Реакции ионного обмена между растворами электролитов

- 11:33Методичка, ХИМИЯ, Химия. Сценарии

 

Ангелина КОМЕНОК,
учитель химии
ГУО Вороновская средняя школа”,
Гродненская область

 

 

 

Цель: изучение реакций ионного обмена.

Задачи:

– дать представление о реакциях ионного обмена как процесса взаимодействия между ионами с образованием нерастворимого, летучего либо малодиссоциированного вещества (слабого электролита-воды);
– формировать умения составлять молекулярные полные и сокращенные ионные уравнения;
– повторить понятия «кислоты», «соли», «основания»;
– обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
– формировать научное мировоззрение на примере того, что химия – наука, которая нас окружает.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие; рабочая тетрадь; таблица растворимости кислот, оснований и солей; мультиборд, презентация; раздаточный материал: «Книга знаний», подсказки, задания.

Приложения

Ход урока

1 Организационный момент

 

2 Целеполагание

Озвучивание темы и цели урока.

 

3 Актуализация знаний

У учащихся лежит раздаточный материал «Книга знаний» (Приложение «Книга знаний»), где каждая группа начинает заполнять свою главу:

1-я группа: «Электролитическая диссоциация кислот» (1-я глава);

2-я группа: «Электролитическая диссоциация оснований» (2-я глава);

3-я группа: «Электролитическая диссоциация солей» (3-я глава).

Также на протяжении всего урока учащиеся могут пользоваться подсказками (Приложения «Подсказка № 1» и «Подсказка № 2»).

Поскольку учащиеся разделены на группы, то и работа на этом этапе является коллективной, а не индивидуальной, т.е. ребята могут обсудить вопросы из заданий.

После заполнения нужных глав каждая группа читает свои ответы.

 

4 Изучение нового материала

Реакция ионная – реакция, протекающая в водных растворах с участием ионов электролитов.

Условия для протекания реакции ионного обмена:

– Образование осадка – нерастворимые вещества (таблица растворимости «Н» или «М»);
– Образование малодиссоциируемого вещества  =  слабый электролит H2O;
– Выделение газа (газов).
– Давайте вспомним, что такое реакция нейтрализации?

Реакция нейтрализации – реакция между кислотой и основанием. В конце реакции образуются соль и вода.

H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O (Запись уравнения в молекулярной форме)

Три из четырех участников реакции являются сильными электролитами. Вода – слабый электролит, который не будет диссоциировать на ионы.

2H + SO42- + 2Na+ + 2OH = 2Na + SO2-4 + 2H2O (Полное ионное уравнение)

2H+ + 2OH = 2H2O (Сокращенное ионное уравнение)

Образование осадка.

2NaF + CaBr2 = CaF2 + 2NaBr

2Na+ + 2F + Ca2+ + 2Br = CaF2 + 2Na+ + 2Br

Ca2+ + 2F = CaF2

Образование (выделение) газа

– Давайте вспомним примеры газов.

CO2 – углекислый газ,

CO – угарный газ,

H2S – сероводород,

NH3 – аммиак,

SO2 – сернистый газ.

H2CO3 – неустойчивая и слабая кислота, которая распадается на H2O и CO2.

Na2S  +  2HNO3  =  2NaNO3  +  H2S

2Na+ + S2- + 2H+ + 2NO3 = 2Na+ + 2NO3 + H2S

2H+ + S2- = H2S

 

5 Физкультминутка

 

6 Обобщение и систематизация знаний

1) У каждого есть конверт, где есть индивидуальное задание (Приложение «Задание № 1»). Это задание учащиеся заполняют в самом конце «Книги знаний» (в «Заметках»).

2) «Словарь терминов» (Приложение «Книга знаний»). Задание: соединить понятия с правильным их толкованием.

 

7 Подведение итогов. Рефлексия

1) Учащиеся заполняют «Заключение» (Приложение «Книга знаний»), где продолжают предложения: «В этой книге представлены…», «Она поможет мне…», «Я буду пользоваться этой книгой, когда…».

2) Учащиеся приклеивают картинку в «Заключение», которая подойдет им в завершение урока.

3) Учащиеся сдают «Книгу знаний» на рецензию (проверку) учителю.

 

8 Домашнее задание

§ 12; № 3, 4, 5, с. 71.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий