Учащиеся знакомятся с Марина с видом пейзажа с изображением моря – марина и художником-маринистом Иваном Айвазовским.
Анастасия ФИЛИМОНОВА,
учитель истории и искусства
ГУО «Средняя школа № 39 имени И.Д.Лебедева г. Гродно»
Раздел 5. Мир природы в искусстве.
Тема урока: Какой у природы характер?
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: закрепление представлений учащихся о воплощении образов природы в произведениях разных видов искусства
Задачи урока:
– актуализировать знания о различных проявлениях характера природы;
– показать возможности искусства в раскрытии характера природы;
– совершенствовать умение характеризовать образ природы в художественном произведении;
– развивать ассоциативно-образное мышление, воображение;
– учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа;
– расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины;
– приобщать учащихся к гуманистическим ценностям: милосердию, умению ценить прекрасное в искусстве (на примере биографии Ивана Айвазовского).
Предполагаемые цели для учащихся:
– на примере разных видов искусства (музыки и живописи) проследить, какой характер может иметь природа;
– узнать, какими средствами выразительности можем передать характер природы?
– познакомиться с творчеством известного художника Ивана Айвазовского. Узнать, что такое марина, кто такие художники-маринисты.
Формы организации деятельности:
– коллективная (фронтальная);
– индивидуальная.
Основные виды деятельности:
– восприятие и обсуждение художественных произведений на тему природы;
– характеристика цветовой гаммы природного мира за окном.
– сравнение образа моря в произведениях разных видов искусства.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование урока:
– мультимедийный проектор, компьютер;
– презентация по теме «Какой у природы характер»;
– иллюстрации, репродукции картин Ивана Айвазовского «Морской берег. Прощание», «Черное море», «Девятый вал», «Буря на море ночью»; Клод Моне «Кувшинки»; Павел Масленников «Озёрный край»; портрет И.К.Айвазовского;
– гексы (Приложение 3);
– натюрморт-ребус для постановки целей (Приложение 4);
– музыкальные произведения: Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада» (1-я часть); С.В.Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор;
– аудиозаписи с шумом моря: Ванесса Мэй «Шторм»; Фредерик Шопен «Ноктюрн» № 1, си-бемоль мажор”;
– рабочие листы (Приложение 1).
– заготовки шаблонов корабликов по количеству учащихся (Приложение 2);
– карандаши, фломастеры;
– карточки для рефлексии.
Структура урока:
1 Организационный этап.
2 Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (целеполагание, мотивация).
3 Этап усвоения новых знаний.
4 Физкультминутка.
5 Этап закрепления новых знаний (выполнение практического творческого задания, закрепление материала).
6 Этап подведения итогов деятельности учащихся на уроке (рефлексия).
Ход урока
1 Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
– Добрый день. Ребята, на прошлом уроке, мы с вами придумали огромное количество слов, которые пригодятся нам, для того чтобы описать… Что?
– Настроение!
– Попробуем? Расскажите, пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок?
Отвечают на вопрос, используя таблицу «Настроение. Хорошее/плохое и их синонимы).
– Хорошо, а сейчас, давайте немножко поиграем. Игра называется «Покажите выражением лица».
Показывают:
– вы получили долгожданный подарок;
– вы получили «двойку»;
– вы должны были поехать на экскурсию, но поездка отменилась;
– скоро начнутся каникулы;
– домашние задания на завтра не задали.
– Почему у вас изменялось выражение лица?
– Потому что, отношение к каждому событию разное.
– Что изменялось у вас каждый раз, когда вы представляли новую ситуацию?
– Настроение.
– Какое настроение вы можете испытывать в разных ситуациях?
– Грустное, веселое, тревожное, игривое, спокойное…
– Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы думаете, настроение человека зависит от его характера?
– Да, конечно, зависит. В зависимости от темперамента, разные люди будут переживать одни и те же события по-разному.
2 Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала
– Давайте вспомним, с каким жанром искусства мы знакомились на предыдущих двух уроках?
– Пейзаж
– А что такое пейзаж?
– Пейзаж – это жанр в искусстве, посвященный изображению природы
– Перед вами на слайде (на доске) несколько иллюстраций, подумайте и назовите, какие изображения относятся к пейзажу? (Среди иллюстраций пейзажа – работы по новой теме Айвазовского, Моне, Масленникова + натюрморты и портреты из предыдущих тем).
Называют, комментируют, почему это пейзажи?
– К какому жанру в искусстве относятся остальные иллюстрации?
Называют, какой это жанр искусства, по каким признакам определили. После ответов учащихся лишние иллюстрации (не пейзажи) снимаются с доски. С остальными учащиеся работают, изучая новую тему.
– Хорошо, молодцы. Вы отлично справились. Мы с вами уже знаем, что у природы может быть свое настроение. А как вы думаете, может ли быть у природы характер? Посмотрите внимательно на картины, оставшиеся на доске (на слайде), и порассуждайте. Приведите примеры.
– Да, у природы может быть свой характер. Например, море может быть спокойным, может быть бушующим.
– Посмотрите, пожалуйста, на доске перемешались слова одной мудрой мысли. Давайте попробуем составить их в правильном порядке.
