Чтобы помнили…

- 12:54Воспитательная работа, Работа по военно-патриотическому воспитанию

Валентина БОГУШ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа №2 г. Сморгони»,
Гомельская область

 

 

Весна…В сознании многих она ассоциируется с приходом всего чистого, светлого, с надеждами на лучшее в жизни.

В моей семье весна всегда связана с Праздником Победы и с памятью об отце. Это он, участник Великой Отечественной войны, приучил нас, своих детей и внуков, считать этот праздник самым главным, самым важным и святым. Отец учил нас жить по совести, беречь память, помнить о той страшной войне. Сам жил достойно и нам так велел.

Я учитель с 50-летним стажем. В эту профессию отправил меня когда-то отец: «Это уважаемая профессия. Быть учителем почётно. Я и сам об этом мечтал, но война помешала. Главное, ты всегда своим ученикам будешь рассказывать о бессмертном подвиге нашего народа. Мало рассказывать собственным детям, надо об этом говорить и говорить, чтобы все помнили…» Это был наказ отца, и я его выполнила.

Своим сыну и дочери, а теперь и внукам я рассказываю о большой дружной семье, в которой жила, о главе нашей семьи – моём отце. На нём держалось всё. И Беларусь любить так, как полюбил он, уроженец Воронежской области, тоже учил. Войну закончил здесь, здесь и остался. Один раз в год, в апреле, мы его «теряли» на некоторое время. Отец писал, звонил однополчанам, они встречались и отправлялись в далёкий путь, по местам боёв, и навещали семьи погибших товарищей. Возвращался всегда помолодевшим, в приподнятом настроении, много интересного рассказывал. Человек общительный, он не отказывался от приглашений пионеров и комсомольцев, шёл на эти встречи, много говорил о жестокой войне, о сражениях, о своих друзьях и очень мало о себе. О нём говорили его награды. И нам, своим детям, отец тоже мало говорил о себе. «Воевал, как все», – вот его ответ на наши вопросы. А о товарищах, об освобождении Бреста, Варшавы, Праги, Кёнигсберга, о том, как его полк вошёл в Берлин, – об этом часами мог рассказывать.

Есть крылатое выражение: «Впитал с молоком матери». А в нашей семье всё хорошее от отца. Он и к чтению меня пристрастил. Причём, всегда говорил о чтении хороших книг. В 60–70-е годы книгу купить было сложно. Отец гордился тем, что в книжном магазине ветераны имели право купить книги в первую очередь. Он собрал хорошую библиотеку. На почётном месте – Михаил Шолохов, его земляк. Отец с гордостью говорил, что живал (это его выражение) в тех вёшенских местах, что и любимый писатель. Старших своих девочек (меня и мою сестру) он тоже отправлял летом к своему отцу на воронежскую землю, на тихий Дон. А потом говорил: «Вот теперь вы и «Тихий Дон» прочитаете. Будете знать, о чём, о ком писал Шолохов, в каких местах происходят события».

На день рождения, на День Советской Армии, в День Победы мы всегда дарили ему книги. Когда после окончания института я стала работать в школе, вступила в «Общество любителей книги». До сих пор помню, как радовался мой отец, когда я ему подарила трёхтомник К. Симонова «Живые и мёртвые» и книгу Ю.Бондарева «Горячий снег».

Когда я по-настоящему вошла в профессию, здесь поле деятельности по выполнению наказа отца (а это стало уже и моей потребностью) было огромным: уроки, классные часы, читательские конференции, диспуты, литературно-музыкальные композиции, литературные вечера. И тема памяти, тема войны преобладала.

Конечно, всё закладывается в семье, а в школе учитель продолжает воспитывать патриота. Но бывает по-разному.

Вспоминаю тёплый майский день накануне Праздника Победы. Маленький магазин, который в эти дни работал в основном для ветеранов: товары отпускали по льготным ценам. Небольшая очередь из достойных людей почтенного возраста с орденами и медалями на груди. Гордые мужчины и женщины, уважаемые люди, вежливый продавец. Мужчины-джентльмены попросили, чтобы их подругам вынесли стулья. Обстановка тёплая, спокойная, никто никого не торопит.

