Тренинговое занятие «Успешное общение»

- 9:20Психологическая помощь

Занятие направлено на развитие навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с другими людьми: способности располагать к себе, слушать и слышать, вести конструктивный диалог.

  

Наталья ШЕСТИРЕКОВА,
заведующий учебно-методическим кабинетом
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область

 

 

Цель: развитие у учащихся навыков успешного общения.

Тренинговое занятие проводится в общем кругу.
Оптимальная для работы численность участников – 10–15 человек.
Возраст участников – 14–17 лет.

 

Ход занятия

 

Введение, актуализация знаний

Педагог: Экзюпери когда-то сказал: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».

Что такое общение, как вы это понимаете?

Как вы думаете, почему Экзюпери так высоко ценил общение людей друг с другом? (Выслушиваются ответы учащихся)

Общение – это взаимодействие людей, при котором участники не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д.

Мы будем сегодня развивать навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с другими людьми и рассмотрим, а затем закрепим на практике, способность располагать к себе, слушать и слышать, вести конструктивный диалог.

 

Основная часть

Педагог: Как вы можете описать человека, которого можно назвать «приятный собеседник»?

Работа в малых группах (5 мин)

Учащиеся объединяются в 3–4 группы. Каждая группа получает лист формата А3 и маркер.

Педагог: Задание группам: вспомнить людей, с которыми приятно общаться и написать (нарисовать) 5–7 характеристик, обеспечивающих успешное общение.

Затем каждая группа презентует свою работу. Результаты обсуждаются в общем кругу.

Как расположить к себе

Педагог: Давайте познакомимся с приемами, которые помогут расположить к себе человека, с которым вы вступаете в диалог. (Знакомя учащихся с темой необходимо рассматривать каждый прием на примерах из жизни, привлекая опыт учащихся).

 

Чек-лист «Как расположить к себе»

Техники активного слушания

Педагог: Использование навыков активного слушания позволяет наладить контакт с собеседником и в конечном итоге прийти ко взаимопониманию по тому или иному вопросу.

Упражнение «Я тебя слышу»

Участников необходимо объединить в пары. Пары со стульями должны удобно расположиться в классе, чтобы не мешать друг другу. После этого парам даются задания, на выполнение которых отводится 1–2 минуты.

Задание 1

Один из участников сидит, другой стоит сзади него. Тому, кто стоит нужно рассказать участнику, который сидит на стуле о том, как он провел вчерашний вечер.

Задание 2

Участник, который сидел, встает. Тот, который стоял, садится на стул лицом к стоящему. Тот, кто стоит, рассказывает сидящему о любимой поре года, объясняя, почему он любит именно ее.

Задание 3

Участники садятся лицом друг к другу. И рассказывают о том, почему они сегодня пришли на тренинговое занятие, какое у них настроение.

После выполнения заданий все возвращаются в общий круг.

Обсуждение:

– Как чувствовали себя участники, выполняя первое задание? Почему было некомфортно?
– Смогли ли услышать друг друга?
– Как чувствовали себя участники, выполняя второе задание? Что мешало общению?
– Как чувствовали себя участники в третьем задании?
– Почему было удобно общаться в третьем задании?

Участники высказывают свои мнения.

 

Таблица 2. Техники активного слушания

Для эффективного общения необходимо учитывать несколько моментов.

1 Полноценное общение зависит от двух сторон, принимающих участие в процессе.

2 Для полноценного общения мы должны объединить отдельные формы общения (вербальные и невербальные) вместе.

3 Слова необязательно являются самыми важными элементами послания.

4 Мы общаемся даже тогда, когда молчим.

Что не нужно делать во время активного слушания: давать советы, изменять тему разговора, давать оценки человеку, который говорит, перебивать, рассказывать о личном опыте.

Я – ТЫ – сообщение. Техника предотвращения конфликтов

Педагог: В общении мы часто сталкиваемся с тем, что кто-то делает, или наоборот не делает то, что нам бы хотелось. Тогда мы говорим: «Ты опять не сделал то, что я попросил…», «Ты никогда не моешь после себя посуду…», «Ты всегда поступаешь по-своему…». Такие фразы называют Ты-сообщениями. Все они воспринимаются как обвинения. Ты-сообщения «задевают» человека, он испытывает раздражение и часто принимает оборонительную позицию, интуитивно начинает защищаться в ответ, и чаще всего сам нападает на собеседника. Таким образом, происходит конфликт. Чтобы избежать конфликтов, необходимо использовать Я-сообщение.

 

Алгоритм построения Я-сообщений

Задание 1

Педагог: Представленные Ты-сообщения перефразируйте в Я-сообщения.

Ты-сообщение: «Ты без разрешения берешь мои вещи».
Ты-сообщение: «Ты меня не понимаешь».
Ты-сообщение: «Ты ведешь себя ужасно!».

Задание 2

Педагог: Напишите Ты-сообщения, которые часто используете в общении с родителями, братом или сестрой, друзьями и перефразируйте в Я-сообщения.

 

Подведение итогов

Все участники получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию:

– На занятии мы получили новые знания и навыки, цель которых повысить наш уровень коммуникативной компетенции: мы научились располагать к себе, слушать и слышать, вести конструктивный диалог, используя Я-сообщения. К сожалению, навыки, полученные на тренинговых занятиях, имеют свойство «уходить», если не приложить должных усилий, чтобы использовать их в реальной жизни. Для того чтобы продумать, где и как вы будете применять знания на практике в ближайшее время, я предлагаю вам написать на карточке три изменения, которые каждый предпримет в общении с друзьями и близкими в ближайшую неделю.

Каждый пишет на карточке три изменения и свой номер телефона. Участники озвучивают свои задачи и в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что будут созваниваться, для того чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные задачи.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий