Мастер-класс «Интерактивное обучение обществоведению посредством сторителлинга»

- 15:03II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Мастер-класс, Методичка

Для эффективной организации учебного процесса автор опирается на личностно-ориентированное обучение, компетентностный и деятельностный подходы, реализуя тем самым интерактивное обучение

Вероника КОМИНЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Цель: формирование педагогической компетенции учителя через трансляцию опыта использования сторителлинга.

Задачи:

– передать (представить) опыт учителя по обозначенной теме;
– организовать взаимодействие участников;
– создать условия работы по развитию творческой активности участников мастер-класса;
– содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.

Оборудование: компьютер, проектор, салфетки, бейджи, раздаточный материал, фломастеры.

Целевая группа: учителя истории и обществоведения.

Ожидаемые результаты:

– понимание сути использования сторителлинга;
– повышение уровня профессиональной компетенции;
– рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

 

Эпиграф: «Существуют вещи, о которых мы знаем и знаем, что знаем. Существует то, о чем мы не знаем и знаем, что не знаем. Однако существует еще и такое, чего мы не знаем и не знаем, что не знаем» (Вернер Эрхард).

 

Ход мастер-класса

 

1 Организационный этап

Упражнение «Возьми салфеток»

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование: упаковка салфеток.

Учитель-мастер передает по кругу упаковку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, учитель-мастер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

 

Упражнение «Снежинка»

Сейчас зима, и так хочется белого пушистого снега, но, увы, его нет. Поэтому мы с вами попробуем сделать снежинки, чтобы поднять себе настроение. У каждого из вас есть лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие – не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

– сложите лист пополам;
– оторвите правый верхний уголок;
– опять сложите пополам;
– снова оторвите правый верхний уголок;
– сложите лист пополам;
– оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна.

Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: одинаковых людей нет, каждый человек индивидуален, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Так и на своих уроках каждый из нас применяет различные приемы и методы обучения, потому что все учащиеся разные.

 

Приём «Лист ожидания»

Все участники чего-то ожидают от этой встречи, что-то новое хотят увидеть или услышать. Напишите на снежинке, чего вы сегодня ожидаете от проведения мастер-класса и прикрепите на доску.

Уважаемые участники, для того чтобы определить степень владения вами предложенной темой мастер-класса, я предлагаю вам прикрепить снежинку на соответствующем месте на доске.

Жёлтый цвет – если вы представляете, в чем сущность сторителлинга, но не применяете в своей деятельности. Красный – если не знаете и не применяете в своей педагогической деятельности. Зеленый – если применяете сторителлинг в своей педагогической деятельности.

 

2 Мотивационно-проблематизирующий этап

Цель: обеспечение мотивации участников мастер-класса.

Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы.

Каждый из нас – и опытный профессионал, и учитель-новичок – иногда ощущает, что не поспевает за огромным потоком профессиональной информации, что не всегда может отыскать необходимую литературу. А учиться сегодня надо постоянно, фундаментально, но рационально и быстро.

Ведь, современными тенденциями развития образования являются:

1 Гуманизация образования (личность учащегося как высшая ценность общества).
2 Индивидуализация (организация личностно-деятельностного подхода).
3 Демократизация (развитие инициативы, активности, творчества учащихся и педагогов).
4 Переход к активным методам обучения (творчество – необходимое личностное качество).
5 Компьютеризация обучения.

Вышеперечисленные тенденции сформировали мою профессиональную позицию. Для эффективной организации учебного процесса опираюсь на личностно-ориентированное обучение, компетентностный и деятельностный подходы, реализуя тем самым интерактивное обучение.

Интерактивное обучение предполагает организацию познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предсказуемую цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый учащийся ощущает свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Учебный процесс происходит при условии взаимодействия всех учащихся, где учитель и учащийся являются равнозначными субъектами обучения.

Предлагаю, вспомнить этапы интерактивного обучения:

1. Мотивация:

– сфокусировать внимание детей на проблеме;
– вызвать интерес к обсуждаемой теме.

2. Объявление темы и ожидаемых учебных результатов:

– обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь на уроке, чего от них ожидает учитель.

3. Предоставление необходимой информации:

– дать учащимся информацию, для того чтобы на её основе они могли выполнить практические задания за минимально короткое время.

4. Интерактивное упражнение:

– усвоение учебного материала, достижение результатов урока.

5. Рефлексия результатов:

– осознание полученных результатов.

6. Итоги:

– прояснить смысл проделанного, подвести итог усвоения знаний и установить связь между тем, что известно, и тем, что должно усовершенствоваться в будущем.

Рефлексивный анализ применения приемов интерактивного обучения показал, что они действительно способствуют активному обучению, основаны на личностно-ориентированном обучении, повышают познавательную активность. Однако не в полной мере стимулируют творчество личности, креативность и импровизацию. Ведь творческая личность способна быстро адаптироваться к меняющимся условиям, что очень важно для динамически развивающегося современного общества.

Проблемное поле. Нам известно, что не у всех учащихся на высоком уровне развита внутренняя мотивация. Учителю часто приходится прибегать к внешним факторам побуждения, чтобы включить ребенка в процесс обучения.

Решить эту проблему можно, используя на уроке сторителлинг.

 

3 Информационно-деятельностный этап

Цель: знакомство с теоретическими аспектами возникновения и использования сторителлинга в образовании; создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определённых умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению использования сторителлинга.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что же такое «сторителлинг» и посмотрим на его возможности под разным углом. Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй». Однако в русском языке этому термину имеется синоним – «сказительство», подразумевающее под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. 

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.

Зачем создавать истории и вовлекать других?

Мы запоминаем:

10 % – того, что прочитали;
20 % – того, что услышали;
30 % – того, что увидели;
40 % – того, что увидели и услышали;
70 % – того, что обсудили с другими;
80 % – того, что лично на опыте познали;
95 % – того, чему научили других.

Изначально сторителлинг зарекомендовал себя как достаточно эффективное средство выстраивания внешних и внутренних корпоративных коммуникаций, то есть в области управления персоналом, в менеджменте. Сейчас он активно используется в бизнесе, маркетинге, журналистике и образовании. Уверена, многие использовали эту технику, может только не догадывались о существовании такого интересного названия.

 

Выделяют три вида педагогического сторителлинга:

– классический (история рассказывается преподавателем самостоятельно, транслируя явное знание);

– активный (в процесс создания истории вовлекаются слушатели, что способствует передаче неявного знания, которое логически не выражается, а проявляется в практической деятельности);

– цифровой сторителлинг – рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).

Скрайбинг – это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.

Майнд-мэп – это методика графического представления информации, изобретенная британским ученым Тони Бьюзеном. На русский язык это понятие переводится по-разному, например: интеллект-карта, ментальная карта, ассоциативная карта, карта мыслей.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.

 

В своей практике я использую классический и активный сторителлинг. Как перспективу совершенствования в этом направлении планирую освоить цифровой сторителлинг, что важно для реализации одной из тенденций современного образования – компьютеризации.

 

Структура сторителлинга

1. Вступление

Вступление к истории должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у учащихся любопытство и увлечь его, необходимо добавить красок (место событий, время года, эмоции, видеоматериал).

2. Развитие события

Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры, действующие лица. Эта часть позволяет глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором узнали из выступления.

3. Кульминация

Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение.

4. Заключение

Проблема раскрыта. Мы получаем ответ на вопрос.

 

Можно сделать вывод, что сторителлинг универсален для урочной деятельности и отвечает нормам и требованиям качественного образования:

– доступность;
– логическая последовательность;
– рациональное использование времени на вопросы темы;
– проблемность;
– практическая направленность;
– наглядность;
– разнообразие приемов и методов;
– активная работа и «обратная связь»;
– связь с жизнью и с другими учебными дисциплинами.

 

Работа в группах

Задание 1

1-я группа «Актёры»

Вам необходимо разыграть историю «Совещание у мэра», посвященную теме учебного занятия по обществоведению «Политическая система общества» (типы политических систем). Активный сторителлинг.

Участники:

– репортер (озвучивает события и берет интервью у остальных героев);
– мэр города – спокойно и радостно (ставит задачу о проведении ежегодного мероприятия «День города»);
– экономист – нервозно (оценивает риски проведения мероприятия для бюджета города);
– представитель правопорядка – серьёзно и задумчиво (делится своими планами по охране правопорядка в день праздника);
– журналист – восторженно (выступает: как это здорово, что в городе будет проходить праздник).

Ход истории

1. Репортер (вступление)
2. Мэр города
3. Экономист
4. Представитель правопорядка                (кульминация)
5. Журналист
6. Репортер (развязка): как в итоге намерен поступить мэр города?
7. Мэр города
8. Репортер (логический вывод)

Мэр города – спокойно и радостно
Ставит задачу о проведении ежегодного мероприятия «День города»: надо позаботиться о народе, ведь народ является источником власти в государстве. Мы должны
не забывать о правах и свободах наших граждан. Необходимо пригласить не только представителей общественной организации, но и представителей политической оппозиции. Даёт возможность высказаться каждому участнику
Экономист – нервозно
Оценивает риски проведения мероприятия для бюджета города
Журналист – восторженно
Выступает: как это здорово, что в городе будет проходить праздник и какое огромное количество людей соберёт, мы напишем во все газеты города, покажем ход праздника на телевидении
Представитель правопорядка – серьёзно и задумчиво
Мы знаем, что в отношении наших граждан действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». И этого принципа мы придерживаемся. Ведь все граждане равны перед законом

 

2-я группа «Эксперты»

1. Проанализируйте данный сторителлинг с точки зрения семи правил для истории.

Семь правил для истории:

1) полезный и интересный контент;
2) яркий герой;  
3) визуальное оформление;
4) нотки драматургии;  
5) нет монотонности; 
6) детали и эмоции;
7) логический вывод.

2. На каком из этапов урока технологии интерактивного обучения можно использовать сторителлинг?

 

Задание 2

Группы «Актёры» и «Эксперты»

Группы должны составить сторителлинг на любую тему учебного занятия по обществоведению и выбрать, на каком из этапов урока можно его применить?

Были ли трудности при составлении сторителлинга? Какие?

 

4 Оценочно-рефлексивный этап

Цель: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей деятельности.

Обратимся к задачам, которые ставили в начале нашего занятия. Оправдались ли те ожидания, которые записаны на снежинках? Комментируя, снимаем снежинки с доски.

Мастер предлагает ответить на вопрос: «Сбылись ли ожидания?»

 

Приём «Благодарю…»

А сейчас я предлагаю каждому участнику выбрать только одного из участников своей группы, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Благодарственное слово учителя-мастера является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этим участникам событий.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий