Учащиеся повторят и закрепят знания по теме «Площадь параллелограмма»; к концу урока они будут уметь решать задачи на нахождение площади параллелограмма.
Андрей ГАЙДУК,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 16 имени А.Сухомбаева г. Гродно»
Тема урока: Площадь параллелограмма.
Цели урока: повторить и закрепить знания по теме «Площадь параллелограмма»; к концу урока учащиеся будут уметь решать задачи на нахождение площади параллелограмма.
Задачи:
– образовательные: повторение знаний о четырехугольниках, закрепление знаний о площади параллелограмма, развитие навыка решения задач по теме;
– развивающие: развитие математической грамотности у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
– воспитательные: развитие познавательного интереса через игровые моменты взаимоконтроля, понимания важности изучения предмета и его связи с окружающей действительностью, способствование пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Тип урока: урок закрепления и практического применения ранее полученных знаний.
Форма урока: комбинированный урок.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы: игра «Геометрические догонялки», творческая работа в группах, парный и групповой взаимоконтроль, закрепление знаний на творческой физкультминутке, применение разноуровневых заданий для учащихся с различным уровнем подготовки, использование социальной сети при проведении рефлексии.
Оборудование: учебники по математике, раздаточный материал, контрольно-оценочные карты.
Ход урока
I Организационный этап
Приветствие, настраивание на плодотворную работу.
– Добрый день, ребята. Желаю всем удачи и продуктивной работы на уроке.
Постановка цели урока.
– На прошлом уроке мы с вами познакомились с теоремой о площади параллелограмма. Как вы думаете, чем мы займемся сегодня? (Будем учиться решать задачи на нахождение площади параллелограмма.) Правильно, а если площадь уже известна? (Сможем найти высоту или основание параллелограмма.) Хорошо, а возможно, даже узнаем что-нибудь новенькое.
Объяснение использования контрольно-оценочной карты урока.
– У вас всех на столе лежит карта урока, которую мы будем заполнять на протяжении всего урока, и на основании которой все сегодня получат заслуженную отметку. Подпишите ее. Как видите, она абсолютна пустая.
– Вам нужно будет в ходе урока нарисовать многоугольник с таким размером сторон, сколько баллов вы получите на каждом этапе.
– Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату, «Классная работа».
ІІ Этап проверки домашнего задания и актуализации опорных знаний
Выявление проблем, решение домашнего задания у доски.
– Начнем с домашнего задания. Поднимите руку, если у вас возникли затруднения с решением задач. Тогда я попрошу двоих учащихся выйти, и за доской выполнить решение № 171(а), 172(а).
Актуализация опорных знаний.
– В это время я предлагаю освежить ваши знания по темам «Многоугольники», «Площади многоугольников».
Игра «Геометрические догонялки». Вопросы записаны на доске.
– На доске записаны вопросы. Будем играть в «Геометрические догонялки». Тот человек, до которого дотронулись, должен ответить на вопрос и передать очередь, коснувшись другого. Если кто-то затрудняется ответить, просит подсказку «помощь зала», а затем еще раз отвечает на этот вопрос.
– Что такое многоугольник, параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция?
– Как найти площадь квадрата, прямоугольника, параллелограмма?
– Как звучит свойство сторон параллелограмма, углов параллелограмма, углов равнобедренного прямоугольника, катета напротив угла 30 градусов?
– Поднимите руку те, кто хочет доказать теорему о площади параллелограмма и получить плюс балл к отметке за урок.
– Хорошо, а теперь проверим результаты выполнения домашнего задания. В карте урока, если 2 задания верно, чертим сторону многоугольника длинной 2, если 1, то 1, если 0, то 0.
III Разминка
Творческая работа в группах.
– В качестве разминки, я попрошу вас разбиться на группы по четыре человека. Выберите себе капитана. Ваша задача – придумать любую задачу из повседневной жизни, в которой будет использоваться нахождение площади параллелограмма.
– А где еще можно применить эти знания? Может быть, на каких-то других уроках?
– Молодцы, капитаны строят в картах урока своей команды сторону многоугольника длиной 1, или не строят, в зависимости от степени участия в работе.
IV Этап усвоения новых знаний и способов действий
– Если помните, я обещал вам сегодня нечто новенькое. Посмотрите на рисунки на доске. Наблюдаете ли вы какую-то закономерность?
– Конечно, стороны и высоты параллелограмма обратно пропорциональны. К большей стороне проведена меньшая высота, а к меньшей стороне – большая высота.
– Так как
(площадь одного параллелограмма), значит
Из этого следует, что
Значит, если нам неизвестна одна из этих величин, можем ее найти, решив пропорцию. (Решаем несколько примеров на пропорцию устно).
V Этап первичной проверки понимания изученного
– Теперь один человек за доской, остальные в тетрадях записываем номер 1. Составьте пропорцию и найдите неизвестную величину параллелограмма.
– Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и достройте сторону многоугольника в карте урока длиной от 0 до 2.
V Физкультминутка
– А теперь немного отдохнем. Отложите ручки.
– Правой рукой чертим большой квадрат. Чтобы найти его площадь, нужно умножить (показываем двумя руками) сторону на эту же сторону. И левой рукой кисточкой закрашиваем всю площадь полученной фигуры.
– Теперь закрываем глаза, и то же проделываем для прямоугольника и параллелограмма (с двумя основаниями).
VI Этап закрепления знаний и способов действий
Самостоятельная работа. В раздаточном материале учащиеся выбирают и решают задание любого уровня сложности.
– На обратной стороне вашей карты заданий решите и полностью оформите задачу любого уровня сложности из предложенных на раздаточных листах. На выполнение задания дается 10 минут.
– Если вы справились раньше, предлагаю вам здесь же выполнить № 182*, чтобы получить дополнительный балл.
Проверка ответов, с помощью записи их на доске учителем.
– Если задание выполнено верно, строим последнюю сторону вашего многоугольника и указываем длину, соответствующую выбранному уровню.
VII Этап оценивания
Выставление отметок.
– Итак, осталось узнать свою отметку за урок. Как ее найти? Правильно, найдите периметр вашей фигуры на карте урока. Передайте ваши карты на первые парты.
VIII Этап информации о домашнем задании
№ 175 из учебника (согласно полученным сегодня знаниям и умениям);
№ 183* по желанию (на дополнительную отметку).
IX Этап рефлексии
Проверка выполнения задач, поставленных на урок.
– В начале урока мы поставили себе цель, достигли ли мы ее?
Рука знаний.
– Давайте загибать пальцы на правой руке, если у нас что-то сегодня получилось:
1) знаю формулу площади параллелограмма;
2) знаю, как относятся основания и высоты параллелограмма;
3) умею решать пропорции для нахождения неизвестной величины параллелограмма;
4) умею решать задачи на нахождение площади параллелограмма;
5) я уйду с урока с хорошим настроением.
Стена комментариев.
– Давайте представим, что доска – это стена для комментариев из какой-нибудь социальной сети. Можете подходить и мелом писать все, что вы думаете об этом уроке (проблемы, что понравилось, что не получилось, что вы теперь знаете, а что нужно повторить на следующем уроке).
Так же я предлагаю вам QR-код со ссылкой на Телеграм-канал нашего урока, где вы можете сделать все то же самое.
Прощание с классом.
– Итак, урок окончен. Всем спасибо за работу, желаю всем продуктивного дня и увидимся завтра!