Наталья ЗЕЛЕНЕВСКАЯ,
учитель физики
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Тема: Необратимость термодинамических процессов в природе. Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действий (КПД) тепловых двигателей.
Цель: способствовать формированию представлений о необратимости процессов в природе, об устройстве и принципе работы действия теплового двигателя, умения определять коэффициент тепловых двигателей
Задачи:
– способствовать развитию основных мыслительных процессов (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы);
– способствовать раскрытию творческого потенциала и технического кругозора обучающихся.
– содействовать воспитанию у учащихся экологической культуры и коммуникативных умений посредством работы в группах.
Задачи для учащихся:
– иметь представление о тепловых двигателях, расчётной формуле КПД;
– уметь приводить примеры необратимости тепловых процессов;
– уметь объяснять принцип действия работы теплового двигателя;
– уметь приводить примеры использования тепловых двигателей, определять экологические проблемы, связанные с использованием ТД и пути их решения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оснащение урока: проектор, оборудование для проведения экспериментов.
Оборудование для проведения опытов: пробирка, вода, пробка, спиртовка, штатив.
Презентация к уроку:
https://docs.google.com/presentation/d/1E5NIPKmTsa35ajvGlzRO4vnhge7mjgpa/edit?usp=share_link&ouid=117392227658357992449&rtpof=true&sd=true
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап
Цель этапа: создание психологической готовности класса к уроку, эмоционального образа темы.
– Добрый день. На столах у вас лежат три смайлика. Выберите тот, который соответствует вашему настроению сегодня. Я неслучайно попросила вас отразить свое настроение смайликами. Поговорка гласит: «Когда мы улыбаемся, мир улыбается вместе с нами». В этой поговорке заключен смысл фундаментального закона сохранения и превращения энергии.
Закон сохранения и превращения энергии: при любых взаимодействиях материальных объектов энергия не исчезает и не возникает из ничего, она только передаётся от одних объектов к другим или превращается из одной формы в другую.
2 Этап целеполагания
Цель этапа: вовлечение учащихся в определение темы и личных задач, которые они будут решать на уроке.
Чтобы актуализировать знания по теме, учащимся предлагается заполнить таблицу «Знаю – Не знаю»:
Знаю | Не знаю | |
1) Что такое внутренняя энергия? | ||
2) Какие есть способы изменений внутренней энергии? | ||
3) Что такое тепловой двигатель? | ||
4) На что расходуется количество теплоты при изотермическом процессе? | ||
5) Какие бывают тепловые двигатели? | ||
6) Какая формула КПД теплового двигателя | ||
7) На что расходуется количество теплоты при изобарном процессе? | ||
8) На что расходуется количество теплоты при изохорном процессе? | ||
9) Значение тепловых двигателей и экологические проблемы? |
– Как вы видите, в ваших знаниях есть пробелы, поэтому мы продолжаем изучения закона сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. И сегодня мы рассмотрим применение этого закона на примере тепловых двигателей.
– Тема нашего урока: «Необратимость термодинамических процессов в природе. Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действий (КПД) тепловых двигателей».
– Опираясь на тему урока и таблицу «Знаю – Не знаю», определите задачи нашего урока.
3 Операционно—познавательный этап .
Цель этапа: восприятие, запоминание и анализ учащимися основного учебного материала.
– Люди давно научились использовать изменение внутренней энергии тела, происходящее при совершении механической работы. Например, можно согреть руки, потерев ладони, или добыть огонь трением одного куска дерева о другой. Гораздо больше времени понадобилось человечеству в процессе своего развития, чтобы научиться использовать механическую работу, получаемую путём передачи телу некоторого количества теплоты. Только в 1765 году, сравнительно недавно по историческим меркам, русскому изобретателю И.И.Ползунову удалось создать первое практически полезное универсальное устройство для осуществления этой цели – паровую машину. Изобретение паровой машины, а впоследствии и двигателя внутреннего сгорания французским инженером Э.Ленуаром в 1860 году имело исключительно большое значение. Сейчас трудно представить нашу жизнь без автомобилей, самолётов, кораблей и других устройств, в которых внутренняя энергия сжигаемого топлива и его окислителя частично преобразуется в механическую работу.
Тепловые двигатели – устройства, в которых происходит превращение части внутренней энергии сжигаемого топлива в механическую работу.
Виды тепловых двигателей
Демонстрация опыта
– В качестве упрощенной модели теплового двигателя рассмотрим пробирку с водой, закрытую пробкой. Подведем тепло к пробирке. Давление газа при нагревании увеличивается, и газ совершает положительную работу по выталкиванию пробки. Однако в данном случае устройству свойственно одноразовое выполнение работы, поэтому такие устройства малопригодны.
Вывод: цикличность (первый принцип тепловых двигателей).
– Тепловые двигатели имеют разную конструкцию, но каждый из них имеет рабочее тело (газ, пар), холодильник (атмосфера) и нагреватель
– Для возвращения поршня в исходное состояние газ необходимо сжать до первоначального объёма. При этом внешняя сила совершает работу сжатия. Но если сжатие будет происходить при такой же температуре, что и расширение газа, то работа внешних сил будет равна работе силы давления газа при его расширении. В итоге полная работа за цикл будет равна нулю.
– Поэтому (второй принцип действия тепловых двигателей) сжатие должно происходить при более низкой температуре, чем его расширение. В этом случае полная работа газа за цикл положительна и равна площади фигуры.
Первый закон термодинамики не позволяет определить, в каком направлении может происходить термодинамический процесс. Первый закон термодинамики допускает самопроизвольный переход энергии как от более нагретого тела к менее нагретому, так и наоборот. Важно только то, чтобы уменьшение внутренней энергии одного тела было равно увеличению внутренней энергии другого тела. На самом же деле самопроизвольный переход энергии от менее нагретого к более нагретому телу в природе не происходит. Например, невозможно наблюдать, чтобы при опускании холодной ложки в горячий чай ложка охлаждалась ещё больше, передавая некоторое количество теплоты горячему чаю. На самом деле всегда некоторое количество теплоты самопроизвольно переходит от горячего чая к холодной ложке, пока в системе «чай – ложка» не установится тепловое равновесие с одинаковой температурой всей системы.
Утверждение, о том, что невозможна самопроизвольная передача количества теплоты от менее нагретого тела к более нагретому, высказанное в 1850 году Р.Клаузиусом, носит название второго закона термодинамики. Таким образом, второй закон термодинамики констатирует тот факт, что количество теплоты самопроизвольно может переходить только от более нагретых тел к менее нагретым. Этот научный факт и определяет единственно возможное направление самопроизвольного протекания тепловых процессов – они идут в направлении к состоянию теплового равновесия.
Для характеристики тепловых процессов используют КПД
4 Контрольно-оценочный этап
Цель этапа: самоконтроль, обнаружение учащимися своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности.
4.1 Физкультминутка
Цель: создать условия для проверки качества полученных знаний (самоконтроль).
– Предлагаю вам немного расслабиться. Измените свою потенциальную энергию (нужно встать с места).
Измените потенциальную энергию своей руки (необходимо поднять или опустить руку).
Измените внутреннюю энергию ладошек (потереть ладошки друг о друга).
4.2 Создание кроссенса
Цель: создать условия для обобщения и применения знаний по теме (взаимоконтроль).
– А сейчас я предлагаю вам воспользоваться информацией из учебника и составить кроссенсы на заданные темы.
Каждой группе дается набор одинаковых картинок (Приложение). Группы держат в секрете тему своего кроссенса. После того как каждая группа создаст кроссенс, остальные отгадывают его тему. Затем представитель из каждой группы должен будет расшифровать свой кроссенс.
Темы кроссенсов:
1. Примеры и преимущества использования тепловых двигателей.
2. Экологические проблемы использования тепловых двигателей.
3. Пути решения проблем использования тепловых двигателей.
4.3 Тестовое задание
Цель: выявление пробелов и недоработок в изучении темы и организация ликвидации этих пробелов и недоработок (самоконтроль).
1. КПД теплового двигателя всегда
а) Равен 50%
б) Меньше 100%
в) Больше 100%
г) Равен 100%
2. Тепловой двигатель состоит из нагревателя, рабочего тела и
а) Аккумулятора
б) Холодильника
в) Коленчатого вала
г) Нагревателя
3. КПД теплового двигателя равен отношению
а) Затраченной работы к энергии, полученной от нагревателя
б) Энергии, полученной от нагревателя, к полезной работе
в) Полезной работы к постоянной теплового двигателя
г) Полезной работы к энергии, полученной от нагревателя
4. Тепловая машина за один цикл получает от нагревателя количество теплоты 10 Дж и отдает холодильнику 6 Дж. Каков КПД машины?
а) 60 %,
б) 40%
в) 67%
5. КПД идеального теплового двигателя 40%. Газ получил от нагревателя 5 кДж теплоты. Какое количество теплоты отдано холодильнику?
а) 2кДж
б) 3кДж
в) 7кДж
5 Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания
Цель этапа: осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня усвоения учебного материала, самооценка и оценка.
5.1 Рефлексия
– Вернемся к таблице «Знаю – Не знаю». Поставьте плюсы там, где вы хорошо разобрались с полученной информацией. Возможно, у кого-то еще остались вопросы, тогда поставьте вопросительный знак.
– Продолжите выражение «Сегодня мы на уроке мы рассмотрели …».
– Как вы думаете, достигли ли вы целей, которые были поставлены в начале урока?
– Надеюсь, что знания, полученные сегодня, помогут вам по-другому взглянуть на окружающий мир.
5.2 Домашнее задание
§ 15, контрольные вопросы на с. 104 (5 баллов); упражнение 11 (2) (6–7 баллов);
упражнение 11 (4) (8–9 баллов); подготовить сообщение на тему «Вечный двигатель: миф или реальность» (9–10 баллов).