Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
Лилия ДЫРИНДА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 1 г. Волковыска»,
Гродненская область
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий обучения и воспитания. Ведь образование – это мощный фактор эффективного решения важных жизненных задач. Поэтому я выбрала для себя одну из современных технологий – это технология развития критического мышления. Эту технологию я использую давно, стараюсь применять на разных этапах урока, поскольку она позволяет создавать условия для успешной познавательной активности, творческой самореализации учащихся.
Технология критического мышления, по моему мнению, будет всегда актуальна и современна. Ведь критическое мышление – один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология развития критического мышления – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Эта методика помогает формированию нового стиля мышления, развитию таких качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, что очень необходимо в нашей действительности.
Таким образом, учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
Приемы технологии направлены на достижение образовательных результатов:
– умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
– пользоваться различными способами интегрирования информации;
– задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
– решать проблемы;
– вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
– выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
– аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
– брать на себя ответственность отвечать;
– участвовать в совместном принятии решения;
– выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
– умение сотрудничать и работать в группе.
Отличительные черты применения приемов критического мышления:
– метапредметный характер;
– технологичность;
– усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
– сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
– применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
В основе методики критического мышления лежит трёхступенчатая модель:
– стадия вызова (1),
– стадия осмысления содержания (2),
– стадия рефлексии (3).
В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные методы и приёмы технологии развития критического мышления.
Стадия вызова
Функции:
– мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
– информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
– коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
На стадии вызова я чаще всего использую следующие приёмы:
– «Ассоциация»
– «Корзина идей, понятий, имен»
– «Круги на воде»
– «Кластеры».
Приём «Ассоциация»
На уроках русского языка и литературы я очень часто применяю этот приём. Например, на уроке русской литературы в 6-м классе по теме «Развитие взаимоотношений учительницы и мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» я предложила ребятам подобрать ассоциации к слову учитель.
Учитель – наставник, друг, помощник, мастер, знания, журнал, уважение, понимание, сотрудничество, доброта, подвиг, бескорыстие.
Приём «Корзина идей, понятий, имен»
Используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1–2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2–3минуты), а дальше все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные.
Вот пример применения приёма «Корзина» на уроке русского языка в 8-м классе по теме «Словосочетание, его типы».
Сначала каждый учащийся записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее – все, что вспомнят). Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с «корзиной». Я выслушиваю и записываю на доску поочередно все ответы каждой группы, неправильные тоже. Обсуждение ответов.
Такой же приём можно использовать при изучении темы «Имя существительное» в 6-м классе.
Алгоритм работы
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1–2 минуты). В учебнике рубрика «Вспомните!»
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Пример. Имя существительное
Грамматическое значение |
Вопрос |
Морфологические признаки |
Роль в предложении |
|
постоянные |
непостоянные |
|
||
|
|
|
|
|
Приём «Круги на воде»
Опорное слово – это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик. На каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
На уроке русской литературы в 6-м классе по теме «Музыкант Юрий Азагаров – главный герой произведения А.И.Куприна «Тапёр» я предложила детям следующее. Записываем слово «талант», подбираем слово-характеристику к каждой букве этого слова.
Т – труд
А – активность
Л – любовь
А – аккуратность
Н – находчивость
Т – творчество
Приём «Кластеры»
Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Приведу пример кластера, который мы делали на уроке русской литературы в 9-м классе по теме «А.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества, история создания, публикации и постановки комедии «Горе от ума».
Также мы составляли кластер на уроке русской литературы в 9-м классе по теме «Татьяна, русская душою…» Анализ глав 3 и 4».
Многие приёмы логически переходят в стадию «Осмысления». Работа в парах, группах, создание кластера, синквейна, эссе, сочинения-миниатюры – всё это даёт учащимся проявить себя в рамках изученной темы.
Стадия осмысления содержания
Функции:
– информационная (получение новой информации);
– систематизационная (классификация, ранжирование информации).
При изучении темы «Строение и грамматическое значение словосочетания» в 8-м классе я использую приём «Инсерт».
Учащиеся работают с текстом с теоретическим материалом на странице 33 и делают пометки на полях:
«+» – если считают, что это им известно;
«–» – если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
«v» – если то, что прочитали, является новым;
«?» – если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
На этом же уроке я использую приём «Взаимообучения» (работа в парах). При выполнении упражнения 50 учащиеся должны выписать словосочетания и обосновать свой выбор.
Осе(н/нн)им днём, броше(н/нн)ы краски, ковёр из листвы, кружат(?)ся и падают, лист клёна, слишком рано, (в)течени.. дня, на краю света, плавно ложатся, холоднее всего, проливной дождь, слабо согревать, кануть в Лету, будем ждать, улетать на юг, самый поз(?)ний, пусть отдохнут, не только птицы, ушедшего лета, не ко двору, яркою кистью, золото листвы, наиболее пасмурный, в леса или рощи, (по)зимнему зябко, (не)смотря на (не)настье, бабье лето, лить как из ведра, (из)(под) камня, на дне овра..ка, ключ..вая вода, выг..рели (до)тла, (по)настоящему р..скошно.
После того, как ребята выполнят задание, я использую приём «Взаимопроверки» (на доске написаны ответы).
Стадия рефлексии
Функции:
– коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
– информационная (приобретение новых знаний);
– оценочная (выработка собственной позиции).
Я считаю, что самым популярным приёмом является синквейн. Он позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Правила написания синквейнов
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Например, изучая творчество В.Г.Короленко в 8-м классе на уроке по теме «Очерк «Парадокс». «Человек создан для счастья, как птица для полёта», предлагаю ребятам составить синквейн.
Феномен
Необычный, страшный
Зарабатывает, поучает, удивляет
Я поражена его героизмом, так как он каждый день борется со своим физическим недугом
Личность
Также ребята любят составлять синквейн по теме «М.А.Шолохов «Главный герой рассказа как воплощение трагедии целого народа». Вот что получилось у учащихся:
Андрей Соколов
Мужественный, непобедимый
Теряет, страдает, держится
Прошёл через ад и не потерял доброту.
Выживший
Мне нравится использовать на уроках русского языка и литературы приём «Закончи фразу».
Например, после изучения любой темы при проведении рефлексии можно предложить ученикам завершить следующие фразы:
– Среди этапов урока мне особенно понравился…;
– Во время занятия я приобрел…;
– Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;
– Мне хотелось бы еще спросить…;
– Я испытывал(а) трудности…;
– Меня удивило…;
– Я приобрел/ я научился…;
– Я почувствовал(а), что…
– У меня получилось…;
– Мне захотелось…
Для каждого занятия, на котором планируется использование этого приема, подбираю фразы, которые будут соответствовать изучаемому материалу. Желательно, чтобы каждый учащийся завершил хотя бы одну фразу, так как их ответы позволят учителю сделать выводы, насколько и как ученик был вовлечен в изучение предложенного материала, все ли осознанно учеником на данном этапе изучения материала, над какими вопросами предстоит еще поработать.
Таким образом, использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает учителю развить в учащихся самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться в сложившейся ситуации, умение работать со справочной литературой, а также с новыми технологиями. Самое главное – дети учатся самостоятельно добывать знания и самореализоваться в современном мире.
Список литературы
1 Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: ИЦ Академия, 2005. – 320 с.
2 Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
3 Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
4 Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.