Психологический тренинг для воспитанников старшей группы «Я – хороший, ты – хороший»

- 9:38Психологическая помощь

Тренинг способствует развитию социального опыта воспитанников 5–6 лет, их социальной активности, умению налаживать взаимодействие со сверстниками.

 

Светлана КОЗЛОВСКАЯ,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 3 г. Сморгони»,  
Гродненская область

 

Цель: формирование навыков социально-коммуникативной компетентности, социальной уверенности.

Задачи:

– учить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей;
– развивать умение действовать с учетом потребностей, интересов и поведения сверстников;
– создавать условия и возможности для формирования коллективизма, лидерства у воспитанников;
– развивать речевые и коммуникативные умения;
– формировать умение действовать в воображаемых ситуациях, способность к творчеству в игре.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, видео железнодорожного вокзала, леса, изображение сказочного домика на полянке, колокольчик, игрушечный микрофон, карманное зеркало, гимнастический коврик зеленого цвета размером 1 × 0,5.

 

Ход тренинга

 

Ритуал приветствия: стоя в кругу, держась за руки и улыбаясь, дети по слогам произносят: «Здравст-вуй-те».

 

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами будем учиться быть внимательными к себе и другим. Давайте проверим, внимательны ли вы к себе?

Сделайте шаг вперед те, у кого голубые глаза;
…, чье имя начинается на букву «С»;
…, те, кто уже умеет читать;
…, кто умеет поднять настроение себе и другим;
…, кто любит играть в игры;
…, кто сегодня плакал;
…, кто утром хотел идти в детский сад;
…, кого сегодня похвалили;
…, кто любит помогать взрослым;
…, кто может достать до неба руками;
…, кому сейчас весело.

 

Игра «Зеркало»

Педагог-психолог: Ребята, предлагаю вам немного рассказать о себе. Вот зеркало. Каждый из вас по очереди, глядя в зеркало, скажет, какой он, например: «Я – красивый, умный, быстрый», – и передаст зеркало соседу.

 

Игра «Конкурс хвастунов»

Педагог-психолог: Мы также должны быть внимательны к другим. Сейчас попробуем рассказать о других, о своем соседе справа, например. И не просто расскажем, а как будто похвастаемся им. Объявляю «Конкурс хвастунов».

Дети по очереди «хвастаются» соседом: «А наша Виолетта быстрее всех лучше всех поливает цветы», «А наш Антон лучше всех рисует самолеты» и т.д.

 

Педагог-психолог: Молодцы! Вы хорошо изучили друг друга, поэтому предлагаю вместе отправиться… Стоп! Туда можно только внимательным детям! Если выполните сложное задание на внимательность, то попадете туда. Согласны? (Ответы детей)

 

Упражнение «Наша Таня громко плачет»

Педагог-психолог: Задание непростое, вот какое. Все ли знают стихотворение «Наша Таня громко плачет»? (Ответы детей) По очереди каждому нужно говорить по одному слову из стихотворения, пока не расскажете все стихотворение до конца. Очень важно говорить друг за другом, не сбиваясь.

 

Наша … Таня … громко … плачет, …
Уронила … в речку … мячик. …
Тише, … Танечка, … не плачь…
Не утонет … в речке …мяч.

 

Педагог-психолог: Получилось! И мы попадаем на …  (видео железнодорожного вокзала, звуки вокзала, гудки поездов).

Куда мы попали? (Ответы детей).

 

Упражнение «Потерялась девочка»

Педагог-психолог: Да. На вокзале нужно быть очень-очень внимательными. Но давайте представим, что все-таки какой-то невнимательный мальчик или девочка потерялись на вокзале. Вокруг много незнакомых людей, а мамы и папы не видно. Что делать? (Ответы детей).

 

Педагог-психолог: Мы сейчас представим, что потерялся кто-то из наших друзей.

Громко в микрофон диктор на весь вокзал объявляет, чтобы слышали все: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка». А затем описывает ее внешность (например, у нее темные волосы, голубые глаза, в ушах – сережки, синее платье, голубые колготки и т.п.) Тот, кто узнает себя, выходит и делает новое объявление (выбирается диктор из числа желающих, делает объявление. Можно повторить 3–4 раза).

 

Упражнение «Жизнь в лесу»

Педагог-психолог: Сейчас, ребята, предлагаю вам из шумного города отправиться в лес (видео леса, звуки леса) и превратиться в лесных жителей. Хотите? (Ответы детей). А превратимся мы … узнаете в кого, если отгадаете загадку:

На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион!
(Муравейник)

 

Педагог-психолог: Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей.

И так – всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир.

Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике.

«Муравьишки» приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому общаются жестами. Как же они общаются?

Когда хотят поздороваться, трутся носами, когда хотят спросить «Как дела?», ударяют своей ладошкой о ладошку другого, когда хотят выразить заботу, дружбу – кладут голову на плечо другого. Итак, мы – муравьи… (Дети здороваются по-муравьиному, спрашивают друг у друга «Как дела?», выражают заботу друг о друге).

 

Игра «Донеси листок до муравейника»

Педагог-психолог: Муравьи – очень трудолюбивый и дружный народ. Тяжелую работу они делают слаженно, помогая друг другу. Попробуем поработать, как муравьи?

Нужно донести большой, но легкий листок от дерева до муравейника. Будем это делать группами, по 4 «муравья». Вам нужно договориться, как это лучше сделать, чтобы листок по дороге не потерять.

(Дети делятся на группы по 4 человека, каждая группа по очереди переносит гимнастический коврик зеленого цвета к указанному месту. Кто-то договаривается переносить «листок», передвигаясь медленно на четвереньках, кто-то – неся его на голове и др. Важно дать детям самим договориться и выбрать сообща способ переноса).

 

Игра «Сороконожка»

Педагог-психолог: Вот такая жизнь у муравьев. А еще в лесу живет… отгадайте загадку:

У нее все сорок ножек,
Ходит часто без дорожек,
Туфельки не обувает,
Обуваться как – не знает.
(Сороконожка)

 

Педагог-психолог: Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых сорок ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Положите руки на плечи соседа. Готовы?

Маршрут у сороконожки такой: сразу лесная тропинка, затем колючий кустарник, и, наконец, лесная полянка с мягкой густой травкой, где можно отдохнуть. Начинаем двигаться вперед. Медленно, чтобы не запутаться. По дорожке, через кустарник, и на полянке сороконожка буквально падает от усталости.

 

Инсценировка «Дом с колокольчиком»

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, на этот сказочный домик с колокольчиком (изображение сказочного домика на проекторе).

Усаживайтесь поудобнее. Сейчас мы с вами попробуем разыграть историю. Нужен добрый гость, злой гость и старушка, которая живет в этом домике (распределяем роли по желанию детей).

 

Педагог-психолог:

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь (добрый гость звонит в колокольчик)
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка
И тихо откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:

Старушка: Входи, не стесняйся, дружок! (добрый гость входит, изображает чаепитие)

Педагог-психолог:

На стол пирожок поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если…
но если…
но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться, (злой гость громко стучит кулаком)
Устроишь трезвон и звон,
То выйдет Баба-Яга!
И не слыхать тебе сказки,
И не едать пирога! (Баба-Яга прогоняет злого гостя)

 

Педагог-психолог: Почему вначале дверь открыла приветливая добрая старушка? (Ответы детей). Почему она потом превратилась в злую Бабу-Ягу? (Ответы детей).

 

Рефлексия «Интервью» (с игрушечным микрофоном)

Педагог-психолог: Ребята, мы побывали сегодня с вами на вокзале, в лесу, в гостях у старушки. А сейчас журналист возьмет у каждого из вас интервью, задав вопрос: что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (С помощью считалки выбирается журналист из числа желающих, дети по очереди отвечают на вопрос журналиста).

 

Ритуал прощания

Дети в кругу, взявшись за руки, говорят по слогам: «До-сви-да-ни-я!»

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий