Развитие мелкой моторики рук детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью тестопластики

- 9:33КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Тестопластика – самый осязаемый вид детского художественного творчества, который позволяет через кончики пальцев быстрее заговорить. Ребёнок трогает, фантазирует и играет, создавая из различных фигур маленький волшебный мир.

 

Ольга КОЛОЛА,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 2 г.п. Кореличи»,
Гродненская область

 

Как правило, у детей с тяжёлыми нарушениями речи наблюдается слабое развитие общей и мелкой моторики. Воспитанникам трудно играть с мелкой мозаикой, природным материалом, наборами геометрических фигур, счётными палочками. Они затрудняются в рисовании по трафаретам и обводке фигур, так как не могут длительно и правильно удерживать карандаш. Из-за недостаточного развития мелкой моторики рук у детей с тяжёлыми нарушениями речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за этого страдает звукопроизношение. В таком случае, для детей особенно полезна лепка из солёного теста – тестопластика, которая позволяет задействовать все десять пальцев ребёнка, мощно воздействуя на тактильные рецепторы.

Для тестопластики требуется наличие заранее заготовленного теста, которое хранится в полиэтиленовых пакетах. Также необходимо наличие традиционного и нестандартного оборудования. В преемственной работе с воспитателями дошкольного учреждения используем доски, клеёнки, стеки, салфетки, трафареты. А также соль, муку, воду, растительное масло, мерный стаканчик, скалку, большую кисть, краски, тряпочки и губки, различные пробки, фломастеры и карандаши, расчёски с зубцами разной величины. Так как мы любим эксперементировать, то для нанесения на изделие рисунка, оттиска и линий часто используем другие предметы с интересным рельефом.

Важным условием для достижения положительного результата при выполнении работ из солёного теста является поощрение инициативы каждого ребёнка. Необходимо показывать рост достижений воспитанников, вызывая чувство радости и удовлетворения за успешные самостоятельные действия. Для поддержания интереса на занятиях используем сюрпризные моменты, художественные слова, внедряем модели символов и наглядности.

Занятия начинаются с беседы о том, что будем лепить, с обьяснением и показом способов лепки. Во время занятий делаются перерывы для пальчиковой гимнастики.

В ходе выполнения работ стараемся активизировать детей на речевое сопровождение своих действий. Ребята проговаривают, что уже сделано, что делают и что еще нужно сделать. Поправляем речевые ошибки, показывая правильный образец.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи чаще выполняют работы с лепкой из маленьких кусочков теста, так как чем меньше кусочек в руке ребёнка, тем более точных движений требует сам процесс.

Элементы из солёного теста хорошо прилипают друг к другу, но иногда места их соединения лучше смочить водой с помощью мягкой кисточки. Дети любят эксперементировать с окрашиванием. Для этого нужно влить цветную воду в муку и соль, наполняя гуашью отверстие в куске теста.

Далее готовые работы помещаем на выставку, которую все вместе рассматриваем, анализируем и обсуждаем. Каждый получает свою порцию похвалы и поддержки. Готовые поделки сушатся открытым способом.

Когда работы выполнены, очень нравится детям учавствовать в мини-спектаклях с использованием фигурок из солёного теста (животных, растений или людей, игрушек, цифр), где каждый может выступить в роли сценариста, режиссёра или актёра. Для инсценирования игры-драматизации «игровой площадкой» становится любая часть группы. Такие игры положительно влияют на воспитанников с речевыми нарушениями, так как способствуют развитию речевых навыков, совершенствованию диалогической, монологической и связной речи. А словесное упражнение «Похвали работу друга» упражняет в подборе притяжательных прилагательных через определения и образные выражения.

Результативность выбранной деятельности очевидна. Через пару месяцев ребята уверенно начинают держать карандаш, кисточку, ножницы. Это заметно при выполнении работ по изобразительной деятельности.

Лепка из солёного теста несёт в себе колосальную пользу. Пальчики детей становятся более гибкими и ловкими. Детям нравится лепить всё, нравится сам процесс тестопластики.

Таким образом, тестопластика – самый осязаемый вид детского художественного творчества, который позволяет через кончики пальцев быстрее заговорить. Ребёнок трогает, фантазирует и играет, создавая из различных фигур маленький волшебный мир.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий