Площадь параллелограмма. Урок математики в 8-м классе

- 12:19II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Сценарии, Методичка

Учащиеся повторят и закрепят знания по теме «Площадь параллелограмма»; к концу урока они будут уметь решать задачи на нахождение площади параллелограмма.

Андрей ГАЙДУК,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 16 имени А.Сухомбаева г. Гродно»

 

 

Тема урока: Площадь параллелограмма.

Цели урока: повторить и закрепить знания по теме «Площадь параллелограмма»; к концу урока учащиеся будут уметь решать задачи на нахождение площади параллелограмма.

Задачи:

– образовательные: повторение знаний о четырехугольниках, закрепление знаний о площади параллелограмма, развитие навыка решения задач по теме;
– развивающие: развитие математической грамотности у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
– воспитательные: развитие познавательного интереса через игровые моменты взаимоконтроля, понимания важности изучения предмета и его связи с окружающей действительностью, способствование пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Тип урока: урок закрепления и практического применения ранее полученных знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы: игра «Геометрические догонялки», творческая работа в группах, парный и групповой взаимоконтроль, закрепление знаний на творческой физкультминутке, применение разноуровневых заданий для учащихся с различным уровнем подготовки, использование социальной сети при проведении рефлексии.

Оборудование: учебники по математике, раздаточный материал, контрольно-оценочные карты.

 

Ход урока

I Организационный этап

Приветствие, настраивание на плодотворную работу.

– Добрый день, ребята. Желаю всем удачи и продуктивной работы на уроке.

Постановка цели урока.

– На прошлом уроке мы с вами познакомились с теоремой о площади параллелограмма. Как вы думаете, чем мы займемся сегодня? (Будем учиться решать задачи на нахождение площади параллелограмма.) Правильно, а если площадь уже известна? (Сможем найти высоту или основание параллелограмма.) Хорошо, а возможно, даже узнаем что-нибудь новенькое.

Объяснение использования контрольно-оценочной карты урока.

– У вас всех на столе лежит карта урока, которую мы будем заполнять на протяжении всего урока, и на основании которой все сегодня получат заслуженную отметку. Подпишите ее. Как видите, она абсолютна пустая.

 

– Вам нужно будет в ходе урока нарисовать многоугольник с таким размером сторон, сколько баллов вы получите на каждом этапе.

– Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату, «Классная работа».

 

ІІ Этап проверки домашнего задания и актуализации опорных знаний

Выявление проблем, решение домашнего задания у доски.

– Начнем с домашнего задания. Поднимите руку, если у вас возникли затруднения с решением задач. Тогда я попрошу двоих учащихся выйти, и за доской выполнить решение № 171(а), 172(а).

Актуализация опорных знаний.

– В это время я предлагаю освежить ваши знания по темам «Многоугольники», «Площади многоугольников».

 

Игра «Геометрические догонялки». Вопросы записаны на доске.

– На доске записаны вопросы. Будем играть в «Геометрические догонялки». Тот человек, до которого дотронулись, должен ответить на вопрос и передать очередь, коснувшись другого. Если кто-то затрудняется ответить, просит подсказку «помощь зала», а затем еще раз отвечает на этот вопрос.

– Что такое многоугольник, параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция?

– Как найти площадь квадрата, прямоугольника, параллелограмма?

– Как звучит свойство сторон параллелограмма, углов параллелограмма, углов равнобедренного прямоугольника, катета напротив угла 30 градусов?

– Поднимите руку те, кто хочет доказать теорему о площади параллелограмма и получить плюс балл к отметке за урок.

– Хорошо, а теперь проверим результаты выполнения домашнего задания. В карте урока, если 2 задания верно, чертим сторону многоугольника длинной 2, если 1, то 1, если 0, то 0.

 

III Разминка

Творческая работа в группах.

– В качестве разминки, я попрошу вас разбиться на группы по четыре человека. Выберите себе капитана. Ваша задача – придумать любую задачу из повседневной жизни, в которой будет использоваться нахождение площади параллелограмма.

– А где еще можно применить эти знания? Может быть, на каких-то других уроках?

– Молодцы, капитаны строят в картах урока своей команды сторону многоугольника длиной 1, или не строят, в зависимости от степени участия в работе.

 

IV Этап усвоения новых знаний и способов действий

– Если помните, я обещал вам сегодня нечто новенькое. Посмотрите на рисунки на доске. Наблюдаете ли вы какую-то закономерность?

 

– Конечно, стороны и высоты параллелограмма обратно пропорциональны. К большей стороне проведена меньшая высота, а к меньшей стороне – большая высота.

– Так как


(площадь одного параллелограмма), значит 


Из этого следует, что

 

Значит, если нам неизвестна одна из этих величин, можем ее найти, решив пропорцию. (Решаем несколько примеров на пропорцию устно).

 

V Этап первичной проверки понимания изученного

– Теперь один человек за доской, остальные в тетрадях записываем номер 1. Составьте пропорцию и найдите неизвестную величину параллелограмма.

– Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и достройте сторону многоугольника в карте урока длиной от 0 до 2.

 

V Физкультминутка

– А теперь немного отдохнем. Отложите ручки.

– Правой рукой чертим большой квадрат. Чтобы найти его площадь, нужно умножить (показываем двумя руками) сторону на эту же сторону. И левой рукой кисточкой закрашиваем всю площадь полученной фигуры.

– Теперь закрываем глаза, и то же проделываем для прямоугольника и параллелограмма (с двумя основаниями).

 

VI Этап закрепления знаний и способов действий

Самостоятельная работа. В раздаточном материале учащиеся выбирают и решают задание любого уровня сложности.

– На обратной стороне вашей карты заданий решите и полностью оформите задачу любого уровня сложности из предложенных на раздаточных листах. На выполнение задания дается 10 минут.

– Если вы справились раньше, предлагаю вам здесь же выполнить № 182*, чтобы получить дополнительный балл.

Проверка ответов, с помощью записи их на доске учителем.

– Если задание выполнено верно, строим последнюю сторону вашего многоугольника и указываем длину, соответствующую выбранному уровню.

 

VII Этап оценивания

Выставление отметок.

– Итак, осталось узнать свою отметку за урок. Как ее найти? Правильно, найдите периметр вашей фигуры на карте урока. Передайте ваши карты на первые парты.

 

VIII Этап информации о домашнем задании

№ 175 из учебника (согласно полученным сегодня знаниям и умениям);
№ 183* по желанию (на дополнительную отметку).

 

IX Этап рефлексии

Проверка выполнения задач, поставленных на урок.

– В начале урока мы поставили себе цель, достигли ли мы ее?

Рука знаний.

– Давайте загибать пальцы на правой руке, если у нас что-то сегодня получилось:

1) знаю формулу площади параллелограмма;
2) знаю, как относятся основания и высоты параллелограмма;
3) умею решать пропорции для нахождения неизвестной величины параллелограмма;
4) умею решать задачи на нахождение площади параллелограмма;
5) я уйду с урока с хорошим настроением.

Стена комментариев.

– Давайте представим, что доска – это стена для комментариев из какой-нибудь социальной сети. Можете подходить и мелом писать все, что вы думаете об этом уроке (проблемы, что понравилось, что не получилось, что вы теперь знаете, а что нужно повторить на следующем уроке).

Так же я предлагаю вам QR-код со ссылкой на Телеграм-канал нашего урока, где вы можете сделать все то же самое.

 

Прощание с классом.

– Итак, урок окончен. Всем спасибо за работу, желаю всем продуктивного дня и увидимся завтра!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий