Тема «Международное географическое разделение труда» сложна для учащихся. Сложный материал можно сделать более доступным, если включить в урок игровые приемы.
Оксана ПЕТРОВА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 30 г. Витебска»
Для каждого учителя важно, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися для детей. Поэтому свою задачу как учителя географии я вижу не в транслировании информации, а в формировании у учащихся географического мышления. На каждом уроке дети должны познавать, думать и анализировать. Только осознанное восприятие учебного материала расширяет кругозор, способствует формированию личности учащегося – идейно-нравственных, культурных, этических принципов – главной цели географического образования.
Предлагаю материалы для различных этапов урока по теме «Международное географическое разделение труда».
Этап проверки домашнего задания
Тестовая экспресс-диагностика по теме «Мировая экономика»
1. В развитии мирового хозяйства выделяют число этапов:
А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.
2. В отраслевой структуре развитых стран преобладает доля:
А) промышленности;
Б) сферы услуг;
В) сельского хозяйства;
Г) отрасли находятся в равных долях.
3. Критерий деления групп стран в многочленной модели:
А) валовой мировой продукт;
Б) ВВП;
В) ВВП на душу населения;
Г) ВВП по ППС (паритет покупательской способности).
4. Для постиндустриальной стадии развития мирового хозяйства НЕ характерно:
А) установление экологического контроля;
Б) развитие наукоёмких производств;
В) механизация и автоматизация труда;
Г) преобладание работников умственного труда.
5. Постиндустриальный центр, интегрированный в мировое хозяйство и являющийся важным элементом мировой экономической системы, – это:
А) глобальный город;
Б) мегасити;
В) мегаполис;
Г) агломерация.
Этап объяснения нового материала
1. Можно включить в этап просмотр мультфильма о разделении труда в пчелиной семье.
2. Разобрать примеры из истории МРТ:
– между мужчиной и женщиной;
– по возрасту;
– между племенами;
– между городским и сельским населением;
– между странами.
3. Факторы, влияющие на развитие географического разделения труда (факторы даны в таблице, необходимо выбрать из предложенных примеров те, которые подходят для данных факторов):
а) различия исторического развития;
б) различия в природных условиях;
в) различия количества научных открытий;
г) различия географического положения страны;
д) неравномерность в обеспечении природными ресурсами;
е) разный уровень развития технологий;
ж) различия производственных традиций и традиций внешнеэкономических связей;
з) различия в экономическом развитии;
и) различия в размерах территории и ее конфигурации;
к) различия в численности населения и составе трудовых ресурсов;
л) различия в структуре хозяйства.
Факторы |
Примеры |
Природно-географический |
Б, Д |
Экономико-географический |
Г, И |
Результат научно-технической революции |
В, Е |
Социально-экономический, социально-политический |
А, Ж, З, К, Л |
4. Исторические типы международного географического разделения труда
Условия специализации:
– производство определенной продукции дешевле, чем в других странах;
– наличие ресурсов;
– производится продукции больше, чем нужно стране;
– данная продукция нужна другим странам.
Исторические типы МГРТ
Исторические |
Страны |
Продукция |
Общее |
Кения, Шри-Ланка |
Чай |
Частное |
Япония |
Судостроение, автомобилестроение, робототехника |
Единичное |
США |
Программное обеспечение |
Кооперирование – это форма разделения труда, при которой труд работников разных стран непосредственно соединяется в повседневном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но связанных между собой процессах производства.
Например, автомобилестроение: дизайн автомобиля – Италия; разработка двигателя и производства комплектующих – Германия, сборка – Бразилия, Турция, Мексика, Вьетнам, Польша, Венгрия. Как вы думаете, почему такое разделение труда в автомобилестроении? (Более дешевая рабочая сила.)
Этап закрепления материала
Игра «Кот в мешке»
1) Этот фрукт выращивают во многих тропических и субтропических районах (США, Бразилия, Африка, Израиль). Урожай: 150–200 кг плодов с дерева.
2) Фрукт относят к семейству Лавровых.
3) В 1998 году этот фрукт внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый питательный фрукт с высокой калорийностью – до 212 килокалорий на 100 граммов продукта.
Ответ: авокадо.
1) Это растение относится к роду семейства Мальвовые. Древесные и травянистые, многолетние, двулетние и однолетние растения, происходящие из тропических и субтропических районов Азии, Америки, Африки и Австралии.
2) Обладает следующими свойствами: хорошая гигроскопичность и воздухопроницаемость, хорошая прочность на разрыв, стоек к высоким температурам (до 150 С°), стоек к органическим растворителям (спирт, уксусная кислота, муравьиная кислота), хорошая окрашиваемость.
3) То, что находится в черном мешке, можно использовать как перевязочный материал.
Ответ: вата (хлопок).
1) Эта продукция производится в г. Жодино.
2) Она экспортируется почти в 80 стран мира.
3) Эту продукцию занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой продукт в мире в этой серии.
Ответ: cамосвал Белаз
Игра «Угадай, кто я»
1) Эта страна находится на материке Евразия, часть света – Европа, граничит с пятью странами.
2) Добываемые полезные ископаемые: доломит, калийная и поваренная соли.
3) Это страна миролюбивая, синеокая, любимая.
Ответ: Республика Беларусь.
Задание. Соотнести марку легкового автомобиля и страну страна. (Приложение)
Страна |
Марка автомобиля |
|
|
Этап рефлексии
У каждого на рабочем месте прикреплены стикеры трех цветов (красный, желтый, зеленый). Учащимся необходимо выбрать стикер, который соответствует их настроению на уроке и на каждом стикере написать, что нового и интересного им запомнилось на уроке, а затем прикрепить свой стикер на земной шар (земной шар рисуется на ватмане и крепится на доске).
Этап домашнего задания
§ 15, ответить на вопросы; практическая работа с. 107 (выполнить в тетради);
задание 5 в контурной карте с. 20–21.