Целью урока является формирование у учащихся целостного представления о политической сфере как системе взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Вероника КОМИНЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»
Гродненская область
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о политической сфере как системе взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Задачи:
– образовательная: определить основные признаки власти, охарактеризовать типы и функции политической системы и показать их взаимосвязь; объяснить значимость политической системы для современного общества и человека;
– развивающая: развивать умения анализировать текстовую информацию, проводить сравнительный анализ, аргументировать собственную точку зрения, работать в группе, формировать способность к рефлексии собственной деятельности;
– воспитательная: содействовать пониманию роли и места политической системы в современном обществе, формированию коммуникативной культуры, самостоятельности и уверенности в собственных силах.
Оборудование: учебное пособие для 10-го кл. /под ред. А.Н.Данилова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2020; раздаточный материал (задания для групп, QR-коды, маркеры, бейджи), мобильные телефоны, презентация «Политика и её роль в общественной жизни».
Тип урока: урок изучение нового материала.
Эпиграф: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти” (У.Гладстон).
Ход урока
I Организационный этап (2 мин.)
Учитель. Наверное, каждый из вас не раз слышал фразу «Знание – сила» (Слайд 1). Автором этого афоризма является Фрэнсис Бэкон, знаменитый английский философ, мыслитель и политик. Как вы думаете, какой смысл вложил он в своё высказывания? (Ответы)
Всегда знания считались вершиной, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности. Вот и вы на уроке обществоведения узнаёте что-то новое и тем самым поднимаетесь на ступеньку выше к своей цели (Слайд 2).
II Этап актуализации знаний учащихся (2 мин.)
Учитель. Мы живем в мире людей. Этот мир называется общество. Вы знаете, что общество – это не хаотическое множество людей, а четкая организованная структура. Представим себе общество в виде дома, состоящего из нескольких этажей (Слайд 3).
Прежде чем построить дом, необходимо залить фундамент и подвести к дому коммуникации (газ, воду, телефон) – все то, что необходимо для жизни людей. Что представляет собой фундамент общественного здания? (Экономика – материальные блага, без которых не могут жить люди.)
I этаж общественного здания составляют социальные отношения – устойчивые взаимоотношения между людьми.
II этаж составляет духовная жизнь общества – это наши идеи, знания, желания, все то, что мы чувствуем, о чем думаем и мечтаем.
III этаж очень важный т.к. здесь регулируются все интересы общества – политика.
Какой дом без крыши? Крыша защищает дом от дождя, снега и разрушений. Что является такой своеобразной крышей в общественном здании? Право – регулирует, чтобы все сферы работали без конфликтов, кризисов, сбоев (Слайд 3).
Приём «Облако тегов». Из предложенного облака тегов выберите слова, связанные с экономической, социальной, духовной и политико-правовой сферами (Слайд 4).
Отделить друг от друга этажи дома, как и сферы общественной жизни, нельзя. Очень часто связующим звеном в системе общественных отношений служит политика.
III Этап изучения нового материала (25 мин.)
Тема урока: «Политика и её роль в общественной жизни. (Слайд 5)
План урока:
1) Понятие политики.
2) Политические элиты и лидеры.
3) Политическая система и ее функции. (Слайд 6)
Учитель. Вам необходимо предварительно поставить знак в колонке «ПО (прогностическая оценка)» напротив каждого задания («+» – знаю; «–» – не знаю; «?» – вызывает сомнения), и тем самым на основе конспекта сформулировать цель и задачи урока. (Таблица)
Историческая справка. Впервые понятие «политика» появилось в трудах древнегреческого философа Аристотеля (Слайд 7). Его трактат «Политика» явился обобщением 158 изданных им и его учениками «Политий» – описаний государственного устройства греческих городов-государств (полисов). От слова «полис» и происходит понятие «политика», что в переводе означает – «дела государства» (Слайд 8). В самостоятельную науку выделил Макиавелли, итальянский философ (Слайд 9).
Учитель. Откройте учебное пособие на с. 120 и дайте определение понятию «политика». (Политика – деятельность, направленная на получение государственной власти и ее удержание, а также реальное осуществление этой власти.)
А как называется наука, изучающая политику? (Политология.)