И вот в магазин, как шальные пули, врываются два молодца. Без очереди, отталкивая стариков, стали требовать пива. Один ветеран очень тактично сделал им замечание: «Молодые люди, здесь же очередь. Посмотрите на нас, уважайте наш возраст».

Лучше бы он промолчал. То, что было сказано одним из парней, шокировало всех: «А мы вас просили побеждать? Мы под немцами жили бы лучше». Эти чёрные слова я запомнила на всю жизнь. И ещё помню до сих пор лицо ветерана. Оно стало землисто-серым, человек стал хватать ртом воздух, стал задыхаться. Для него и всех ветеранов это был удар ниже пояса. Хорошо, что умная девушка продавец быстро подала этим парням-недоумкам пива, и они отправились восвояси, сделав своё чёрное дело. На какое-то время в магазине воцарилась тишина. А потом, когда все пришли в себя, мы говорили этим мужественным людям что-то хорошее, утешали, что есть и другая молодёжь, которая чтит их великий подвиг во имя жизни на земле. А эти молодцы, конечно же, не видели фильм «Иди и смотри», не слышали траурный перезвон колоколов Хатыни, не смотрели документальные кадры о злодеяниях фашистов, не знали о коварных планах немцев в отношении славян. Всё это прошло мимо них, этих молодцев.

Как могли успокаивали мы стариков, но представляли, конечно, как скверно было у них на душе, как обидно им было. Вот так, походя, грязными словами можно ранить, можно убить.

Нет, мои родные дети, внуки не такие. Как пример привожу статьи в районной газете, где мой сын, ученик 4-го класса (теперь ему 45 лет), и мой внук-семиклассник (теперь учится в 10-м классе) в разное время писали о своём дедушке-прадедушке. Они о нём много знают, помнят его и гордятся им. А портрет нашего уважаемого ветерана в каждой квартире нашей семьи на самом почётном месте. И за границей, в Словакии, в доме моей племянницы висит такой же портрет. И её дети, рождённые там, смотрят на него и знают о своём родственнике, знают, что он воевал на той проклятой войне.

Все мы – потомки тех, кто ушёл на фронт бороться с фашизмом или остался в тылу, чтобы своим самоотверженным трудом приблизить Великую Победу. Эту мысль, работая в школе, провожу через каждый урок литературы и языка. Эта мысль главная и на наших литературных вечерах. Ребята читают стихи о войне, участвуют в спектаклях. И всё, что они говорят, проходит через их душу и сердце. А как иначе можно читать стихотворение Юлии Друниной «Зинка» или быть в роли замечательных девушек, мечтающих о счастье, о любви и погибших в неравном бою с фашистами? Как можно равнодушно читать монолог Ульяны Громовой накануне страшных пыток или слушать песню В.Высоцкого «На братских могилах»?

Да, мои ученики сами пели «Синий платочек», «Катюшу», «В землянке», «Майский вальс». Каждый урок литературы – это разговор с ребятами разного возраста о судьбе человека на войне. Замечательные произведения мы изучаем: «Иван» В.Богомолова, «Василий Тёркин» А.Твардовского, «Судьба человека» М.Шолохова, «Живи и помни» В.Распутина – на уроках по этим произведениям есть о чём поговорить и чему научить. Верю, что мои ученики не сказали и не скажут тех поганых слов и не подумают так никогда, как те два недоумка. Наоборот, они всегда будут помнить: за них, за счастливую жизнь воевали их деды и прадеды.

И завтра на уроках мои одиннадцатиклассники будут читать:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
в том, что они – кто старше, кто моложе–
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,–
Речь не о том, но всё, всё же,  всё же…

Всего лишь шесть строчек, но каких значимых! Это слова не только А.Твардовского, это слова потомков, благодарных за жизнь, скорбящих о тех, кто не дожил до победы, чувствующих ответственность за всё происходящее в стране.

Мы прослушаем песню на стихи Р.Рождественского «За того парня…», скажем вслух или про себя строки из «Реквиема»:

Именем солнца, именем Родины
Клятву даём.
Именем жизни клянемся павшим героям:
то, что отцы не допели,  
Мы допоём!
То, что отцы не построили,
мы построим!

Такие уроки я провожу во имя тех, кого нет с нами; во имя тех, кто жив; во имя тех, кто будет после нас. И не устану повторять:

Помните!
Через века, через года, –
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, –
Помните!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий