Игра не только знакомит учащихся с различными профессиями, но и помогает учить ребят собирать, анализировать и обобщать информацию, пользоваться гаджетами не для развлечений, а для поиска и получения знаний.
Анна ТВЕРИТИНОВА,
методист отдела по профориентации учащихся
УО «Гомельский государственный областной
Дворец творчества детей и молодежи»
Выбирать профессию всегда сложно и ответственно. Этот важный шаг нужно тщательно продумывать. И чтобы здесь не было ошибки, важно заниматься с учащимися уже в среднем звене, постепенно погружая их в мир профессий. Необходимо рассказывать им о различных сферах деятельности, об аспектах трудового законодательства, о способах получения профессий и приобретения навыков.
Сегодняшние реалии ставят перед нами – взрослыми – и нашими детьми новые профориентационные задачи. В настоящее время гораздо сложнее выбрать профессию. Мир специальностей широк и разнообразен. Возникают новые профессии, которые функционируют на стыке направлений. Есть такие профессии, о которых старшее поколение уже не знает, а представители молодого поколения еще с ними не сталкивалось. Наша задача как специалистов отдела по профориентации знакомить учащихся с миром профессий, его разнообразием и особенностями. И хочется, чтобы это знакомство было не только познавательным, но еще интересным и легким в своем восприятии.
Сотрудники отдела постоянно проводят профориентационную работу, которая органично встраивается в процесс обучения. Разрабатываются мероприятия с применением разнообразных форм и методов. Одним из таких мероприятий является QR-квест, который позволяет познакомиться с профессией и изучить ее с разных сторон. А форма квеста делает это знакомство увлекательным и интересным для учащихся. Кроме того, такая форма работы позволяет им самостоятельно искать знания, что развивает и коммуникативные навыки, и умение анализировать и обобщать информацию. Несомненным плюсом такой формы работы является то, что педагог осуществляет лишь координационную функцию, не давая учащимся готовой информации.
Квест разработан для учащихся 13–15 лет. Для младших подростков он не подходит по той причине, что у них не всегда есть телефон с выходом в интернет. И, кроме того, учащиеся младшего возраста не всегда умеют корректно пользоваться интернет-приложениями.
Цель квеста – познакомить учащихся с различными профессиями, рассказать об их особенностях. Кроме того, квест помогает научить ребят собирать, анализировать и обобщать информацию, пользоваться гаджетами не только для развлечений, но и для поиска и получения знаний.
Задания квеста несложные, поэтому в него можно играть как в составе команды, так и индивидуально.
Квест состоит из пяти заданий. Ребята-участники получают бланк с QR-кодами, в которых зашифрованы задания. Выполняя задания, учащиеся получают подсказки. Соединив найденные подсказки, они должны угадать зашифрованную профессию.
В первом задании учащимся предстоит сложить пазл. Так участники получают подсказку: набор инструментов, которые используются специалистом зашифрованной профессии (пазл создан при помощи интерактивного онлайн-сервиса https://www.jigsawplanet.com/?lang=ru).
Второй QR-код приводит учащихся к фотопортретам, на которых изображены известные представители загаданной профессии. Задача участников – внимательно их рассмотреть.
Третий QR-код раскрывает перед участниками облако слов, в котором зашифрованы навыки и умения, необходимые в работе специалисту зашифрованной профессии (облако слов создано при помощи онлайн-сервиса https://wordcloud.pro/ru).
Перейдя по четвертому QR-коду, участники квеста снова должны сложить пазл. Сложенная картинка – есть ребус, разгадав который ребята узнают, какова основная задача профессии, чего добивается своим трудом специалист (пазл создан при помощи интерактивного онлайн-сервиса https://www.jigsawplanet.com/?lang=ru; ребус также сгенерирован при помощи интерактивных сервисов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator и http://kvestodel.ru/generator-rebusov).
Пятый QR-код приведет участников к истории возникновения и развития профессии (история профессии создана при помощи интерактивного онлайн-сервиса https://storymap.knightlab.com/).
Когда все задания выполнены, перед участниками стоит задача, соединить полученные подсказки и понять, какая профессия была зашифрована. После того как команда справилась с заданием, учащимся нужно презентовать профессию, т.е. рассказать о ней, используя полученные знания.
Далее рассмотрим один из вариантов квеста.
Первый QR-код открывает перед участниками пазл, собрав который ребята получают информацию о рабочих инструментах специалиста.
Второй QR-код, который сканируют ребята, переводит их к портретам специалистов, которые знамениты в этой профессиональной деятельности.
Третий QR-код ребята сканируют и переходят к облаку слов, в котором спрятаны навыки, необходимые для работы специалиста.
Четвертый QR-код переводит учащихся на пазл, собрав который учащиеся получают ребус. Разгадав ребус, учащиеся получают следующую подсказку – основная задача, которая решается специалистом.
Отсканировав пятый QR-код, учащиеся могут познакомиться с историей становления профессии.
Когда участники игры собирают воедино полученные подсказки, им необходимо догадаться, какая профессия зашифрована. А потом рассказать о разгаданной профессии своим одноклассникам.
Посмотреть, как проходит квест во Дворце творчества, можно перейдя по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=fGXha0E_g14&list=PLSWqOnhiUCevGTOVdXIhEbgSA0ZbdrDvp&index=70
Во дворце творчества профориентационная работа проводится с учащимися всех возрастных категорий постоянно. В работе часто применяются интерактивные методы, которые помогают сделать трудные вопросы профориентации более легкими для понимания. Профориентация может и должна быть интересной. Тогда процесс усвоения знаний будет более эффективным и результативным.
Примеры квестов
I SMM-специалист
1) Сложи пазл и найди, что необходимо для работы данного специалиста
Ответ:____________________________________
2) Здесь изображены известные представители данной профессии
Андрей Гусаров Ирина и Кирилл Пустовойт
3) Разгадай слова с навыками и умениями данного специалиста
Ответ:____________________________________
4) Сложи пазл и разгадай ребус. В нем ты найдешь основную задачу данной профессии
5) Изучи историю возникновения профессии
Уже догадался, какая профессия вам выпала?
Напиши ответ здесь
______________________________________
Теперь, используя все найденные подсказки, презентуй профессию другим участникам квеста
II Косметолог
1) Сложи пазл и найди, что необходимо для работы данного специалиста
Ответ:____________________________________
2) Здесь изображены известные представители данной профессии
3) Разгадай слова с навыками и умениями данного специалиста
Ответ:____________________________________
4) Сложи пазл и разгадай ребус. В нем ты найдешь основную задачу данной профессии
5) Изучи историю возникновения профессии
Уже догадался, какая профессия вам выпала?
Напиши ответ здесь
______________________________________
Теперь, используя все найденные подсказки, презентуй профессию другим участникам квеста
III Журналист
1) Сложи пазл и найди, что необходимо для работы данного специалиста
Ответ:____________________________________
2) Здесь изображены известные представители данной профессии
Мария Ресса, Дмитрий Муратов
3) Разгадай слова с навыками и умениями данного специалиста
Ответ:____________________________________
4) Сложи пазл и разгадай ребус. В нем ты найдешь основную задачу данной профессии
5) Изучи историю возникновения профессии
Уже догадался, какая профессия вам выпала?
Напиши ответ здесь
______________________________________
Теперь, используя все найденные подсказки, презентуй профессию другим участникам квеста
IV Нутрициолог
1) Сложи пазл и найди, что необходимо для работы данного специалиста
Ответ:____________________________________
2) Здесь изображены известные представители данной профессии
Екатерина Оксенюк, Светлана Кашицкая
3) Разгадай слова с навыками и умениями данного специалиста
4) Сложи пазл и разгадай ребус. В нем ты найдешь основную задачу данной профессии
5) Изучи историю возникновения профессии
Уже догадался, какая профессия вам выпала?
Напиши ответ здесь
______________________________________
Теперь, используя все найденные подсказки, презентуй профессию другим участникам квеста.