Как сформировать и повысить читательскую грамотность учащихся и какие методы и приёмы работы здесь будут эффективными.
Ирина ИВАЩЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Дрогичина»,
Брестская область
1 Информационный блок
1.1 Название темы опыта
Использование эффективных приемов работы с текстовой информацией на уроках русской литературы в 5–7-х классах для формирования читательской грамотности.
1.2 Актуальность опыта
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Согласно результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA-2018 г.) белорусские школьники занимают первую позицию среди всех стран по объемам текста, который им нужно прочитать в качестве домашнего задания, при этом у них только 36-е место в мировом рейтинге по читательской грамотности. Средний балл наших учащихся в 2018 году составил 474 балла, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (487 баллов из 1000) [1, c. 25].
Находясь в круговороте мультимедийных информационных источников, широкого спектра предлагаемых рекламно-развлекательных программ, которые не требуют от зрителей или слушателей серьезных раздумий, напряжений чувств, многие современные учащиеся вряд ли назовут чтение одним из любимых занятий.
На уроках русской литературы учащимся приходится не только читать текст и извлекать необходимую информацию, но и анализировать художественную реальность во всем ее многообразии, оценивать ее с разных точек зрения, а зачастую создавать собственный текст, строящийся с учетом особенностей произведения. Не все учащиеся с легкостью справляются с этими задачами (Приложение 1). Поэтому передо мною возникли актуальные проблемы: как сформировать и повысить читательскую грамотность учащихся и какие методы и приёмы работы здесь будут эффективными.
1.3 Цель опыта
Формирование и повышение читательской грамотности посредством использования эффективных приемов работы с текстовой информацией на уроках русской литературы в 5–7-х классах.
1.4 Задачи опыта
1) Определить сущность, особенности, значение читательской грамотности учащихся.
2) Выявить приемы работы с текстовой информацией для формирования читательской грамотности на уроках русской литературы в 5–7-х классах.
3) Разработать и реализовать приемы работы с текстовой информацией для формирования читательской грамотности на уроках русской литературы в 5–7 классах.
4) Оценить эффективность применения приемов работы с текстовой информацией для формирования читательской грамотности на уроках русской литературы в 5–7-х классах.
1.5 Продолжительность работы над опытом
Работа над темой начата в 2019 году и включает три этапа: подготовительный, практический, обобщающий.
2 Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Умелое использование приемов работы с текстом позволяет повысить уровень читательской грамотности учащихся.
2.2 Описание сути опыта
Международное сравнительное исследование качества образования PISA (The Programme for International Student Assessment), проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР/Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), является одним из комплексных и авторитетных исследований образовательных достижений учащихся в мире [1, с. 13]. Оно позволяет определить, в какой степени учащиеся приобрели необходимые навыки для полноценного участия в жизни общества. В 2018 году Республика Беларусь впервые приняла участие в исследовании PISA, где одним из ключевых направлений исследования была читательская грамотность.
В рамках PISA-2018 под читательской грамотностью понималась способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, всестороннего участия в жизни общества [1, c. 25].
Предметом оценки PISA-2018 стали когнитивные процессы обработки текстов: нахождение информации, понимание смысла, оценка и осмысление. [3, с. 6–7]. Поэтому для создания целостного образовательного пространства, обеспечивающего формирование умений находить информацию, понимать смысл, оценивать и осмысливать текст, мною отобраны эффективные приемы и техники, которые будут рассмотрены далее.
В процессе обучения нахождению и извлечению информации перед учащимися 5–7-х классов я ставлю задачи, направленные на выработку следующих умений: определение места, где содержится искомая информация; нахождение и извлечение одной или нескольких единиц информации в одном или нескольких фрагментах текстов; определение наличия/отсутствия информации; выбор текста в соответствии с содержанием вопроса при работе с множественным текстом [3, с. 6–7].
Наибольшую активность, заинтересованность, мотивацию к изучению нового материала учащиеся проявляют, работая в малых группах и парах. Так, начиная изучать творчество писателя, ребята получают ссылки на материал в сети интернет, с которым они должны ознакомиться дома. На уроке учащиеся, работая в группах, создают проекты (Приложение 2—2.22) «Особые приметы писателя (поэта)» (Приложение 2), «Писатель в спичечном коробке» (Приложение 2.1), где, используя разные виды наглядности, демонстрируют те знания, которые добыли самостоятельно. Такая форма работы максимально эффективна, так как каждая группа учащихся пытается в биографии писателя отыскать такие факты, которые не знают остальные, чтобы их проект стал уникальным. Таким образом, изучение материала выходит за рамки предложенного учителем. Выполняя такое задание, каждый учащийся имеет возможность проявить себя.
Также при изучении биографии писателя применяю прием «Каллиграмма» (Приложение 2.2). У учащихся творческое преобразование информации в портрет писателя вызывает неподдельный интерес. Каллиграмма создается учащимися в процессе коммуникации с текстом. Важным условием такого диалога можно считать целенаправленную работу по развитию мышления детей, когда учащиеся приобретают на уроке знания, вырабатывают навыки мышления и рефлексии. Такой прием уместно также использовать при анализе поэтических текстов. Тогда у учителя появляется возможность увидеть читательское восприятие каждого учащегося.
При помощи цифровых инструментов учащиеся дома составляют «Облако писателя/произведения» (Приложение 2.3). Также на учебных занятиях использую игровые моменты с такими приемами, как «Верю/не верю», «Литературный футбол». Ребята активно включаются в поиск интересной информации, изучают, пересматривают огромное количество справочной литературы, художественные произведения читают «с карандашом», вникая в детали текста. Здесь учу ребят использовать разные виды вопросов: «тонкие» и «толстые», вопросы, не имеющие ответа, вопросы, предполагающие размышление и т.п. [4].
Учитывая рекомендации PISA по развитию читательской грамотности [3, с. 39–41], практикую такие приемы, как «Зачетная работа», «Максимум вопросов», где к относительно небольшому по объему отрывку из произведения необходимо поставить как можно больше вопросов, «Кроссворд наоборот» (Приложение 2.4), когда учащимся предлагается заполненный кроссворд, где нужно самим сформулировать вопросы к имеющимся уже ответам. В процессе выполнения такого рода заданий учащиеся делают вывод, что к одному и тому же ответу можно подобрать несколько вариантов вопросов. Учатся задавать вопросы максимально точно, корректно, перефразируют их, используя синонимичные замены.
С помощью сервиса для графического дизайна www.canva.com мною созданы рабочие листы «Страницы писателей в социальных сетях» (Приложение 2.5). Работая с инфографикой, учащиеся самостоятельно находят и извлекают из нескольких фрагментов текста важную, значащую информацию, записывают ее в «окошки» имитированной страницы социальных сетей. На начальном этапе такой работы учащиеся могут выполнить не все задания, т.к. у них еще нет полного представления и определенных знаний для интерпретации всей информации, недостаточно читательских знаний. Это задание может быть долгосрочным.
Второй когнитивный процесс – понимание смысла – предполагает мысленное представление читателем содержания и смысла текста или совокупности текстов [3, с. 7–8]. Здесь учу учащихся понимать фактологическую информацию, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний, устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, соотносить их с общей идеей текста.
На уроках литературы с этой целью применяю технологию шестиугольного обучения. Использование гексов (шестиугольников) является простым и эффективным способом развития таких навыков, как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Эту технологию на уроках русской литературы использую в следующих вариантах:
1) учащиеся вписывают в шестиугольники слова и словосочетания, характеризующие персонажей;
2) получают информативные гексы, содержащие слова или изображения, и, соединяя шестиугольники, устанавливают связь между разными категориями (Приложение 2.6);
3) из гексов с изображениями и/или датами составляют ленту времени;
4) составляют по гексам связный рассказ.
Важно, чтобы учащиеся умели устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями, соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Здесь использую такой действенный прием, как «Кроссенс» – головоломку нового поколения. Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ-ассоциативную цепочку посредством взаимосвязи изображений. Этот прием применяю при формулировке темы и цели урока, при раскрытии информационного блока темы, поиске проблемы (видов, причин, черт, последствия чего-либо в образах и символах), при обобщении и закреплении материала, в работе с понятийным аппаратом, при организации групповой работы (например, составить кроссенс на заданную тему из предложенных изображений, изобразить графически ассоциации с образом персонажа, писателя, ситуации) (Приложение 2.7). Такая работа, безусловно, способствует развитию коммуникативных навыков и регулятивных умений, навыкам работы с информацией.
Чтобы проверить, насколько учащимися усвоена фактологическая информация, умеют ли они ее интегрировать, интерпретировать и оценивать, использую следующие приемы: «Составь конспект», «Словесное рисование» (Приложение 2.8), «Линии сравнения» (Приложение 2.9), «Кластер» (Приложение 2.10) [3, с. 43]. Также использую тестовые задания, в том числе и с единого информационного образовательного ресурса (Приложение 2.11).
С целью обучить учащихся формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста, научить понимать чувства, мотивы и характеры героев использую приём «Уголки» (Приложение 2.12). Хорошо прижился в моей практике прием «Цветопись» (Приложение 2.13).
Осмысление и оценивание содержания и формы текста – когнитивный процесс обработки текстов, составляющий основу для оценки читательской грамотности. [3, с. 8] Поэтому очень важно, чтобы учащиеся умели оценивать содержание текста и его элементов относительно целей автора, полноту достоверности информации, находить возможные противоречия, высказывать и обосновывать свою точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. Для реализации указанных выше умений, считаю эффективными такие приемы, как «Правда/ложь: креативная биография писателя/героя» «Внимание! Розыск!», «SMS герою/писателю». [4]
В начале изучения нового литературного произведения использую творческие минутки-прогнозы, когда по названию ребята должны догадаться, о чем или о ком пойдет речь в произведении (Приложение 2.14). При чтении произведения в классе считаю уместным делать остановки и предлагать учащимся поразмыслить, как будут складываться обстоятельства далее, чем закончится история, кто победит и т.д. После изучения произведения можно предложить учащимся придумать свое название произведению, нарисовать обложку книги.
Формируя умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста, на учебных занятиях использую приемы «Мозаика» (Приложение 2.15) и «Восстанови план» (Приложение 2.16).
В процессе обучения работе с текстом стараюсь научить учащихся формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результатов эксперимента на основе информации текста. Читательский опыт, приобретенный в процессе общения с разными видами текстов, должен помочь учащимся выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Действенный прием «Двойной дневник» (Приложение 2.17) дает возможность учащимся соединить свой собственный опыт с содержанием текста.
После изучения произведения прошу учащихся поставить себя на место писателя, учитывая его биографические сведения и опираясь на собственный читательский опыт, и дать совет одноклассникам, родителям, братьям/сестрам от имени писателя, героя (Приложение 2.18). Такой прием нашел отражение в плакатах «Советы от писателей» (Приложение 2.19), которые мои учащиеся при помощи цифровых инструментов сделали интерактивными.
На последнем уроке знакомства с художественным произведением использую методический прием «Телеграмма». Также изучение произведения можно закончить такими приемами, как «Весы» (Приложение 2.20), «Придумай продолжение рассказа», «Напиши объявление от лица героя», «Объяви благодарность писателю», «Реклама». Безусловно, интересно использование таких заданий в качестве средства творческого самовыражения, развития креативного мышления.
В работе с учебным материалом на уроках русской литературы системно использую рабочие листы, содержащие комплексные тексты (таблицы, диаграммы, ссылки на интернет-страницы и т.д.) (Приложение 2.21). Это помогает мне развивать способность у учащихся видеть информацию текста целостно и находить требуемую единицу информации внутри этой целостности. [2]
Разработала для своих уроков литературы и развития речи чек-листы «Читай и бросай кубик», предназначенные для работы учащихся в парах. В игровой форме ребята исследуют художественные тексты, формулируют проблемные вопросы, выдвигают гипотезы, активизируют свои творческие способности, пытаются разъяснять встречающиеся в тексте незнакомые слова (Приложение 2.22).
Применяя эффективные приемы работы с текстовой информацией, на уроках русской литературы варьирую следующие виды деятельности учащихся: исследовательскую, поисковую, творческую, ролевую, прикладную (практикоориентированную), ознакомительно-ориентировочную. В зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на разных этапах урока использую различные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, работу в парах и малых группах.
2.5 Результативность и эффективность опыта
Диагностирование успешности опыта проводилось на базе Государственного учреждения образования «Гимназия г. Дрогичина» в 7 «Г» классе на протяжении трех лет.
Результаты диагностики (Приложение 3—3.3) показали, что использование описанных выше приемов для формирования читательской грамотности способствует повышению уровня читательской грамотности (Приложение 3), что в свою очередь оказывает существенное влияние на эффективность процесса обучения предмету «русская литература» в целом (Приложение 3.1), преображает формат преподавания и обучения, дает возможность повысить мотивацию к чтению, развить творческую активность и самостоятельность (Приложение 3.2), создать условия для полноценного развития личности. Как результат, наблюдается положительная динамика качества знаний по русской литературе (Приложение 3.3).
Однако выбор приемов работы с текстовой информацией не может быть произвольным. Здесь следует принимать во внимание цель обучения и уровень обучения, которого необходимо достигнуть; сложность учебного материала; учет индивидуальных особенностей учащихся.
Практическое использование приемов было продемонстрировано в ходе открытых уроков: «А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Образный мир в стихотворении», «Мастерство И.А.Крылова в изображении героев басен», «Тема «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»», «Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Слово о писателе. История создания комедии», «Л.Н.Толстой «После бала». Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу». Были проведены мастер-классы: «Приемы работы с текстом на уроках русской литературы в рамках повышения читательской грамотности», «Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся 5–7-х классов».
3 Заключение
Таким образом, в процессе работы над темой я убедилась, что умелое применение эффективных приемов работы с текстовой информацией позволяет повысить уровень читательской грамотности учащихся.
Считаю, что этот опыт будет интересен учителям русского языка и литературы.
В 2022/2023 учебном году планирую пополнить методическую копилку педагогическими находками, применить разработанные приемы на уроках русской литературы в 8-м классе и во внеклассной работе, транслировать собственный опыт в средствах массовой информации, в системе работы учебно-методических объединений.
Список использованных источников
1 Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018. – Минск: РИКЗ, 2019. – 240 с.
2 PISA: читательская грамотность. – Минск: РИКЗ, 2020. – 201 с.
3 PISA-2018 в Республике Беларусь. Читательская грамотность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adu.by/images/2021/05/Kn2-PISA-2018-chitatel-gramotnost.pdf. – Дата доступа: 16.03.2022.
4 Формирование читательской грамотности на уроках литературы. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.prodlenka.org. – Дата доступа: 21.03.2022.