В материале описывается подготовка к экзамену в отдельно взятом учреждении образования, излагаются недостатки, выявленные в отдельных ответах учащихся на вопросы экзаменационных билетов, а также выводы, основанные на анализе ответов учащихся 9-го класса на выпускном экзамене.
Сергей СТРЕЛЬЧУК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Вербовичская базовая школа»
Наровлянского района,
Гомельская область
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего базового образования в 2022/2023 учебном году впервые проводился обязательный выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси».
Особенностью этого экзамена является наличие в билетах двух вопросов: теоретической и практической направленности. А это значит, что вопросы билета были направлены на выявление не только уровня усвоения выпускниками теоретических и фактологических знаний по истории Беларуси, но и уровня практического применения способов учебно-познавательной деятельности.
В целях качественной подготовки к проведению выпускного экзамена в течение учебного года учителем истории осуществлялись соответствующие мероприятия: разработка для учащихся теоретических вопросов, карт памяти, тестовых и интерактивных заданий, презентаций, тематических авторских видеороликов и т.д. Более подробно об этом рассказано в материале «Целенаправленная система по подготовке к обязательному выпускному экзамену по истории Беларуси в 9-м классе», опубликованном на сетевом ресурсе ранее. https://ng-press.by/ [1]. Эти мероприятия позволили учащимся на протяжении учебного года более углубленно и качественно подготовиться к обязательному выпускному экзамену по предмету. Еженедельно совместно с учителем учащиеся вели подготовку к экзамену: работали над теоретической частью билета (разъяснения учителем), проводили разбор демо-версий практических заданий на протяжении всего учебного года, с 25 мая разобрали все практические задания, допущенные Министерством образования на выпускной экзамен.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением выпускного экзамена, обсуждались с преподавателями, методистами и специалистами органов управления на региональных, республиканских семинарах и совещаниях.
С порядком проведения выпускного экзамена по истории Беларуси учащиеся и их законные представители были ознакомлены своевременно. Этому были посвящены классные часы и родительские собрания, которые прошли в феврале – апреле 2023 года. Информирование родителей осуществлялось также посредством сайта и социальных сетей учреждения образования и в ходе индивидуальных бесед.
Для подготовки учащихся к выпускному экзамену по истории Беларуси в учреждении образования проводились поддерживающие и стимулирующие занятия, а также факультатив «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» и консультации накануне экзамена. На протяжении 2022/2023 учебного года, ребята имели возможность на тематических мероприятиях по истории принять участие в серии игр «Своя игра» (по билетам экзаменационных вопросов), разработанных мною. Подобный метод позволил учащимся актуализировать и систематизировать пройденный материал, в команде закрепить исторические факты, термины, личности и т.д.
Учебно-методическое обеспечение выпускного экзамена по истории Беларуси включало в себя сборники экзаменационных билетов, задания для второго вопроса билета (практические задания), настенные и электронные учебные карты. Вторые вопросы билетов № 8 и 19 («Наш край») разрабатывались учителями истории Наровлянского района и утверждены районным методическим объединением учителей истории и обществоведения.
При проведении выпускного экзамена ответ учащегося на каждый вопрос экзаменационного билета оценивался отдельно. Экзаменационная отметка определялась как среднее арифметического отметок, выставленных за ответ на каждый вопрос экзаменационного билета. Экзаменационные отметки были выставлены в основном объективно, в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси».
В Государственном учреждении образования «Вербовичская базовая школа» экзамен по истории Беларуси сдавали 7 учащихся 9-го класса. Всеми учащимися выпускной экзамен сдан успешно.
В отдельных ответах учащихся на вопросы экзаменационных билетов были выявлены недостатки.
1) Низкий уровень владения исторической терминологией.
Например, выпускники использовали как синоним термины «репрессии» и «репарации», «реформы» и «реформация» и др., использовали терминологию, которая не относится к конкретному периоду;
2) Пользовались аббревиатурами (КПЗБ, ЦШПД, БШПД и др.), но не знали, что они обозначают;
3) При характеристике исторических событий, явлений и процессов учащиеся не могли дать определения исторических понятиям;
4) Ответы только частично соответствовали вопросу экзаменационного билета.
Например, учащиеся затруднились характеризовать требующиеся в вопросах билетов тенденции и особенности развития, условия, направления и пути исторического развития, причины исторических явлений и так далее;
5) Ответы учащихся были представлены набором исторических фактов без обобщений и выводов, причинно-следственных связей, не содержали информацию о различных точках зрения на одни и те же исторические факты (при наличии таковых).
Например, необходимо было проанализировать, сравнить, провести аналогию над политикой «военный коммунизм» и «новой экономической политикой». Учащиеся только называли относящиеся к данным политиками Советского Союза мероприятия большевиков, и так далее;
6) Некоторые из учащихся испытывали затруднения при изложении учебного материала в устной форме на белорусском языке;
7) Характеристики творчества деятелей культуры, достижения деятелей науки, деятельности исторической личности заменялись воспроизведением отдельных исторических фактов их биографии;
8) Вместо анализа статистических данных перечислялись цифры из предложенных таблиц и диаграмм.
Анализ ответов учащихся 9-го класса на выпускном экзамене позволил сделать следующие выводы:
1) часть выпускников усвоили содержание исторического образования на событийно-хронологическом уровне;
2) имеются учащиеся, которые проблемно-теоретический уровень освоения содержания исторического образования на 2-й ступени обучения смогли продемонстрировать на достаточном и удовлетворительном уровнях;
3) уровень усвоения деятельностного компонента содержания исторического образования (способы учебно-познавательной деятельности) не позволил отдельным учащимся успешно справиться с практическими заданиями второго экзаменационного вопроса (затруднения в характеристики деятельности исторических личностей, деятелей науки, культуры; анализ исторической информации и т.д.).
Учитывая цели и задачи исторического образования, а также итоги проведенного выпускного экзамена по истории Беларуси в 9-м классе, на следующий, 2023/2024 учебный год, учителем истории планируется осуществлять следующие меры по совершенствованию подготовки учащихся к обязательному выпускному экзамену: совершенствовать образовательный процесс, направленный на формирование у выпускников системы теоретических и фактологических учебных исторических знаний и умения использовать их для решения поставленных задач; осуществлять выявление, изучение и обобщение опыта качественной подготовки выпускников к итоговой аттестации по истории Беларуси.