Слоним в годы Великой Отечественной войны. Методическая разработка занятия с учащимися 8–10 лет

- 14:59Дополнительное образование

Материалы разработаны для проведения занятия в объединении по интересам «Юные краеведы родного края» при изучении раздела «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Направлены на ознакомление учащихся с историей города Слонима в годы Великой Отечественной войны, воспитание любви к малой родине, уважение к прошлому своего народа, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

 

Наталья ЯКУТА,
заведующий отделом по основной деятельности
ГУО «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область

 

 

Тема: «Слоним в годы Великой Отечественной войны».

Раздел программы: Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Тип занятия: комбинированный.

Цель: ознакомление с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, связанными с городом Слонимом.

Задачи:

– познакомиться историю города Слонима в годы Великой Отечественной войны;
– обучить учащихся ориентироваться по карте города Слонима;
– развивать способность чувствовать, умение слушать окружающих;
– развивать познавательные способности: внимание, память, мышление, речь;

– способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения);
– воспитывать любовь к малой родине, уважение к прошлому своего народа, чуткость, доброту, чувство сопереживания, уважительное отношение к ветеранам.

Возраст учащихся: 8–10 лет.

Формы и методы:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, чтение.
Метод практической работы: изготовление письма-треугольника.
Метод игры: викторина, игра «Сложи пословицу», игра для рефлексии.
Проблемный: работа с картой города Слонима и Слонимского района на смартфонах.

Оборудование и материалы: ноутбук, смартфоны, мультимедийная презентация «Слоним в годы Великой Отечественной войны», карточки с пословицами для игры «Сложи пословицу», карта города Слонима, указка, листы белой бумаги для творческой работы, ножницы, фломастеры, звездочки, медали для награждения.

Презентация: презентация Слоним в годы ВОв

 

Ход занятия

1 Организационный этап

Педагог:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро! Солнцу и птицам.
– Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, веселы, приветливы, ласковы, счастливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. У нас всё хорошо потому, что мы живём в мирное время – и это главное!

Я очень рада встрече с вами. Вы готовы начать наше занятие? (Ответы детей.)

2 Подготовительный этап

Педагог: Послушайте, пожалуйста, стихотворение, а затем скажете мне, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

(Чтение стихотворения С.Щипачёва «Казалось, было холодно цветам» на фоне музыки.)

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Педагог: О чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Ответы детей.)

Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое ненатопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам. Для нас война – это история.

Тема занятия «Слоним в годы Великой Отечественной войны». Сегодня мы с вами поговорим о Великой Отечественной войне, так как май – это Победный месяц. Мы должны помнить об этом и не забывать. На занятии вы узнаете о городе Слониме в годы войны, мы поработаем с картой города Слонима, сделаем своими руками и напишем письмо «на фронт», поиграем. Самым активным ребятам по ходу занятия будут вручаться звёздочки, а в конце занятия – «медали».

3 Этап актуализации имеющихся знаний

Викторина «Великая Отечественная война»

Педагог: Для того чтобы вспомнить основные моменты, связанные с Великой Отечественной войной, о которых мы с вами говорили на прошлом занятии, проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. За правильные ответы вы будете получать звёздочки.

– В каком году началась Великая Отечественная война? (1941 год.)
– В каком году закончилась война? (1945 год.)

– Сколько дней длилась война? (1418 дней.)
– В какой день мы отмечаем праздник Победы? (9 мая.)
– Сколько уже миновало лет со дня окончания Великой Отечественной войны? (78 лет)
– Какое оружие называется женским именем? («Катюша».)
– Назовите города-герои Великой Отечественной войны. (Ответы детей.)
– Когда был освобожден город Слоним? (10 июля 1944 года.)

4 Этап работы по новому материалу

Рассказ «Слоним в годы Великой Отечественной войны»

По ходу рассказа ведется работа с картой города Слонима и Слонимского района на смартфонах учащихся, на ноутбуке: поиск и показ улиц города и деревень Слонимского района учащимися.

