Металлы. Общая характеристика элементов. Урок химии в 9-м классе  

- 16:04II И III СТУПЕНИ, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Сценарии

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представления о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и электронном строении их атомов.

Виктория МАСТАБАЙ,
учитель химии и биологии
ГУО «Стреличевская средняя школа имени В.Н.Марченко»
Хойникского района,
Гомельская область

 

 

Тема раздела: «Металлы».

Место урока в изучаемой теме: первый урок.

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представления о положении металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и электронном строении их атомов. В результате планируется, что учащиеся будут знать строение атомов металлов, положение металлов в периодической системе химических элементов, смогут составлять электронные схемы атомов.

Задачи:

образовательные:

– формировать представление о многообразии атомов металлов;
– изучить положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
– рассмотреть электронное строение атомов металлов;

развивающие:

– содействовать развитию логического и творческого мышления;
– создать условия для совершенствования умений самостоятельной работы с информацией, умения высказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы;

воспитательные:

– повышать интерес к изучению естественных наук;
– расширять кругозор, естественнонаучную составляющую мировоззрения учащихся;
– воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесные (решение поставленных проблем совместно с учащимися, фронтальная беседа), словесно-наглядные (использование презентации), практические (самостоятельная работа с учебником).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование и реактивы: образцы веществ металлов (цинк, алюминий, кальций, серебро, золото, медь, железо), презентация, учебник «Химия. 9 класс» под редакцией И.Е.Шимановича, раздаточный материал к уроку.

 

Ход урока

I Организационно-психологический этап (2 мин.)

Цель: создать доброжелательную обстановку на уроке.

– Добрый день! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Начать наш с вами урок я хотела бы с высказывания великого ученого Нильса Бора: «Противоположности – это не противоречия, это – дополнения», – поэтому надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы будем с вами прекрасным дополнением друг другу, и как единое целое будем двигаться к поставленной цели. Сегодня мы с вами будем работать на основе командной деятельности. Пусть ваша работа на уроке будет плодотворной и принесет пользу. Я желаю вам успеха!

 

II Этап актуализации знаний (5 мин.)

Цель: активизировать субъективный опыт учащихся.

– У вас на столах лежат опорные конспекты (Приложение 1), которые вы будете заполнять по ходу урока. Подпишите их. Вы заметили, что я пришла на урок не с пустыми руками? У меня в руках черный ящик, в нем нечто, что связано с темой урока. Для начала давайте определим тему урока, а для этого вы найдете связь между изображениями в кроссенсе (тема урока «Металлы»). Как вы думаете, что находится в черном ящике, исходя из названия темы урока? (Образцы металлов.) Достаточно ли мы имеем представления о них?

Ответы к кроссенсу: 1. Литые (титаново-магниевые) диски для автомобиля (Мg и Тi) 2. Радиатор (Fe) 3. Ювелирные украшения из золота (Au) 4. Ртутный термометр (Hg) 5. Квадрат с темой урока 6. Алюминиевая посуда (AI) 7. Мел (Са) 8. Яблоки (Fe) 9. Оловянный солдатик (Sn).

 

III Мотивация и целеполагание (3 мин.)

Цель: формировать познавательные мотивы

– Итак, тема урока «Металлы. Общая характеристика элементов». Итальянский поэт Джакомо Леопарди сказал: «У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии». Сформулируйте свои цели, дополнив некоторые предложения (Приложение 1).

Постановка целей учащимися. Учитель обобщает цели.

 

 

IV Операционно-познавательный этап (18 мин.)

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание основных знаний по теме урока.

– Для решения поставленных задач у нас работают четыре группы. Каждая группа получает свое задание. Время работы – 10 минут. После этого группа предоставляет краткое сообщение по своей теме, используя ответы на вопросы.

Группа № 1. Строение атомов металлов.

1. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
2. Строение атомов металлов.
3. Степень окисления.
4. Электроотрицательность.

Группа № 2. Характеристика простых веществ металлов.

1. Тип химической связи.
2. Тип кристаллической решетки.
3. Физические свойства.
4. Способы получения.

Группа № 3. Металлы А-групп.

  1. Схемы строения атомов металлов IA, IIA, IIIA-групп.
    2. Характеристика металлов IA.
    3. Характеристика металлов IIA.
    4. Характеристика металлов IIIA.

Группа № 4. Металлы B-групп.

1. Понятие «Переходные металлы».
2. Лантаниды и актиниды.
3. Составить уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Cu(NO3)2 → Cu → SO2→ CaSO4.

Через 10 минут представители каждой группы выступают перед классом. Учитель дополняет ответы, демонстрируя соответствующие слайды. Ответы учащихся, фиксирование информации в опорный конспект (8 мин.).

 

 

Физкультминутка для глаз (1 мин.)

 

V Этап закрепления знаний (6 мин.)

Цель: обеспечить применение знаний учащихся.

Прием «Верные и неверные утверждения». (Приложение 2)

 

 

VI Этап контроля и коррекции знаний (7 мин.)

Цель: проверить усвоение знаний по теме.

Выполнение разноуровневых заданий (взаимоконтроль и самопроверка). (Приложение 3). Правильные ответы выводятся на слайд. Выставление отметок, анализ своей работы на уроке.

 

VII Этап определения домашнего задания (1 мин.)

Цель: обеспечить понимание содержания домашнего задания.

§ 40 (выучить); № 3, 6, 8 (письменно).

Задание творческого характера (для желающих): подготовить кроссенс о любом из металлов и его соединениях.

 

VIII Этап рефлексии (2 мин.)

Цель: подвести итоги урока, создать условия для осмысления учащимися результатов своей деятельности.

– Давайте вспомним цель, которую вы поставили в начале урока. Достигли вы ее? Если нет, то почему? Что помешало вам ее достичь?

Учащимся необходимо завершить фразы:

На уроке я узнал(а)… .
Мне запомнилось… .
Пришел(а) на урок с мыслью… .
Ухожу с желанием… .
На уроке я узнал(а)… .

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий