Анастасия ГОЛОСКОК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 5 г. Волковыска»,
Гродненская область
Программные задачи:
– формировать представления детей о природных ресурсах, необходимых человеку (вода), свойствах воды (прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы);
– формировать понимание значения воды в жизни человека, животных и растений;
– развивать память, внимание, мышление, речь;
– воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование: игрушка «инопланетянин»; глобус; предметные картинки (человек, цветок, медведь, заяц, камень, платье, паук, трава, дерево, ботинки шкаф, машина и другие); прозрачные стаканчики с водой и апельсиновым соком; сосуды разной формы и размера для опыта; картинки-схемы «Свойства воды»; разрезные картинки (град, туман, роса, дождь, снег, лед); мяч; солнышки и тучки по количеству детей.
Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах воды, экспериментирования с водой, дидактическая игра «Где вода на планете», дидактическая игра «Кому нужна вода», рассматривание иллюстраций по теме.
Ход занятия
Дети стоят в кругу, держатся за руки.
Воспитатель.
Доброе утро я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю.
Доброе утро мы дарим друг другу!
Я всем сегодня хочу пожелать.
Доброе утро не упускать!
Ребята, сегодня в гости к нам пришёл инопланетянин Ювик. Он узнал, что на нашей планете есть вода. А на планете Ювика воды нет. Ювик и его друзья так хотят, чтобы и у них на планете росли растения и жили животные, а для их жизни очень нужна вода. Сегодня я предлагаю вспомнить все, что мы знаем о воде и рассказать о ней Ювику.
Воспитатель дошкольного образования показывает детям глобус.
Ребята, расскажите Ювику, что это? (Это глобус.)
Правильно глобус. А как еще можно назвать глобус? (Модель Земли.)
Скажите, пожалуйста, а почему на глобусе больше всего голубого цвета? (Это нарисованы океаны, озёра, реки.)
Правильно, вода занимает большую часть поверхности земного шара.
А скажите, ребята, как человек использует воду? (Вода человеку, животным и растениям нужна для жизни.)
Дидактическая игра «Кто не проживёт без воды?»
На столе разложены картинки: человек, цветок, медведь, заяц, камень, платье, паук, трава, дерево, ботинки шкаф, машина и другие.
Воспитатель. Ребята, перед вами картинки. Давайте покажем и расскажем нашему гостю, кто может жить без воды, а кто не может. Предлагаю отобрать картинки, кто не может жить без воды.
Дети отбирают и объясняют свой выбор.
А то, что изображено на картинках, которые остались, может жить без воды? (Ответы детей.)
Ребята, а расскажите Ювику, как нужно относиться к воде? (К воде надо относиться бережно, воду нужно экономить.)
Физкультминутка
Побежали ручейки, побежали ручейки. (Бег на месте)
Вот вода-водица
Нам бы всем умыться. (Умываются руками)
Дружно наклониться. (Наклоны вперёд и назад)
Влево, вправо повернуться. (Повороты)
Потянуться, разогнуться. (Встать на носочки и потянуться, а потом разогнуться)
Быстро встать, улыбнуться.
Побежали ручейки, побежали ручейки. (Бег на месте)
Чтоб водой-водицей
Нам полить кустики, цветочки. (Имитация полива цветочков)
Пусть цветочки наши
Выше, выше всех нас станут. (На носочках потянуться вверх)
Побежали ручейки, побежали ручейки. (Бег на месте).
Приводится 2 раза.
Опыты с водой
Воспитатель. А теперь я хочу вам предложить стать учеными и провести эксперимент, а Ювик пусть посмотрит, ему будет полезно.
Дети надевают фартуки и «превращаются в ученых», отправляются в лабораторию проводить опыты.
Опыт 1 «Вода прозрачная»
Воспитатель. Я приготовила два стакана, в одном налита вода, в другом – апельсиновый сок. Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом стакане.
Дети рассматривают стаканы с водой и называют предметы в стакане.
Почему в стакане с водой мы увидели предмет, а в соке нет? (Потому что вода прозрачная.)
Мы еще раз с вами убедились, что вода имеет свойство – она прозрачная.
Опыт 2 «Вода не имеет форму»
Воспитатель. Подойдем к другому столу. Посмотрите на сосуды, размещенные на столе. Что вы можете про них сказать? (Все сосуды разных размеров и формы.) Попробуйте перелить из одного сосуда воду в другой.
Дети переливают воду в сосуды разной формы и размера.
Что изменилось с водой? Вместилась она в другой сосуд? (Ответы детей, рассуждения.)
Что можно сказать о форме воды? (Вода не имеет формы, она текучая.)
Опыт 3 «У воды нет вкуса»
Воспитатель. Знаете ли вы, ребята, вкус соли, сахара, лимона, лука? Попробуйте воду в стакане на вкус.
Дети пробуют воду на вкус.
Можно ли назвать воду соленой, сладкой? (Нет.)
Значит, какой можно сделать вывод? (Вода не имеет вкуса.)
Опыт 4 «У воды нет запаха»
Воспитатель. Когда мама готовит ужин, то аппетитный запах разносится по всей квартире. Приятный аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?
Дети нюхают воду в стаканчиках.
Какой вывод можно сделать? (Вода не имеет запаха.)
Давайте для Ювика перечислим свойства воды с помощью схемы.
Дети на мольберт выставляют схемы и рассказывают о свойствах воды.
Дидактическая игра «Осадки»
На столах – разрезные картинки – град, туман, роса, дождь, снег, лед
Воспитатель. Ребята, а где еще в природе можно встретить воду, мы узнаем, если соберем разрезные картинки.
Детям старшего дошкольного возраста необходимо сложить картинки из семи частей, а детям старшего дошкольного возраста с трудностями в обучении – из 5 частей.
Дети за столами собирают картинки, проверяют друг друга в правильности выполнения задания.
Расскажите, что у вас получилось на картинках.
Воспитатель. Молодцы. Все справились с заданием. Ювик говорит, что ему пора возвращаться на свою планету к своим друзьям. Ему не терпится рассказать им, что же такое вода. А мы, ребята, давайте подарим Ювику стаканчик с водой. Пускай он покажет ее своим друзьям, научит беречь воду, и, может, тогда на их планете появятся животные и растения.
Ювик «возвращается на свою планету».
Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь инопланетянину Ювику? (Ответы детей.)
Давайте оценим вашу работу. У кого все получилось на занятии – возьмите солнышко, а кто считает, что у него что-то не получилось, – тучку.
Дети показывают свои картинки, объясняют свой выбор.