Педагог: А сейчас мы поговорим о нашем родном городе Слониме в годы Великой Отечественной войны и людях, именами которых названы улицы города.

Жители Слонимщины узнали о начале войны по радио 22 июня 1941 года в 12 часов. Война в нашем городе началась с бомбардировки Деревянчицкого аэродрома, а уже через три дня гитлеровцы оккупировали город.

Площадь Ленина. Именно по ней 24 июня 1941 года промчались ворвавшиеся в город немецкие танковые дивизии (показ на карте).

На Слонимско-Барановичском направлении наступали немецкие танковые дивизии. Начиная с 24 июня, на рубеже реки Щара, гитлеровцы встретили организованное сопротивление. Напряжённые бои на этом участке продолжались трое суток.

26 июня 1941 года город Слоним был занят немецко-фашистскими войсками. Наступили три страшных года гитлеровской оккупации города и района.

В центре города сохранились здания, где располагались немецкие оккупационные службы.

– Сейчас я зачитаю вам воспоминания детей о войне – Римы Ващилиной (Самарской), шесть лет, дочки офицера-пограничника: (книга «Памяць», «Война глазами детей»): «Когда налетели самолеты и стали бомбить, мы побежали в жито. Оно было выше меня, и я все время боялась отстать от мамы и потеряться. Недалеко от нас начало греметь, меня бросило на землю. Когда я пришла в сознание, нашла маму, которая лежала, у нее с головы и руки сильно текла кровь. Меня нёс на руках какой-то солдат. Потом я ехала в машине с другими детьми. В Слониме мы оказались в детском доме (сейчас ул. Пушкина). Там я подружилась с красивой маленькой девочкой с большими глазами. Утром появился немец, он брал всех за подбородок, поднимал голову и кому говорил «юд», тех ставили отдельно. Взрослые спрятали мою подругу в матрас, но немец переворачивал кровати и нашел её. Их всех куда-то повезли».

– Но наши земляки не стали на колени перед оккупантами, не склонили головы в рабстве. Они смело сражались с врагом.

В центре города, на улице Пушкина, есть небольшой сквер. В нем возвышается скульптура воина-освободителя.

Он застыл со знаменем в руках, охраняя вечный сон около 900 солдат и офицеров, павших при освобождении Слонимщины от фашистов (показ на карте).

Рядом с памятником находятся могила разведчика Героя Советского Союза майора Кузьмы Гнидаша и радистки старшего сержанта Клары Давидюк.

На центральной площади города установлен танк Т-34 в честь дня освобождения города (показ на карте).

Кто знает, что означает цифра 107 на танке? (Цифра «107» означает дату освобождения города – 10 июля.)

Многие улицы нашего города носят имена героев Великой Отечественной войны. Может быть, вы знаете эти улицы? Назовите их. (Ответы детей.)

Улица Синичкина (находится за ГУО «Гимназия № 1 города Слонима»).

Синичкин Федор Михайлович – участник партизанского движения в Беларуси, капитан.

Ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После окончания войны вся оставшаяся жизнь Федора Михайловича была связана с городом Слонимом, где он долгое время работал председателем Слонимского райисполкома. Похоронен Федор Михайлович Синичкин в Слониме. (Показ улицы на карте).

Улица Багратиона (находится в микрорайоне Лабазовка).

Петр Иванович Багратион – генерал.

Освобождение Слонима вошло в крупнейшую операцию Великой Отечественной войны «Багратион» (показ улицы на карте).

Улица Леошени (показ улицы на карте).

Евгений Варфоломеевич Леошеня – уроженец города Слонима, командир стрелковой дивизии.

Улица Мирошника (находится за вокзалом).

Мирошник Андрей Степановичучастник Великой Отечественной войны, стрелок стрелкового полка (показ улицы на карте).

Улица Васи Крайнего.

Вася Крайний – пионер-герой, участник партизанского движения на территории Слонимского района в годы Великой Отечественной войны.

Родился в деревне Сергеевичи Слонимского района. В годы немецко-фашистской оккупации собирал разведданные, оружие и передавал партизанам. С сентября 1943 – партизан бригады им. К.К.Рокоссовского. Участвовал в подрывах вражеских эшелонов, разгроме вражеского батальона, в засадах. В ночь под новый 1944 год участвовал в подрыве эшелона с вражескими солдатами и оружием. При возвращении с операции группа партизан нарвалась на засаду. Вася Крайний прикрывал огнём из пулемёта её отход, продолжал сражаться после гибели товарища. Когда кончились патроны, гитлеровцы схватили израненного партизана и бросили в Слонимскую тюрьму. Его пытались лечить, но юный герой отказался, он предпочёл смерть.

Именем Васи Крайнего названа улица в городе Слониме, его имя присвоено пионерским дружинам (показ улицы на карте).

В годы Великой Отечественной войны Беларусь потеряла каждого третьего жителя. В окрестностях города Слонима находится много мест массовых расстрелов местных жителей: Петралевичская гора, Чепелёвские поля (показ на карте). Эти места известны каждому жителю города. На Петралевичской горе было расстреляно более 10 тысяч человек, на Чепелевских полях – 30 тысяч.

Педагог: Сейчас я зачитаю вам строки из воспоминания Яны Гарбунович (Кольщик), семь лет:

«Мы с тётей жили на улице Костельная (ул. Горького). Около костёла Святого Андрея похоронили много офицеров, и там стояли фигурные немецкие кресты. Когда немцы отступили, кресты убрали, а землю разровняли. Однажды ночью на нашей улице кто-то выстрелил возле машины, которая проезжала. Утром немцы выгнали людей с домов, чтобы расстрелять. Но один офицер, который ходил в гости к соседям, заступился и сказал, что никто не стрелял, а просто машина наехала на пустую бутылку. Нас всех отпустили. Иногда нам приказывали не выходить из домов. Тогда по улицам гнали евреев. Я смотрела на колонну через окно на чердаке. Наверное, люди не понимали, что их ждёт, потому что шли мирно и спокойно. На спинах и груди у них были жёлтые звёзды и круги. Потом мы слышали, как в Петралевичах стреляли пулемёты».

В раскопанной яме на Петралевичской горе обнаружены трупы людей, которые были зверски убиты в ночь с 3 на 4 июля 1944 года. При осмотре трупов обнаружено, что у всех жертв руки были завязаны назад проволокой. Почти все были убиты выстрелом в затылок. Большинство детей были брошены в яму живыми.

За время оккупации Слонимщины фашисты расстреляли и сожгли более 42 тысяч мирных граждан, в том числе около 3,5 тысяч детей.

Педагог: А вы знаете, какая численность населения города Слонима? (Ответы детей: примерно 50 000 человек).

В 1941 году фашисты убили жителей Слонимского района деревень Верболоты, Окуниново, а также сожгли деревни Павловичи, Низ, Боровичи (показ деревень на карте).

На территории района – 60 воинских захоронений, увековечивающих память о погибших в годы Великой Отечественной войны, в том числе: 34 братские могилы, 5 индивидуальных захоронений. Обелиски и памятные знаки установлены на местах массового уничтожения мирных жителей. Их в районе – 21. На многих памятниках и обелисках не увидишь имён, лишь количество захороненных.

Они пали за свободу и независимость нашей Родины (показ фото из книги «Памяць» на страницах 416, 418, 427, 429, 432, 435, 459, 461, 468).

С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, но память не имеет срока давности.

В нашем городе в средней школе № 4 имени П.И.Батова действует Народный музей революционной и боевой славы имени А.С.Жуковского, в котором большая часть экспозиций посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В городе Минске в музее истории Великой Отечественной войны имеется более 120 тысяч экспонатов.

