Цель гражданского и патриотического воспитания в условиях дошкольного образования — это воспитание достойных будущих граждан Беларуси, патриотов своего Отечества, а одной из функциональных обязанностей воспитателя дошкольного образования является создание условий для формирования основ патриотизма.
Мирослава ЦИХУН,
заведующий
ГУО «Детский сад аг. Пограничный» Берестовицкого района,
Гродненская область
Метод проектов давно зарекомендовал себя эффективным для комплексного решения задач, т.к. представляет собой способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом [2]. В профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования проектная деятельность рассматривается как повышение собственного профессионального мастерства (педагогические проекты) и как форма организации познавательной деятельности воспитанников [1].
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте, так как в этот период происходит развитие культурно-исторических ориентаций нравственной и духовной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов приспособления в обществе, осознание себя в окружающем мире. Кроме того, период дошкольного детства благоприятен для патриотического воспитания еще и потому, что дошкольник отвечает доверием взрослому, для ребенка характерна подражательность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
Цель гражданского и патриотического воспитания в условиях дошкольного образования — это воспитание достойных будущих граждан Беларуси, патриотов своего Отечества, а одной из функциональных обязанностей воспитателя дошкольного образования является создание условий для формирования основ патриотизма и национального самосознания, приобщение детей к национальной культуре, ее традициям [3]. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Педагогический коллектив учреждения образования постоянно находится в поиске инновационных форм работы для повышения качества образовательного процесса, в том числе реализации целей гражданского и патриотического воспитания.
Педагогический проект «Я и моя Беларусь» позволил активизировать деятельность по гражданскому и патриотическому воспитанию воспитанников среди педагогов и законных представителей, расширил возможности педагогического воздействия на детей в процессе нерегламентированной деятельности.
Целью проекта являлось создание условий для гражданской самоидентификации личности дошкольника. В процессе реализации проекта решались следующие задачи:
– осознание детьми своей принадлежности к семье, обществу в целом;
– развитие первоначальных представлений о родном крае, а именно о месте, где родился, достопримечательностям своей местности, государства;
– формирование знаний о стране, символике, истории, традициях, природе Республики Беларусь;
– воспитание чувства любви к родному краю и гордости за него.
Этот проект состоит из трёх тематических блоков, реализуемых одновременно:
– «Я и моя страна»,
– «Я и моя земля»,
– «Я и моя семья».
Каждый из блоков предполагает реализацию определенных педагогических задач во время разнообразных видов деятельности дошкольников при взаимодействии с родителями, социумом.
Опираясь на принципы учета возрастных особенностей, доступности, повторяемости, вариативности, с учетом индивидуального и деятельностного подхода воспитатели дошкольного образования разработали план реализации проекта, сформировали предметно-развивающую среду, наладили связи с социумом.
Большое внимание было уделено методическому обеспечению проекта. В методическом кабинете собран материал о народных традициях, обрядах, праздниках Беларуси; приобретена методическая литература по обучению детей родному языку и ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством; оформлен материал по темам: «О чём рассказывает белорусский орнамент?», «Залатая спадчына Беларусi», «Дзяржаўныя сiмвалы Беларусi», «Беларускiя гульнi»; систематизированы примерные конспекты занятий по патриотическому воспитанию дошкольников, имеется художественная и познавательная литература о Республике Беларусь.
На сайте учреждения образования размещена вкладка «Воспитываем патриота и гражданина», где имеется информация о Республике Беларусь, государственной символике, известных людях, культуре белорусов и т.д. Также размещены заочные экскурсии по памятным местам нашей страны.
При реализации блока «Я и моя страна» было уделено первостепенное внимание ознакомлению с государственной символикой, которое согласно учебной программе дошкольного образования начинается в средней группе. Во всех группах имеются уголки государственной символики и уголки для ознакомления с белорусской национальной культурой. Дошкольники постепенно знакомятся со значением каждого элемента Государственного герба и флага. Причем в этом году занятия по этой тематике проходили с поднятием флага, сопровождаемого звучанием гимна страны. Начиная с мая, Государственный гимн звучит в учреждении образования ежедневно. В преддверии Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь взрослые и дети приняли участие в акции «Под мирным небом родной Беларуси». Воспитатели рассказали о символике Беларуси. Воспитанники прослушали гимн и подняли флаг, прочитали стихи о Беларуси и государственных символах. Была проведена викторина на знания основных фактов, связанных с Великой Отечественной Войной.
«Знаем – значит, помним!» – под таким девизом работают педагоги. Воспитатели в доступной для детей форме знакомят с историческим прошлым Беларуси, рассказывают о минувшей войне. Успешно зарекомендовала себя такая активная форма работы, как акция. В мае была проведена патриотическая акция «Помним всех и каждого». В агрогородке Пограничный уже нет живых свидетелей Великой Отечественной войны. Но в деревне Тетеревка есть памятник погибшим в годы войны односельчанам. Именно там мы и побывали с нашими воспитанниками. У монумента дети прочли стихи, почтили память погибших защитников Родины минутой молчания, а затем возложили цветы.
Тематическая неделя «Я страной своей горжусь, её имя Беларусь!» была приурочена ко Дню независимости Республики Беларусь. В её рамках прошёл конкурс рисунков. Педагоги, родители и воспитанники читали стихотворения о родном крае. Дети пели белорусские песни, играли в народные игры, показали свою ловкость в спортивных состязаниях. Также в летний период проведена экологическая акция «С заботой о малой родине», в ходе которой воспитанники учились бережно относиться к природе, родным местам, ухаживали за растениями на территории учреждения образования.
Во время проведения праздников, развлечений по народному календарю педагоги приобщают детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, праздникам, декоративно-прикладному искусству). На протяжении многих лет традицией стало проводить фольклорные праздники «Пришла Коляда», «Богач», «Сороки» и другие.
Родная земля, малая родина, улица, дом…. Все эти понятия каждый ребенок начинает осознавать именно в детском саду, чтобы, когда у него спросят: «Как ты понимаешь слово «Родина»?» – он, ответил бы, что это прежде всего место, где родился, где дом, родные и близкие люди.
С целью полноценного формирования любви к родной земле, своей малой родине широко используется трудовая деятельность. Например, при реализации проекта «Наш яблоневый сад» ребята вместе с взрослыми посадили 12 яблонь, на протяжении всего года ухаживали за ними, наблюдали за изменениями деревьев. Дети почувствовали свою причастность к делам взрослых, радовались, что могут приносить пользу своему второму дому — детскому саду.
В сентябре был реализован мини-проект «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Наши воспитанники много узнали о труде хлеборобов, о важности и нужности труда на земле. В гости к ребятам пришли папы, занятые на уборке урожая. По итогам был проведён конкурс рисунков, посвященный областному празднику «Дожинки–2022», который проходил в нашем районе.
Экскурсии по родному агрогородку позволяют формировать с раннего детства любовь к своей малой родине, гордость за свою страну. Разработаны маршруты экскурсий по поселку, также предлагаются маршруты выходного дня для детей вместе с родителями. Возраст воспитанников дошкольного учреждения не позволяет организовывать путешествия на дальние расстояния и на помощь приходят виртуальные экскурсии. В 2022 году дети познакомились с областными центрами Республики Беларусь, а также с городами Гродненской области.
Осознание своей принадлежности к семье, формирование представлений о родственных отношениях, интерес к истории своей семьи — эти и другие задачи решались при реализации третьего блока. Основное внимание воспитатели уделили, прежде всего, формированию понятия о семье, родственных отношениях, правилам общения и поведения с родными; закреплению знаний фамилии, имен и отчеств не только родителей, но дедушек и бабушек. Хорошо зарекомендовала себя в этом направлении изобразительная деятельность детей (во время занятий, самостоятельно, вместе с родителями). Конкурсы рисунков, коллажей, листовок, посвященные 23 Февраля, 8 Марта, Дню семьи, Дню матери, кроме развития творческих возможностей несли в себе большой информационный потенциал, а также отличную возможность взаимодействия ребенка и родителей.
Ничто так органично не преподносит маленьким детям знания об окружающем мире, формируя при этом модели поведения, как игра. Модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры, кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-игровых пособий, позволяют показать идеальную обобщенную модель семьи, научить ребенка ценить своих близких, показать важность семейных традиций.
Сегодняшние родители не всегда считают важным и необходимым знать своих предков, поэтому в процессе осуществления семейных мини-проектов «Моя родословная», «Древо семьи» воспитателям пришлось много потрудиться. Вначале были проведены консультации «Родословная – традиция нашей культуры», «Как составить свою родословную». Затем родителям был предложен семейный проект по составлению родословной. В младшей и средней возрастных группах таким проектом было составление семейного альбома дома и в группе. Важным было обратить внимание родителей на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка.
Проект «Я и моя Беларусь» долгосрочный, рассчитан на три года. В конце 2022 года были подведены промежуточные итоги: каждый воспитатель сделал самоанализ работы, администрацией было проведено анкетирование среди законных представителей и педагогического коллектива.
88% опрошенных родителей уверены, что быть патриотом – это любить свою Родину и защищать её интересы, сохранять и беречь культурные ценности своей страны, 78% считают, что основы воспитания патриотизма закладываются в саду; 56% — в семье, 36% — в школе. 84% родителей отмечают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей несут они. 75% уверены, что следует знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами, а 25% считают, что в саду знакомить с этим ещё рано. 85% родителей ответили, что у их ребенка появилось активное желание узнавать о Беларуси, родном крае. Они рассказывают своему ребенку об аг. Пограничный, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
По итогам анкетирования все воспитатели считают, что формирование гражданских и патриотических качеств личности должно начинаться в дошкольном учреждении в тесном взаимодействии с семьей и общественностью. 88% воспитателей уверены, что хорошо знают народную культуру, традиции, у них достаточно знаний о месте, в котором проживают.
Таким образом, проектная деятельность в течение 2022 года способствовала профессиональному росту педагогического коллектива, позволила организовать деятельность детей, чтобы они почувствовали свою причастность к родному краю, его истории, традициям. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Список литературы
1 Абрамчик, С.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в учреждении дошкольного образования: методические рекомендации / С.А.Абрамчик. – Гродно: ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 2020. – с. 76
2 Козлова, Л.К. «Метод проектов» в дошкольной образовательной организации, история развития метода, основные понятия / Л.К.Козлова // Проектирование. Опыт. Результат – 2018. – № 2. – С. 34.
3 Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 27.1.2021 8\36368.