Архитектор «энергонулевых» домов. Методическая разработка занятия для учащихся 10–13 лет

- 10:17Дополнительное образование, Профориентация

В методической разработке предлагается конспект занятия для детей 10–13 лет, посещающих объединение по интересам естественно-математической направленности. Можно использовать для подготовки учащихся к правильному выбору профессии, развития у них навыков творческого, аналитического и познавательного интереса к новым профессиям.

Татьяна ШАТУРКО,
педагог дополнительного образования
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

 

В наш стремительный век, когда бурно развиваются новые отрасли хозяйства, приходят новые технологии труда, бурно изменяется экономика, социальная ситуация в обществе и т.д., актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся.

Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда учащиеся имеют достаточную общую подготовку, информацию о разнообразии мира профессий. Решить эту задачу – значит помочь правильно определить свое место в жизни и тем самым способствовать наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов [3].

Целью методической разработки является формирование представления о профессии архитектора «энергонулевых» домов, привлечение внимания учащихся к проблемам экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Разработка применима для занятия с детьми 10–13 лет в кружке «Компьютерная грамотность» естественно-математической направленности на тему «Архитектор «энергонулевых» домов».

 

 

Методические рекомендации

Подготовительный этап

При подготовке к занятиям разрабатывается подробный план-конспект, оформляется раздаточный материал.

Для создания задания использовались сервисы LearningApps и Qr-код генератор.

Основной этап

Обучение невозможно без соблюдения правил безопасного поведения в компьютерном классе. Поэтому учащиеся кружка в очередной раз вспоминают, как правильно себя вести в компьютерном классе.

Занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. На начальном этапе педагог обращается к учащимся со вступительным словом и предлагает поучаствовать в одном упражнении, которое практически позволит понять, что выбор профессии – это не просто «кем быть», это и определение будущего круга общения и стиля жизни (Упражнение «Выбор»).

Педагог создает позитивный настрой на работу и далее выстраивает диалог с учащимися, задавая вопросы о преимуществе человека над искусственным интеллектом, о профессиях, которые скоро уйдут в далекое прошлое и которые востребованы всегда, какие профессии будут популярны и перспективны в ближайшем будущем, поднимет вопрос об экологических проблемах, которые нас окружают. Объявляет тему занятия и предлагает просмотреть видеоролик. Предложенный учащимся видеоролик, ориентирован не только на знакомства с профессией архитектор «энергонулевых» домов, но и на то, как важна эта профессия сегодня. (Запас энергоресурсов снижается, а рост населения продолжается. Все больше технологий строительства ориентированы на экологичность, что выгодно, как с экономичной точки зрения, так и для комфорта жильцов.)  

Физкультминутка для снятия и расслабления мышц спины и глаз (просмотр видеоролика, где учащиеся повторяют различные движения за мультяшным героем).

Далее педагог показывает один из «энергонулевых» домов, рассказывает, как можно обучиться профессии и предлагает QR-код, отсканировав который, учащиеся познакомятся с книгой, показывающей, что за пределами привычного мира юристов, экономистов, менеджеров, маркетологов существует огромный мир профессий, часто более привлекательных и перспективных.

Заключительный этап

На заключительном этапе педагог предлагает ребятам поучаствовать в онлайн-викторине, показывающей насколько удалось получить и закрепить полученные знания по теме.

Подводя итоги занятия, педагог раздает маленькие разноцветные листочки, на которых учащиеся пишут друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей и бросают свои пожелания в корзину. Затем, все учащиеся встают как можно ближе друг к другу и на счет три, опрокидывают корзину пожеланий на себя.

 

Цель: сформировать представление о профессии архитектора «энергонулевых» домов.

Задачи:

– обучающая – познакомить с профессией архитектора «энергонулевых» домов, объяснить особенности профессии, привлечь внимание к проблемам экономии энергии и энергоресурсов, охраны окружающей среды;
– развивающая – развивать познавательный и творческий интерес к строительным профессиям, развивать коммуникативные навыки учащихся;
– воспитательная – воспитывать уважение к людям разных профессий, умение договариваться при выполнении совместного задания; воспитывать экологическое сознание у учащихся.

Тип занятия: изучение нового материала.

Оборудование: ПК с выходом в интернет, проектор, мобильные телефоны с установленным приложением Qr Code Reader, бумага, маркер, ручки.

 

Ход занятия

I Организационный момент

Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый учащийся. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям и возможностям.

Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Перед тем, как приступить к работе, предлагаю поучаствовать в одном упражнении, которое позволит вам практически понять, что выбор профессии – это не просто «Кем быть», это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей вашей судьбы [2].

Упражнение «Выбор»

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, без родителей, без родственников, у вас нет жилья, нет работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время. Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку: вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования.
(Для активизации погружения в проблемную ситуацию, на интерактивный экран выводится изображение большого незнакомого города со множеством домов, улиц, автомобилей. Показ сопровождается музыкой).