Замечательным памятником подвигу белорусского народа стало 146-томное издание историко-документальных хроник «Память» (показ книги). В них поименно называются бойцы Красной Армии, погибшие в боях за Беларусь, воины-земляки, отдавшие жизнь на фронтах войны, партизаны, подпольщики, мирные жители – жертвы нацистского геноцида, а также участники Великой Отечественной войны, вернувшиеся на родину.

После окончания той страшной войны Беларусь еще долгие годы восстанавливалась от разрушений и потерь. И до наших дней страна свято чтит память о жертвах фашизма, подвиге героев и мужестве людей, которые жили в тяжёлое время и отдавали всё, чтобы приблизить долгожданный День Победы.

День Победы – это радостный и горький праздник. Да он и не может быть иным. Потому что не бывает безоблачной радости, радости без слёз и печали. Победа – это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое.

Педагог: Ребята, а кто является очевидцами тех суровых событий? (Ответы детей: ветераны).

В наше время мало осталось людей, которые были очевидцами тех событий, – ветеранов Великой Отечественной войны.

 

5 Этап релаксации

Физминутка

(Выполнение движений учащимися.)

Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз – рывок,
Два – рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?

6 Этап самостоятельного применения знаний

Педагог: Ребята, на прошлом занятии я просила вас вспомнить стихотворения о войне, о мире. Кто расскажет нам стихи?

Чтение стихов учащимися. Вручение звёздочек.

Игра «Сложи пословицу»

Педагог: Во время войны появилось много пословиц и поговорок, в которых отражается мудрость и наблюдательность народа.

Учащиеся делятся на две группы, выбирая определённый цвет фишек. Получают карточки с частями поговорок и пословиц. Задание: найти продолжение пословицам. Во время выполнения задания звучат военные песни.

Храбрость – … (сестра победы).
Дружно за мир стоять – … (войне не бывать).
Война – это большое болото: … (легко влезть, но трудно выбраться).
Хочешь победить на войне – … (работай вдвойне).
Воин воюет, … (а детки горюют).
Бой красен мужеством, … (а приятель дружеством).
Миром дорожить – … (людям долго жить).
В бою побывать – … (цену жизни узнать).
Война войной, а … (обед, по расписанию).
Умелый боец … (везде молодец).

Объяснение значения пословиц учащимися. Подведение итогов игры. Награждение звездочками.

Практическая работа «Изготовление письма-треугольника»

Педагог: Война прошла через каждую семью, через каждую судьбу, чётко разделив время на «довоенное» и «военное», разделив всех на «фронт» и «тыл».

Тыл – это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону «Всё для фронта, всё для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал! А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война. На фронте конвертов не было. Солдаты складывали написанное письмо треугольником, и каждый заклеивал, как мог.

Письма «треугольником» шли не только с фронта, но и на фронт. Такие «треугольники» не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был либо страничный листик из школьной тетрадки, либо двойной, вырванный из середины тетради. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали «письмо» из куска газеты и «отправляли» папке на фронт.

Педагог: Сейчас и мы с вами попробуем сделать такие письма и написать в них «весточку» из дома дедушке, который был на фронте.

Учащимся раздаются листки бумаги. Они выполняют практическую работу. Звучат военные песни.

Схема выполнения работы:

Выставка работ, чтение содержания писем учащимися, анализ писем. Награждение учащихся звёздочками.

7 Итоговый этап

Педагог: Ребята, вот так незаметно наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового сегодня вы узнали? (Ответы детей).

Оценка работы учащихся на протяжении всего занятия. Подсчет звездочек и вручение шоколадных медалей самым активным ребятам.

8 Этап рефлексии

Оценка настроения «Шарики»

Педагог: А сейчас я предлагаю вам оценить свое настроение на нашем занятии. Вам нужно выбрать себе шарик определённого цвета:

красный – занятие прошло интересно и познавательно;
зелёный – было не очень интересно;
белый – занятие было скучным. Ничего нового не узнали.

9 Информационный этап

Педагог: На следующем занятии мы будем говорить о семье, будем делать фоторамки для фотографий. Нужно каждому подготовить сообщение о своей семье, принести семейные фотографии.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий