Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представления о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и электронном строении их атомов.
Виктория МАСТАБАЙ,
учитель химии и биологии
ГУО «Стреличевская средняя школа имени В.Н.Марченко»
Хойникского района,
Гомельская область
Тема раздела: «Металлы».
Место урока в изучаемой теме: первый урок.
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представления о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и электронном строении их атомов. В результате планируется, что учащиеся будут знать строение атомов металлов, положение металлов в периодической системе химических элементов, смогут составлять электронные схемы атомов.
Задачи:
образовательные:
– формировать представление о многообразии атомов металлов;
– изучить положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
– рассмотреть электронное строение атомов металлов;
развивающие:
– содействовать развитию логического и творческого мышления;
– создать условия для совершенствования умений самостоятельной работы с информацией, умения высказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы;
воспитательные:
– повышать интерес к изучению естественных наук;
– расширять кругозор, естественнонаучную составляющую мировоззрения учащихся;
– воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесные (решение поставленных проблем совместно с учащимися, фронтальная беседа), словесно-наглядные (использование презентации), практические (самостоятельная работа с учебником).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование и реактивы: образцы веществ металлов (цинк, алюминий, кальций, серебро, золото, медь, железо), презентация, учебник «Химия. 9 класс» под редакцией И.Е.Шимановича, раздаточный материал к уроку.
Ход урока
I Организационно-психологический этап (2 мин.)
Цель: создать доброжелательную обстановку на уроке.
– Добрый день! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Начать наш с вами урок я хотела бы с высказывания великого ученого Нильса Бора: «Противоположности – это не противоречия, это – дополнения», – поэтому надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы будем с вами прекрасным дополнением друг другу, и как единое целое будем двигаться к поставленной цели. Сегодня мы с вами будем работать на основе командной деятельности. Пусть ваша работа на уроке будет плодотворной и принесет пользу. Я желаю вам успеха!
II Этап актуализации знаний (5 мин.)
Цель: активизировать субъективный опыт учащихся.
– У вас на столах лежат опорные конспекты (Приложение 1), которые вы будете заполнять по ходу урока. Подпишите их. Вы заметили, что я пришла на урок не с пустыми руками? У меня в руках черный ящик, в нем нечто, что связано с темой урока. Для начала давайте определим тему урока, а для этого вы найдете связь между изображениями в кроссенсе (тема урока «Металлы»). Как вы думаете, что находится в черном ящике, исходя из названия темы урока? (Образцы металлов.) Достаточно ли мы имеем представления о них?
Ответы к кроссенсу: 1. Литые (титаново-магниевые) диски для автомобиля (Мg и Тi) 2. Радиатор (Fe) 3. Ювелирные украшения из золота (Au) 4. Ртутный термометр (Hg) 5. Квадрат с темой урока 6. Алюминиевая посуда (AI) 7. Мел (Са) 8. Яблоки (Fe) 9. Оловянный солдатик (Sn).
III Мотивация и целеполагание (3 мин.)
Цель: формировать познавательные мотивы
– Итак, тема урока «Металлы. Общая характеристика элементов». Итальянский поэт Джакомо Леопарди сказал: «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии». Сформулируйте свои цели, дополнив некоторые предложения (Приложение 1).
Постановка целей учащимися. Учитель обобщает цели.
IV Операционно-познавательный этап (18 мин.)
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание основных знаний по теме урока.
– Для решения поставленных задач у нас работают четыре группы. Каждая группа получает свое задание. Время работы – 10 минут. После этого группа предоставляет краткое сообщение по своей теме, используя ответы на вопросы.
Группа № 1. Строение атомов металлов.
1. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
2. Строение атомов металлов.
3. Степень окисления.
4. Электроотрицательность.
Группа № 2. Характеристика простых веществ металлов.
1. Тип химической связи.
2. Тип кристаллической решетки.
3. Физические свойства.
4. Способы получения.
Группа № 3. Металлы А-групп.
- Схемы строения атомов металлов IA, IIA, IIIA-групп.
2. Характеристика металлов IA.
3. Характеристика металлов IIA.
4. Характеристика металлов IIIA.
Группа № 4. Металлы B-групп.
1. Понятие «Переходные металлы».
2. Лантаниды и актиниды.
3. Составить уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Cu(NO3)2 → Cu → SO2→ CaSO4.
Через 10 минут представители каждой группы выступают перед классом. Учитель дополняет ответы, демонстрируя соответствующие слайды. Ответы учащихся, фиксирование информации в опорный конспект (8 мин.).
Физкультминутка для глаз (1 мин.)
V Этап закрепления знаний (6 мин.)
Цель: обеспечить применение знаний учащихся.
Прием «Верные и неверные утверждения». (Приложение 2)
VI Этап контроля и коррекции знаний (7 мин.)
Цель: проверить усвоение знаний по теме.
Выполнение разноуровневых заданий (взаимоконтроль и самопроверка). (Приложение 3). Правильные ответы выводятся на слайд. Выставление отметок, анализ своей работы на уроке.
VII Этап определения домашнего задания (1 мин.)
Цель: обеспечить понимание содержания домашнего задания.
§ 40 (выучить); № 3, 6, 8 (письменно).
Задание творческого характера (для желающих): подготовить кроссенс о любом из металлов и его соединениях.
VIII Этап рефлексии (2 мин.)
Цель: подвести итоги урока, создать условия для осмысления учащимися результатов своей деятельности.
– Давайте вспомним цель, которую вы поставили в начале урока. Достигли вы ее? Если нет, то почему? Что помешало вам ее достичь?
Учащимся необходимо завершить фразы:
На уроке я узнал(а)… .
Мне запомнилось… .
Пришел(а) на урок с мыслью… .
Ухожу с желанием… .
На уроке я узнал(а)… .