Теперь вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы:

– В каком городе или даже стране вы находитесь?
– Какое у вас время года?
– Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
– Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
– Что будет потом?

После выполнения письменного задания учащиеся зачитывают свои ответы. Затем проводится совместное обсуждение.

Комментарий: Во время обсуждения, акцентируется внимание на то, что временные работы – это и временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы научиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы и разобраться в многообразии профессий.

 

Перед тем как мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в компьютерном кабинете.

Не допускается:

– трогать разъемы соединительных кабелей;
– прикасаться к экрану монитора;
– включать и отключать аппаратуру без указаний педагога;
– класть диски, книги, тетради на клавиатуру.

 

II Изучение нового материала

ХХІ век – время больших перемен на рынке труда. «Совсем скоро искусственный интеллект заменит человека!» – похожие слова часто можно встретить в СМИ. Ведь споры о том, насколько быстро и в каком масштабе роботы смогут вытеснить людей в различных профессиональных сферах ведутся давно.

Одни считают, что это коснется, в основном, рутинных операций, что позволит освободить людей для творчества. Другие предостерегают, что, во-первых, человечеству не нужно будет такое количество творческих специальностей, а во-вторых, системы ИИ уже сейчас сочиняют рассказы, пишут статьи, рисуют картины и придумывают музыкальные произведения. Третьи уверены, что наши страхи по этому поводу преувеличены, и если роботы когда-то и смогут повсеместно заменить нас, то случится это совсем не скоро.

Ребята, как вы думаете, так ли это? Как вы считаете, в чем преимущество человека перед искусственным интеллектом? (Ответы учащихся)

Многие профессии уходят в далекое прошлое и в жизни современного общества оказываются совершенно ненужными, другие будут востребованы всегда, третьи только начинают возникать. Жизнь меняется, и многие некогда важные профессии уходят в небытие. Ребята, давайте порассуждаем!

Профессии, которые скоро уйдут в прошлое

– Какие профессии, могут очень скоро уйти в прошлое? (Ответы учащихся)

Продавец-кассир – большинство товаров покупается и продается через интернет. В «реальных» магазинах установлены автоматические терминалы оплаты и упаковки товаров;

почтальон – вся переписка будет производиться посредством электронной почты. посылки и особо важные письма адресату из рук в руки доставляют курьеры;

переводчик – перевод при разговоре будут выполнять компактные электронные устройства, встроенные в телефоны, часы, фотоаппараты;

бухгалтер – специалист по бухгалтерскому учёту, работающий по системе учёта в соответствии с действующим законодательством.

 

Профессии, которые будут востребованы всегда


– А какие профессии, по вашему мнению, будут востребованы всегда? (Ответы учащихся)

Повар – несмотря на успехи генетики, никто не стремится получать питание внутривенно или с помощью фотосинтеза. Видимо, люди просто не хотят отказываться от простых плотских удовольствий;

артист – людям нравится сопереживать писателям и художникам, музыкантам и актерам кино; сочувствовать бездушным железкам мы никогда не научимся;

политик – в фантастических рассказах компьютеры могут прекрасно управлять государством: они внимательны, производительны, рациональны, беспристрастны и справедливы, но одно искусство не подвластно машине – дарить людям надежду на светлое будущее;

врач – специалист с высшим медицинским образованием, использующий свои навыки, знания и опыт в профилактике и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

 

Профессии, которые будут перспективны в ближайшем будущем

– А какие же профессии будут популярны и перспективны в ближайшем будущем? (Ответы учащихся)

Специалисты по управлению погодой – попытки моделировать климатические явления и влиять на погоду предпринимаются и в наши дни – но вот беда, даже прогнозы погоды на три дня вперед сбываются не стопроцентно; в связи с этим потребуется множество специалистов, которые обеспечат функционирование глобальной системы точного прогнозирования атмосферных явлений и их корректировки;

юрист по экологическому праву – это своего рода защитник природы, обладающий обширными знаниями в юриспруденции и правоведении; он помогает разобраться во всех тонкостях и нюансах, которые касаются разбирательств, связанных с нарушением экологического раздела правоведения;

урбанист-эколог – специалист, участвующий в строительстве городов, созданных как единое экологическое пространство, безопасная окружающая среда для человека;

портовый эколог – специалист, занимающийся мониторингом показателей экологической безопасности порта, судов, окружающей среды (водной акватории, воздушной среды, прилегающих территорий, популяции растений и животных в акватории и на прилегающих территориях);

программист транспортных потоков – как одно из средств борьбы с автомобильными заторами в городах в наши дни применяются интеллектуальные системы управления дорожным движением (датчики и камеры замеряют интенсивность потоков, центральный компьютер обсчитывает эту информацию, вычисляет на ее основе наиболее оптимальную схему движения и перенаправляет автомобили с помощью светофоров и информационных табло). В будущем специалистам по управлению городским движением придется решать более серьезные задачи. В крупных городах весь транспорт будет представлять собой единую систему, управляемую автоматически. Для этого, скорее всего, понадобятся новые виды транспорта. Перед проектировщиками встанут две главные задачи: во-первых, определить, что будет управляться только автоматом, а что останется человеку; во-вторых, задать оптимальное соотношение общественного и индивидуального транспорта;

генетический инженер растений – какие качества трансгенных растений находятся сейчас под прицелом генных инженеров? Прежде всего, это урожайность, повысить которую методами классической селекции уже не удается, так что все надежды возлагаются на молекулярную биологию. Ученые старательно изучают гены, ответственные за устойчивость к засухе, защиту от вредителей и прочих неблагоприятных факторов. В ближайшей перспективе, по-видимому, именно это направление останется основным.

 

Ребята, мы с вами рассмотрели некоторые необычные профессии будущего. Есть области по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Если вы хотите узнать, какие отрасли будут активно развиваться и какие новые специалисты потребуются работодателям, я рекомендую обратиться к «Атласу новых профессий». Ближе к завершению занятия вы познакомитесь с этой книгой поближе.

Ребята, как вы думаете, с чем связано появление новых профессий? (Ответы учащихся) Совершенно верно, ни для кого не секрет, что экология в стране и в мире оставляет желать лучшего.

Давайте разберёмся, какие экологические проблемы нас окружают.

Попытки решения проблем взаимодействия человека с окружающей средой предпринимались на протяжении всей истории, однако самостоятельной наукой экология стала совсем недавно – в конце XIX века. Сейчас, в XXI веке, уже становится очевидным, что экологическую науку нельзя рассматривать изолированно от других сфер жизни. Экология перестаёт быть «чужим делом», а экологические практики проникают в любую деятельность человека: от профессиональной до бытовой.

Сегодня на занятии мы с вами рассмотрим одну очень важную и нужную профессию, которая уже существует на рынке труда и успешно продолжает свое развитие.

Тема занятия – «Архитектор «энергонулевых» домов», и знакомство с данной профессией предлагаю начать с просмотра видеоролика. https://www.youtube.com/watch?v=63hxl2aQTv8

Ребята, как вы считаете, в наше время можно ли обойтись без этой профессии?

Ведь запас энергоресурсов снижается, а рост населения продолжается. Все больше технологий строительства ориентированы на экологичность, что выгодно, как с экономичной точки зрения, так и для комфорта жильцов.  

«Энергонулевые» дома – это сооружения, которым не нужны внешние коммуникации. Утилизация, переработка, вторичное использование отходов и сточных вод – всё в таких домах строится по принципу экологической эффективности. Это делает их максимально независимыми и экономически выгодными.  

Архитектор «энергонулевых» домов занимается проектированием зданий, обладающих высокой энергоэффективностью, способных на месте вырабатывать энергию из возобновляемых источников и потреблять её в равном количестве в течение года. В проектировании таких домов используются альтернативные источники энергии. Они способны генерировать электричество, тепло и холод.

Архитектор энергетически автономных домов должен иметь компетенции архитектора зданий и сооружений, а также владеть энергосберегающими технологиями, понимать принципы и технологии альтернативной энергетики, разбираться в энергосберегающих материалах и конструкциях.

Автономный дом создается из отдельных готовых модулей и сдается в разы быстрее обычного. Автономность дает жильцам свободу – можно жить на природе, на острове, на арендованной земле, у моря. 

Крупные энергетические компании тоже заинтересованы в таких жилищах – для них они делают крупные аккумуляторы и солнечные панели. 

Поэтому вся отрасль «энергонулевых» домов максимально технологична, поощряема законами и востребована. Это значит, что и дальше будут появляться новые экоматериалы, новые системы, позволяющие эффективно и рационально использовать энергоресурсы и экономить на стоимости электроэнергии. 

Сейчас в постройке таких домов заинтересованы туристические организации и заповедники, ведь туристы теперь смогут приехать и с комфортом жить там, где раньше это было невозможно.  

Над созданием автономных экодомов работает широкий круг профессионалов. Конструкция дома разрабатывается командой архитекторов и инженеров из архитектурного бюро, они же занимаются подбором и размещением оборудования, которое позволяет сделать дом автономным. Это тот редкий случай, когда на работе можно буквально участвовать в спасении планеты.

Всё это значит, что люди, которые конструируют такие дома, буду крайне востребованы рынком.

 

Физкультминутка (видеоролик)

А теперь, давайте уделим минутку нашему здоровью. К нам в гости сегодня пришел мультяшный герой, давайте повторим все то, что он нам предлагает. (Учащиеся встают со своих рабочих мест и повторяют движения).

 

Ребята, а теперь давайте вместе подумаем, какими способностями должен обладать архитектор «энергонулевых» домов.

Способности:

– умение убеждать;
– умение демонстрации продукта;
– знания работы со схемами, планами и чертежами;
– коммуникабельность.

Интересы и предпочтения:

– аналитическое мышление;
– креативность и оригинальность мышления;
– усидчивость и аккуратность.

Важной частью системы «энергонулевого» дома является отопление. Чтобы дом был действительно эффективен с точки зрения потребления и сохранения энергии, максимальное внимание при проектировании необходимо уделять теплоизоляции, чтобы максимально снизить потери тепла, что в свою очередь на порядок снижает расходы энергии на отопление помещения.

Первый в мире «энергонулевой» дом построен в Дании. И он не просто потребляет мало энергии, а ещё и вырабатывает её столько, что может отдавать её в центральную сеть, за что владелец может получать деньги. Таким образом, дом является источников дохода, а не затрат.

Экономить тепло и электричество скоро повсеместно будет считаться не просто хорошим тоном, а необходимостью. И это гораздо легче делать, проживая в «пассивном», или «энергонулевом» доме, то есть здании, сконструированном так, чтобы помогать своим хозяевам максимально беречь ресурсы. Уже сейчас архитекторы строят жилые дома, в которых на поддержание комфортного освещения и температуры тратится в 10 раз меньше энергии, чем в обычном коттедже.

Чтобы добиться таких результатов, проектировщики используют разные приемы. Здание правильно ориентируют по сторонам света, чтобы получить больше естественного освещения в комнатах и лучше защититься от ветра; продумывают форму, обеспечивающую минимальную площадь наружных стен; ставят на входах тамбуры для теплоизоляции; используют специальные строительные материалы; устанавливают источники возобновляемой энергии (например, солнечные батареи на крыше).

Такие дома становятся все более популярными: помимо проявления сознательного отношения к природе, это помогает экономить на коммунальных платежах, а в некоторых американских штатах владельцам снижают налог на недвижимость. При этом стоят они всего на 5–15 % дороже обычных коттеджей. Поэтому спрос на специалистов, способных проектировать такие здания на заказ, будет расти.

Предлагаю вашему вниманию видео, где мы наглядно познакомимся с одним из «энергонулевых» домов. Автономный экодом IneecoЭкокапсула – мобильный и автономный экодом

 

Как стать таким специалистом? На Западе эта профессия уже существует, но в наших вузах пока нет для нее отдельной специальности. Для того чтобы получить необходимые знания и навыки, нужно базовое архитектурное образование.

За рубежом можно сразу выучиться на «зеленого архитектора» и убить таким образом двух зайцев, освоив проектирование зданий и одновременно изучив нюансы экологии и энергосбережения.

Но в этой области университеты чаще предлагают магистратуру, поэтому другой возможный вариант – четыре года отучиться на обычном архитектурном факультете, а потом получить более узкую специализацию.

Если вы хотите учиться в Беларуси либо России, тоже придется вначале поступать в архитектурный вуз, а потом идти в магистратуру, связанную с экологией.

Дальше и в том и в другом случае стоит пройти специальные курсы и получить сертификат.

 

Как я и обещала, предоставляю вам QR-код, отсканировав который вы познакомитесь с книгой, которая показывает, что за пределами привычного мира юристов, экономистов, менеджеров, маркетологов существует огромный мир профессий, часто более привлекательных и перспективных. Потому «Атлас новых профессий» говорит не только о завтрашнем дне, но и сегодняшнем, о том, с чего стоит начать, чтобы построить свой путь, ведущий в многообещающее будущее.

III Подведение итогов занятия

Чтобы закрепить полученные на занятии знания, я предлагаю вам, перейти по ссылке и пройти онлайн-викторину.

https://learningapps.org/watch?v=pg07h5zbn22

 

Рефлексия

Упражнение «Корзина пожеланий»

Всем учащимся раздаются маленькие разноцветные листочки, на которых ребята пишут друг другу что-то приятное на будущее в достижении профессиональных целей. Свои пожелания дети бросают в корзину. Затем, все учащиеся встают как можно ближе друг к другу и на счет три, опрокидывают корзину пожеланий на себя.

Спасибо, ребята! До новых встреч!

 

Список источников

1 Архитектор «энергонулевых» домов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Архитектор «энергонулевых» домов (tomorrow.moscow).– Дата доступа: 15.05.2022.
2 Атлас новых профессий 3.0 / Д. Варламова [и др.]. – М. : Альпина ПРО, 2022. – 472 с.
3 Климов, Е.А. Как выбирать профессию/ Е.А.Климов. – Минск : 1990, – 52 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий