учащихся на высоком уровне развита внутренняя мотивация. Учителю часто приходится прибегать к внешним факторам побуждения, чтобы включить ребенка в процесс обучения.
Решить эту проблему можно, используя на уроке сторителлинг.
3 Информационно-деятельностный этап
Цель: знакомство с теоретическими аспектами возникновения и использования сторителлинга в образовании; создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определённых умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению использования сторителлинга.
Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что же такое «сторителлинг» и посмотрим на его возможности под разным углом. Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Однако в русском языке этому термину имеется синоним – «сказительство», подразумевающее под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.
Зачем создавать истории и вовлекать других?
Мы запоминаем:
10 % – того, что прочитали;
20 % – того, что услышали;
30 % – того, что увидели;
40 % – того, что увидели и услышали;
70 % – того, что обсудили с другими;
80 % – того, что лично на опыте познали;
95 % – того, чему научили других.
Изначально сторителлинг зарекомендовал себя как достаточно эффективное средство выстраивания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, то есть в области управления персоналом, в менеджменте. Сейчас он активно используется в бизнесе, маркетинге, журналистике и образовании. Уверена, многие использовали эту технику, может только не догадывались о существовании такого интересного названия.
Выделяют три вида педагогического сторителлинга:
– классический (история рассказывается преподавателем самостоятельно, транслируя явное знание);
– активный (в процесс создания истории вовлекаются слушатели, что способствует передаче неявного знания, которое логически не выражается, а проявляется в практической деятельности);
– цифровой сторителлинг – рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).
Скрайбинг – это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.
Майнд-мэп – это методика графического представления информации, изобретенная британским ученым Тони Бьюзеном. На русский язык это понятие переводится по-разному, например: интеллект-карта, ментальная карта, ассоциативная карта, карта мыслей.
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.
В своей практике я использую классический и активный сторителлинг. Как перспективу совершенствования в этом направлении планирую освоить цифровой сторителлинг, что важно для реализации одной из тенденций современного образования – компьютеризации.
Структура сторителлинга
1. Вступление
Вступление к истории должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у учащихся любопытство и увлечь его, необходимо добавить красок (место событий, время года, эмоции, видеоматериал).
2. Развитие события
Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры, действующие лица. Эта часть позволяет глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором узнали из выступления.
3. Кульминация
Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение.
4. Заключение
Проблема раскрыта. Мы получаем ответ на вопрос.
Можно сделать вывод, что сторителлинг универсален для урочной деятельности и отвечает нормам и требованиям качественного образования:
– доступность;
– логическая последовательность;
– рациональное использование времени на вопросы темы;
– проблемность;
– практическая направленность;
– наглядность;
– разнообразие приемов и методов;
– активная работа и «обратная связь»;
– связь с жизнью и с другими учебными дисциплинами.
Работа в группах
Задание 1
1-я группа «Актёры»
Вам необходимо разыграть историю «Совещание у мэра», посвященную теме учебного занятия по обществоведению «Политическая система общества» (типы политических систем). Активный сторителлинг.
Участники:
– репортер (озвучивает события и берет интервью у остальных героев);
– мэр города – спокойно и радостно (ставит задачу о проведении ежегодного мероприятия «День города»);
– экономист – нервозно (оценивает риски проведения мероприятия для бюджета города);
– представитель правопорядка – серьёзно и задумчиво (делится своими планами по охране правопорядка в день праздника);
– журналист – восторженно (выступает: как это здорово, что в городе будет проходить праздник).
Ход истории
1. Репортер (вступление)
2. Мэр города
3. Экономист
4. Представитель правопорядка (кульминация)
5. Журналист
6. Репортер (развязка): как в итоге намерен поступить мэр города?
7. Мэр города
8. Репортер (логический вывод)
Мэр города – спокойно и радостно Ставит задачу о проведении ежегодного мероприятия «День города»: надо позаботиться о народе, ведь народ является источником власти в государстве. Мы должны не забывать о правах и свободах наших граждан. Необходимо пригласить не только представителей общественной организации, но и представителей политической оппозиции. Даёт возможность высказаться каждому участнику |
Экономист – нервозно Оценивает риски проведения мероприятия для бюджета города |
Журналист – восторженно Выступает: как это здорово, что в городе будет проходить праздник и какое огромное количество людей соберёт, мы напишем во все газеты города, покажем ход праздника на телевидении |
Представитель правопорядка – серьёзно и задумчиво Мы знаем, что в отношении наших граждан действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». И этого принципа мы придерживаемся. Ведь все граждане равны перед законом |
2-я группа «Эксперты»
1. Проанализируйте данный сторителлинг с точки зрения семи правил для истории.
Семь правил для истории:
1) полезный и интересный контент;
2) яркий герой;
3) визуальное оформление;
4) нотки драматургии;
5) нет монотонности;
6) детали и эмоции;
7) логический вывод.
2. На каком из этапов урока технологии интерактивного обучения можно использовать сторителлинг?
Задание 2
Группы «Актёры» и «Эксперты»
Группы должны составить сторителлинг на любую тему учебного занятия по обществоведению и выбрать, на каком из этапов урока можно его применить?
Были ли трудности при составлении сторителлинга? Какие?
4 Оценочно-рефлексивный этап
Цель: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей деятельности.
Обратимся к задачам, которые ставили в начале нашего занятия. Оправдались ли те ожидания, которые записаны на снежинках? Комментируя, снимаем снежинки с доски.
Мастер предлагает ответить на вопрос: «Сбылись ли ожидания?»
Приём «Благодарю…»
А сейчас я предлагаю каждому участнику выбрать только одного из участников своей группы, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Благодарственное слово учителя-мастера является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этим участникам событий.