В результате детальной проработки каждой ветви интеллект-карты на уроках английского языка учащиеся быстро и легко запоминают больший объём информации, используя полученные знания в монологическом высказывании по разным темам.
Ольга ВЕДРОВА,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 18 г. Пинска»,
Брестская область
Как известно, в визуальном формате любая тема усваивается гораздо лучше, чем список или текст. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей информация воспринимается, анализируется и запоминается быстрее и эффективнее. Одна из техник визуализации – интеллект-карта (ментальная карта, ассоциативная карта) – широко используются в образовательном процессе.
Как же интеллект-карта помогает на уроке английского языка в развитии умений монологической речи?
Обучение монологической речи часто сопровождается рядом трудностей. Это связано с тем, что процесс говорения сам по себе основывается на сложной мыслительной деятельности и опирается на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Кроме того, монологический тип речи имеет большую композиционную сложность и требует верного выбора языковых и речевых средств, соответствующих ситуации (теме, проблеме), строгого соблюдения грамматических правил, логической последовательности. Интеллект-карты дают возможность учащимся усвоить информацию быстрее, качественнее, обобщить полученные знания, выделить главное для запоминания в процессе развития умений монологической речи.
Интеллект-карту можно создавать на компьютере с помощью специальной программы coggle.it, но учащимся также очень нравится рисовать интеллект-карту на листе бумаги.
Особенности составления интеллект-карты
При составлении интеллект-карты необходимо руководствоваться следующими особенностями (на примере создания интеллект-карты к unit 4 “Special days”):
1. В центре располагается тема урока, то есть слово Special days (можно нарисовать символ, прикрепить фотографию);
2. Далее, от центра, рисуются ветви, предпочтительнее каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название праздника, который изучается на уроке: The Queen`s Official Birthday, Victory Day, Easter, Halloween, Christmas, Valentine`s Day, Independence Day, New Year (можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим это слово);
3. Затем ведется работа по очереди с каждой ветвью. Например, при работе с ветвью Christmas из урока определяется активный лексический материал – слова и выражения, опираясь на которые, учащиеся смогут рассказать об этом празднике;
4. Отдельная ветвь – это грамматический материал, необходимый для правильного построения монологического высказывания. В предложенной интеллект-карте для рассказа о праздниках необходима активизация грамматического материала по теме предлоги времени (at, on, in).
Специфической особенностью практически каждой интеллект-карты является то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их можно постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся, изучения нового грамматического материала.
Использование интеллект-карт на учебных занятиях в 5-м классе
Интеллект-карты можно использовать:
– при работе с лексическим материалом;
– работе с текстовым материалом, для анализа и репрезентации содержания текста;
– обучению устному монологическому высказыванию;
– проведении дискуссии, дебатов.
При работе с лексическим материалом – на этапе введения в тему, на этапе закрепление новой лексики, на этапе контроля лексики. Интеллект-карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные. Учащиеся сами вспоминают или находят слово, это активизирует процессы памяти и мышления. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. К тому же, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета или рисунки), а далее составленная интеллект-карта применяется для развития умений монологической речи;
Unit 3 “Do you like TV” (Lesson 1)
T: Today we are going to speak about TV, different channels and programmes. Write down the topic of our lesson in the centre of our mind map and be ready to write down all new words. Try to use these words during the lesson.
При работе с текстовым материалом, для анализа и репрезентации содержания текста составление интеллект-карты текста развивает умения выделять смысловые опоры, устанавливать внутритекстовые связи, делить текст на смысловые части.
Unit 2 “School holidays” (Lesson 3)
T: Retell the text using the mind map.
При обучению устному монологическому высказыванию интеллект-карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. В таком случае есть несколько вариантов использования интеллект-карт:
1) предоставляется для выбора коммуникативно обусловленный лексический материал, помогая организовывать монологическое высказывание;
Unit 1 “School holidays” (Lesson 9)
T: Speak about your friend`s summer holidays.
2) эффективно проходит учебное занятие по развитию умений монологической речи, когда в интеллект-карте по центру пишется вопрос, который необходимо обсудить с учащимися, а на ответвлениях – разные варианты. Учащиеся обсуждают разные опции, дискуссируют и выбирают лучшую;
Unit 9 “Travelling” (Lesson 2)
T: What do you think about different ways of travelling? Use the mind map to speak about your favourite ways of travelling.
3) учащимся можно предложить составить историю, в центре дать начало, а на ответвления слова и идеи для истории;
Unit 7 “On the Farm” (Lesson 6)
T: Use the mind map to make up a story about Rotty`s and Moldy`s adventures on the farm.
При проведении дискуссии, дебатов изготавливаются интеллект-карты для каждой из спорящих сторон. Они помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.
Unit 7 “On the Farm” (Lesson 9)
T: Collect all possible ideas to answer the questions:
Group 1: What can you do in the town? Where can you go in the town?
Group 2: What can you do in the country? Where can you go in the country?
Try to find some adjectives to describe town (country).
T: Collect all the arguments for and against living in the town or in the country.
Эффективные способы работы с интеллект-картами
1) Составление интеллект-карт учителем совместно с учащимися на одном учебном занятии (в течение нескольких учебных занятий или даже на протяжении всей темы). Это самый распространённый способ работы. Учителю необходимо всегда составлять свою интеллект-карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. На учебном занятии при работе с лексическим материалом давать возможность учащимся высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слегка, направляя их. В случае, если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по учебной программе в данную тему, подсказывать им, задавая наводящие вопросы или назвать самому. При работе с текстовым материалом, готовить вопросы и задания, в процессе выполнения которых, заполняется интеллект-карта для последующего использования при развитии умений монологической речи на основе прочитанного или прослушанного текста.
2) Составление интеллект-карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
3) Составление интеллект-карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
Практика показала, что опыт использования техники визуализации «Интеллект-карта» доказывает её преимущество в развитии умений монологической речи. В результате детальной проработки каждой ветви интеллект-карты на уроках английского языка учащиеся быстро и легко запоминают больший объём информации, используя полученные знания в монологическом высказывании по разным темам. Интеллект-карты также доказали свою эффективность возможностью многократного использования на учебном занятии и при самостоятельной работе. Преимуществом является и тот факт, что при отсутствии на учебном занятии компьютера или мультиборда, учащиеся могут составлять интеллект-карту на обычном листе бумаги, то есть составление интеллект-карты не требует дополнительного технического оснащения.
Однако, необходимо отметить, что подготовка к уроку с использованием интеллект-карты требует большего времени. Не следует игнорировать и тот факт, что при использовании интеллект-карты на мультиборде или компьютере не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях, чтобы не нанести вред здоровью учащихся.
При использовании техники визуализации интеллект-карта на уроках английского языка в 5-м классе создаются благоприятные условия для организации эффективной работы по развитию умений монологической речи. Применение интеллект-карт на уроке способствует не только развитию умений монологической речи, а также повышает активность учащихся, поддерживает познавательный интерес к изучению иностранного языка, учебный материал запоминается легче и прочнее.
Литература
1 Бьюзен, Т. Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления / Т.Бьюзен; пер. с англ. Ю.Константиновой. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 208 с.
2 Сорока, О.Г. Визуализация учебной информации / О.Г.Сорока, И.Н.Васильева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journalpro.ru/articles/vizualizatsia-uchebnoy-informaysii-sredstvami-ikt.