«Природа, в отличие от людей, никогда не волнуется без причины».
– Хорошо. Абсолютно верно. А как вы думаете, какие средства выражения может использовать художник, чтобы передать характер природы?
– Краски, оттенки, штрихи, мазки.
– Сегодня мы с вами рассмотрим новую тему, но сформулировать вы ее попробуете сами. Итак, в прошлый раз мы узнали, какое настроение бывает у природы…а сегодня узнаем….
– «Какой у природы характер?»
– Открываем тетради, записываем тему урока. А сейчас внимание, перед вами натюрморт-ребус. Глядя на него, давайте подумаем, что мы сегодня должны будем узнать на уроке.
Нота, кисть, акварель – на примере разных видов искусства (музыки и живописи) проследить, какой характер может иметь природа;
Узнать, какими средствами выразительности можем передать характер природы;
портрет Айвазовского – познакомиться с творчеством известного художника;
анаграммы МАРИНА, МАРИНИСТ (НАРИМА, НАРИМИСТ).
3 Этап усвоения новых знаний
– Итак, ребята, как вы правильно догадались, мы с вами сегодня будем определять характер природы на примере произведений художника Ивана Айвазовского и на примере музыкальных произведений. Давайте с вами узнаем, как же называются пейзажи с изображением моря.
Страница 48, один человек зачитывает вслух первый абзац.
Марина – вид пейзажа с изображением моря. Иван Айвазовский – художник-маринист.
– Выпишите, пожалуйста, это определение в тетрадь.
– Справились! А сейчас предлагаю вам, получше познакомиться с этим известным художником. Перед вами на столе раздаточный материал. Самостоятельно в течение двух минут прочитайте биографию художника, и давайте составим гексы из подходящих характеристик.
Читают биографию, называют интересные факты.
– Вот так необычно мы с вами оформили нашу новую информацию.
Воспитательный момент
– Ребята, постарайтесь в тексте найти доказательства того, что Айвазовский был человеком милосердным, щедрым, любил свою Родину и хотел сделать искусство общедоступным для жителей своей малой Родины.
На средства от продажи картин построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею.
– Абсолютно, верно. Двигаемся дальше! Перед нами по-прежнему четыре картины: «Морской берег. Прощание», «Черное море», «Девятый вал», «Буря на море ночью». Из облака слов подберите, пожалуйста, к каждой из них слова, описывающие характер природы. Сделайте отметки на своем рабочем листе.
Озвучивают, что получилось.
4 Физкультминутка
– Ну, что же, ребята. Плодотворно потрудились, самое время отдохнуть. Предлагаю подвижную игровую физкультминутку «Море волнуется раз…»
Выбирается один водящий:
Он произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». В это время учащиеся кружатся, после замри должны замереть, изобразив какой-то характер/настроение. Ведущий дотрагивается. Персонаж оживает. Если ведущий отгадал, меняются местами. Игра может повторяться от одного до трех раз.
– Отдохнули, и снова за дело. Давайте вспомним, какой вид искусства, кроме живописи, позволяет изобразить характер природы?
– Музыка
– Сейчас мы с вами прослушаем два фрагмента музыкальных произведений Н.А.Римского-Корсакова, симфоническую сюиту «Шехерезада» (1-я часть) и прелюдию № 12 соль-диез минор С.Рахманинова.
Предварительное задание
– Подумайте, в каком из произведений у нас показан переменчивый характер морской стихии, а в каком – картины пейзажа, бескрайние степи, задумчивые леса и широкие степи.
Прослушивают, называют: первая мелодия – море, вторая – пейзаж леса, степи, реки.
– Какие средства выразительности использовали музыканты?
– Тихие и громкие тональности, меняется динамика, темп.
– Молодцы, справились.
5 Этап закрепления новых знаний
– Давайте, еще раз повторим, что мы сегодня с вами изучили.
– Что такое пейзаж?
– Пейзаж – это жанр в искусстве, посвященный изображению природы.
– Что такое марина?
– Марина – вид пейзажа с изображением моря.
– Кто такой художник – маринист?
– Тот, кто изображает море на своих картинах.
– С каким известным художником-маринистом вы познакомились? Назовите самые известные его картины?
– С Иваном Айвазовским. «Морской берег. Прощание». «Черное море». «Девятый вал». «Буря на море ночью».
– Молодцы! Вижу, что вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему. Переходим к практической части. Перед вами кораблики. При помощи цвета, передайте ваше настроение, разрисовав корабли.
Разрисовывают кораблики. Во время рисования прослушивают музыкальное произведение В.Мэй «Шум моря».
Анализ цветового исполнения и того, с каким настроением ребята подошли к концу урока.
6 Этап подведения итогов деятельности учащихся на уроке (рефлексия)
– Ребята, наши кораблики сегодня проплыли по стране знаний. К какому берегу они приплывут после нашего урока? К острову грусти, острову радости, острову восхищения.
– Поднимите кораблик, чей приплывет к острову грусти? (Поднимают кораблики).
– К острову радости?
– К острову восхищения?
– Мне очень приятно было быть сегодня вашим штурманом и вести наш корабль вперед к знаниям! Благодарю вас за работу на уроке. Урок окончен, можете быть свободны!