Конспект интегрированного занятия по образовательным областям “Ребёнок и природа», «Изобразительное искусство (рисование)” в средней группе (4–5 лет).
Анна КРУКОВСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад №4 г. Сморгони»,
Гродненской области
Программное содержание:
– расширять представления детей о насекомых: бабочка, божья коровка, пчела (внешний вид, чем питаются, их польза);
– закрепить представления о весенних явлениях природы;
– развивать память, внимание, мышление;
– обогащать и активизировать словарный запас детей;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: модули с изображением насекомых (божья коровка, пчела, бабочка), картинки (одуванчик, солнышко); листы бумаги А5, гуашь, тычки для рисования с рельефной поверхностью, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель. Я рада вас видеть. Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Ну а теперь поприветствуем друг друга.
Доброе утро, глазки! Вы проснулись?
Доброе утро, щёчки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки! Вы проснулись?
Доброе утро, ножки, вы проснулись?
Доброе утро, гости! Вы проснулись и друг другу улыбнулись.
Воспитатель. Ребята, какая у нас сейчас пора года?
Дети. Весна.
Воспитатель. Да ребята вы правы – весна. Послушайте стихотворение про весну:
К нам давно пришла весна,
Радость нам принесла.
Солнце ярко сверкает,
Всех теплом согревает.
День длиннее, а ночи – короче.
Возвратились птицы в дом отчий.
На ветвях распустились листочки,
Раскрыли бутоны цветочки.
Воспитатель. Посмотрите за окно, что там светит?
Дети. Солнышко.
Воспитатель. Вот и у нас есть солнышко, но чего-то у него не хватает
Дети. Лучиков.
Воспитатель. Для того чтобы появились лучики на солнышке, мы с вами вспомним и назовём, какие вы знаете весенние приметы (лучики – ленточки)
Воспитатель. Какую весеннюю примету знаешь ты?
Ребёнок. Пригревает и светит солнышко.
Воспитатель. Возьми лучик и подари солнышку.
Ребёнок. Распустились листочки на деревьях.
Ребёнок. Давно растаял снег; зазеленела трава.
Ребёнок. Текут ручейки; распустились цветы; прилетели птицы из тёплых стран.
Воспитатель. Посмотрите, наше солнышко стало пригревать ещё сильнее.
А ещё весной проснулись насекомые. А вы хотели бы с ними встретиться?
Дети. Да.
Воспитатель. Я вам предлагаю отправиться на зелёную полянку, где живут удивительные насекомые. Для этого закройте глаза (звучит музыка)
Один, два, три, четыре, пять – глазки можно открывать.
Воспитатель. Подойдём к полянке. Здесь кто-то спрятался. Чтобы узнать, кто же это, отгадайте загадку.
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Дети. Божья коровка.
Воспитатель. Божья коровка – симпатичный маленький жучок. У неё выпуклое маленькое тело, ярко-красная спинка, украшенная чёрными точками. Есть маленькие крылья. Она умеет ловко ползать по стебелькам трав и летать.
Воспитатель. Может быть, кто-нибудь из вас знает, какую пользу приносит божья коровка?
Ребёнок. Ест тлю – вредителей растений.
Воспитатель. Предлагаю вам поиграть.
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после на луг гулять пойдем (идем по кругу).
Воспитатель. На полянке ещё кто-то есть. Вот следующая загадка:
С утра жужжу,
цветы бужу,
кружу, гужу
и мёд вожу.
Дети. Пчела.
Воспитатель. Пчела – трудолюбивое насекомое. Её тело покрыто волосками черного и жёлтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цвета. Есть полупрозрачные крылья. Она ест нектар из цветка.
Воспитатель. А какую пользу приносит пчела для человека?
Ребёнок. Она делает мёд.
Воспитатель. Повторяйте за мной:
Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются.)
Два – изящно покружились. (Кружатся.)
Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)
На четыре – полетели. (Летают и жужжат.)
Воспитатель. Вот ещё одна загадка:
Она легка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок.
Дети. Бабочка.
Воспитатель. Бабочка – очень нарядное насекомое. У неё большие яркие крылышки, с помощью которых она порхает от цветка к цветку. Бабочки пьют сладкий цветочный нектар, который достают из цветов своим длинным гибким хоботком.
Воспитатель. А какую пользу приносит бабочка?
Ребёнок. Переносит нектар с цветка на цветок.
Воспитатель. Как мы назовём бабочку, пчелу, божью коровку одним словом?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Ну, а сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, (сели, встали)
Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся.
Воспитатель. Теперь я предлагаю поиграть в игру и посмотреть, какие вы внимательные.
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель. Назовите, что здесь лишнее и почему:
1) клён, берёза, ёлка, бабочка;
2) божья коровка, одуванчик, пчела, бабочка;
3) ромашка, колокольчик, пчела, подснежник;
4) ласточка, воробей, синичка, божья коровка.
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну, а сейчас, я предлагаю нарисовать весенний цветок. А вот какой это цветок, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Дети. Одуванчик.
Воспитатель. Посмотрите на него, на что похож цветок?
Дети. На круг.
Воспитатель. Какого он цвета?
Дети. Жёлтого.
Воспитатель. Что у него есть?
Ребёнок. Стебель и листочки.
Воспитатель. Какого цвета?
Дети. Зелёного.
Воспитатель. Одуванчик мы будем рисовать необычным способом, с помощью тычка. Наберём жёлтую краску и при помощи лёгких прикосновений тычка к бумаге будем рисовать цветок.
Получился одуванчик. Вот и бабочка летит на цветок (в руках). Давайте с ней поиграем. Найдите её глазками.
Зрительная гимнастика
Налево летит, направо летит.
Порхает по кругу, вверх, вниз.
И присела на прекрасный цветок.
Воспитатель. Присаживайтесь за столы, приступайте к работе. Рисуем одуванчик, у кого получится быстрее ещё один.
Воспитатель. Какие у нас красивые одуванчики получились. Посмотрите, вот и к вашим красивым цветочкам прилетели бабочки. Посадите их возле цветка. Молодцы, ребята. Несите сюда свои работы.
Итог занятия
Воспитатель. Ребята, а какие ещё насекомые могут прилететь на цветок, про кого мы сегодня говорили?
Дети. Божья коровка, пчела.
Воспитатель. Молодцы! Вы сегодня отлично постарались! НА этом наше занятие окончено.