Британский премьер-министр Ульям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» (Слайд 10). Как же не заблудиться в этом лабиринте?
Перед нами сегодня возникает проблема – «Политическая жизнь – это хаос событий или упорядоченное явление?» (Слайд 11). Согласитесь, чтобы ответить на этот вопрос, нашего житейского опыта мало. Предлагаю провести наш урок в форме диалога.
Физкультминутка (2 мин.)
«Жесты политиков» (Слайды 12–18).
1. Кто вам из политиков известен?
2. Какой вклад внесли в развитие государства?
Работа в группах
Учитель. А сейчас мы будем работать в группах. Класс делится на три группы. Каждая группа представит нашему вниманию материалы, которые позволят нам вернуться к решению проблемы, и более полно попытаться ответить на вопрос. У вас на столах лежат задания, которые вы должны будете выполнить. Сейчас я попрошу вас ознакомиться с материалами, содержащими необходимую информацию по теме.
В группе у каждого учащегося есть своя роль: «генератор идей», «таймер», «аналитик», «дизайнер», «презентатор», «диспетчер». (Распределение ролей).
1-я группа
Расшифруйте QR–код.
1. Дайте определения понятию «власть»?
2. Перечислите основные признаки власти и дайте краткую характеристику?
3. Ответы на вопросы представьте в виде кластера.
2-я группа
Расшифруйте QR–код.
1. Дайте определения понятию «политическое лидерство»?
2. Охарактеризуйте типы политического лидерства?
3. Ответы на вопросы представьте в виде кластера.
3-я группа
Расшифруйте QR–код.
1. Дайте определения понятию «политическая система»?
2. Перечислите функции политической системы и дайте краткую характеристику?
3. Ответы на вопросы представьте в виде кластера.
Выполнение заданий и презентация результатов работы учащихся.
Учитель. Политическая система играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, законы, принимаемые государством, имеют общеобязательный характер. В наши дни подчёркивают различия между крайними типами политических систем, как тоталитарная, авторитарная и демократическая (Слайд 19).
Работа в группах
Каждой группе предоставляется осуществить поиск информации в интернет-пространстве. Далее учащимся необходимо дать краткую характеристику политическому режиму, информацию о котором они просмотрели.
IV Этап закрепления (10 мин.)
Использование программы Plickers.
Вопросы:
1. Деятельность, направленная на получение государственной власти и ее реальное осуществление, называется:
а) политика;
б) управление;
в) господство;
г) партнёрство.
2. Способность человека или определенной группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая таким путём поставленных целей называется:
а) политическое движение;
б) государство;
в) власть;
г) партийная система.
3. Информационно-идеологическая власть реализуется через:
а) контроль над материальными и финансовыми ресурсами;
б) борьбу за получение государственной власти;
в) контроль над военно-техническими ресурсами;
г) деятельность СМИ.
4. Политическая система общества включает:
а) политические организации и институты;
б) самодеятельные негосударственные общественные объединения;
в) институт семьи;
г) нравственные отношения.
5. Одной из функций политической системы является:
а) мировоззренческая;
б) гуманистическая;
в) контрольная;
г) господствующая.
Возвращение к проблемному вопросу «Политическая жизнь – это хаос событий или упорядоченное явление?» (Слайд 20).
«Займи позицию» («Согласен», «Не согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен») и обоснуй по ПОПС-формуле:
П – позиция (я считаю, что…)
О – обоснование (…потому, что…)
П – пример (…например…)
С – следствие (…поэтому…) (Слайд 21)
V Рефлексия. Подведение итогов урока (5 мин.)
После изученной темы вам необходимо поставить знак («+» – знаю; «–» – не знаю; «?» – вызывает сомнения) в колонке «СО (самооценка)».
Анализ выполнения теста-конспекта. Выставление отметок.
Приём «ХИМС»
Х – что было хорошее… .
И – что было интересно… .
М – что мешало работе… .
С – что взял с собой … .
Изученная тема заставила меня задуматься о … (Слайд 22)
Домашнее задание. Прочитайте § 6 учебного пособия, ответьте на вопросы 1–3, с. 60; создать плакат или инфографику на тему «Политический статус и роли личности»