Однородные члены предложения. Знаки препинания и интонация предложений с однородными членами. Урок русского языка, 4-й класс

- 14:34Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

 

Валентина КРИЦКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Порозовская средняя школа»
Свислочского района,
Гродненская область

 

 

Цель:

планируется, что к концу урока учащиеся

будут знать

– с какой интонацией читаются предложения с однородными членами;
– как оформляются на письме предложения с однородными членами;

будут уметь

– соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами;
– делать разбор таких предложений по членам предложения;
– расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Задачи личностного развития:

– развивать логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки учащихся;
– воспитывать бережное отношение к своему здоровью, необходимость соблюдать режим дня для укрепления здоровья.

Оборудование: учебник «Русский язык», 4-й класс»; карточки-задания для работы в группах и парах, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-«проверялки», карточки с творческим заданием «Филворд».

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I Организационный момент

Задача: обеспечить психологическую готовность класса к уроку, организовать внимание всех учащихся, подготовить к работе.

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

– Что самое ценное в жизни каждого человека? (Здоровье.)

– А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

– О чём мы должны помнить каждый урок, чтобы сохранить своё здоровье? (Следить за осанкой, делать физкультминутки.)

– Девиз нашего урока: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

 

II Проверка домашнего задания

Задача: проверить правильность выполнения домашнего задания, уровень усвоения материала по теме “Однородные члены предложения”.

2.1 Упр. 154 (по ключу).

2.2 Проверка выполнения индивидуального задания для высокомотивированных учащихся. (Ребята зачитывают самостоятельно составленные предложения, ставят вопросы к однородным членам).

2.3 Игра «Верите ли вы, что…».

1) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы.
2) В предложении однородные члены выражены одним и тем же членом предложения.
3) Однородные члены предложения обычно выражены одной и той же частью речи.
4) Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

2.4 Проверка по ключу. Самооценка.

 

III Чистописание

Задача: повторить правильность написания букв, характеристику звуков.

3.1 Зрительно-слуховой диктант.

Слова (записаны на доске): утро, обед, пробежка, причесать, умыть, зарядка, ванна, друзья.

1) В слове утро найдите согласный, твёрдый, звонкий и непарный звук и запишите эту букву.
2) В слове пробежка найдите парный согласный в корне.
3) В слове причесать выделите безударный гласный в корне.
4) В слове умыть найдите согласный, твёрдый, звонкий, непарный звук и запишите эту букву.
5) В слове зарядка найдите парный согласный в корне слова.
6) В слове ванна найдите удвоенную согласную.
7) В слове друзья найдите и запишите букву, обозначающую два звука.

– А теперь соедините все буквы и прочитайте, что получилось. Запишите словосочетание на новой строке.

Р + Е + Ж + И + М   Д + Н + Я = РЕЖИМ ДНЯ

– Что вы понимаете под словами «режим дня»? (Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна.)

– Почему важно соблюдать режим дня? (Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени и способствует укреплению здоровья.)

– Кто из вас старается соблюдать режим дня?

3.2. Работа с деформированным предложением.

–  Составьте из предложенных слов предложение, подчеркните однородные члены.

День, утром, каждый, я, зубы, чищу, вечером, и.
(Каждый день утром и вечером я чищу зубы.)

3.3 Взаимопроверка. Взаимооценка.

 

IV Изучение новой темы

Задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по освоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.

4.1 Сообщение темы, совместное определение задач урока.

– Сегодня мы продолжим знакомиться с однородными членами предложения. Давайте прочитаем тему урока. (Тема записана на доске).

Задачи урока нам поможет сформулировать мудрая сова, с. 99. (Учащиеся формулируют цели урока).

4.2 Мини-исследование (работа в парах).

Каждая пара получает карточку-задание и проводит исследование по новой теме.

 

Карточка-задание № 1

1. Прочитайте предложения. Какие они по цели высказывания?
2. Найдите предложения с однородными членами.
3. Отличается ли интонация при чтении обычного повествовательного предложения от предложения с однородными членами?
4. Когда при однородных членах предложения ставится запятая, а когда нет?

Человеку необходимы солнце, воздух и вода.

Всегда в одно и то же время надо вставать, ложиться спать, делать уроки.

Каждый человек стремится быть здоровым.

4.3 Презентация работы пар.

Дети представляют результаты работы. Сверяют свои предположения с правилом в учебнике на с. 100, делают выводы.

4.4 Работа с комментированием у доски (упражнение 157).

 

V Закрепление изученного

Задача: организовать деятельность по закреплению новых знаний.

5.1 Работа в группах

Первая группа (высокомотивированные учащиеся).

 

Карточка-задание № 2

К каждой схеме придумать предложение на тему «Здоровье». Разобрать его по членам предложения.

 

Вторая группа.

Карточка-задание № 2

Найти и выписать предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены предложения.

Пришла весна. Ярко светило солнце. В субботу Коля и Петя собрались на рыбалку. Они сели под куст, закинули удочки. Как хорошо кругом! Лучи солнца мягко освещали лесок, песчаный берег, озеро.

5.2 Презентация работы групп. Взаимооценка.

 

Физкультминутка

Хомка, Хомка, Хомячок – полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку!
Раз – два – три – четыре – пять – Хомка сильным хочет стать!
Раз – подняться, потянуться!
Два – согнуться, разогнуться!
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире!
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять!

Физкультминутка для глаз

 

5.3 Игра «Филворд»

Найти и выписать словарные слова, которые относятся к теме «Режим дня».

Победителем игры станет тот, кто найдёт больше слов.

 

5.4 Фронтальная проверка. Самооценка.

5.5 Разноуровневые задания на выбор.

3-й уровень – упражнение 155.
4-й уровень – упражнение 156.
5-й уровень – задание на карточках.

 

Карточка-задание № 3 (5-й уровень)

Прочитай предложение. Может ли оно иметь два смысла? От чего это зависит? Запиши, подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

Пролетали мимо города, села, хутора.

5.6 Самопроверка по карточкам-«проверялкам», самооценка.

 

VI Информация о домашнем задании.

Упражнение 159.

Для высокомотивированных учащихся: составить и записать 2 предложения, в которых однородные члены соединены интонацией перечисления и 2 предложения, в которых они соединены союзом и.

 

VII Подведение итогов урока. Рефлексия

Задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими важности изучаемой темы.

– Встаньте те, кто понял, как могут связываться между собой однородные члены предложения.

– Похлопайте в ладоши те, кто научился расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– Улыбнитесь те, кто знает, как сохранить и укрепить своё здоровье.

Выставление и комментирование отметок за урок.

– А теперь выскажите свои впечатления от урока.

– Я научился…
– Я понял…
– Мне было трудно…
– Было интересно…

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий