Луна – спутник Земли. Конспект урока по учебному предмету «Человек и мир» в 5-м классе

- 12:03ГЕОГРАФИЯ, География. Сценарии, Методичка

Задачи урока: формировать представления о естественном спутнике планеты Земля, природных условиях, фазах Луны и их названиях, солнечных и лунных затмениях, влиянии Луны на Землю.

Данута ЛАПИНА,
учитель географии
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

 

Цель: познакомить учащихся со следствиями взаимодействия Земли и Луны; расширить имеющиеся знания о Луне, формировать умение обобщать и систематизировать учебный материал.

Задачи:

– формировать представления о естественном спутнике планеты Земля, природных условиях, фазах Луны и их названиях, солнечных и лунных затмениях, влиянии Луны на Землю;
– развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
– воспитывать культуру индивидуальной и коллективной учебной деятельности, интерес к окружающему миру, любознательность, познавательный интерес к учебному предмету.

Оборудование: учебное пособие, тетрадь, ориентировочные карточки, ТСИ.

 

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие учащихся

– С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.

Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.

 

II Проверка домашнего задания

– На прошлом уроке мы говорили о движении Земли. Скажите, что происходит в результате этого движения? Какие даты считаются астрономическим началом сезона года?

Фронтальная проверка знаний

1. Движение Земли вокруг Солнца.
2. Тепловые пояса.

Индивидуальная проверка знаний

Разноуровневый тест по теме «Движение Земли вокруг Солнца»

Уровень 1

Правда ли, что в земном году 364 дня?
а) да; б) нет.

Уровень 2

Назовите причину смены времён года.

Уровень 3

Найдите соответствия.

1. 21 марта;
2. 22 июня;
3. 23 сентября;
4. 22 декабря;

а) осеннее равноденствие;
б) самый короткий день;
в) летнее солнцестояние;
г) весеннее равноденствие.

Уровень 4

Почему за полярными кругами выделили холодные пояса?

Уровень 5

При каких условиях движения Земли вокруг Солнца постоянно было бы лето?

 

Ключ

Уровень 1: нет.
Уровень 2: движение Земли вокруг Солнца.
Уровень 3: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б.
Уровень 4: получают наименьшее количества солнечного света и тепла.
Уровень 5: если бы ось Земли располагалась под прямым углом к орбите Земли вокруг Солнца, у нас не было бы времен года, а все дни были бы одинаковыми.

 

III Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

Украшал ночную синь
Золотистый апельсин
А прошла неделя только
От него осталась долька…(Луна)

– Что вы уже знаете о Луне?

 

IV Целеполагание

Сегодня вам предстоит узнать:

излучает ли Луна свет и как выглядит её поверхность;
почему вид Луны меняется в течение месяца;
как происходят лунные и солнечные затмения;
какое воздействие оказывает Луна на Землю;
как изучают естественный спутник Земли.

 

V Изучение новой темы

Физические свойства Луны

– Планета Земля имеет единственный естественный спутник – Луну. Я предлагаю вам посмотреть небольшое видео о Луне, после чего вам необходимо будет заполнить таблицу.

https://www.youtube.com/watch?v=ohGWd-AciMk&ab_channel

– Для заполнения таблицы «Физические свойства Луны» вам понадобится также информация учебного пособия. Прочитайте текст учебного пособия и ответьте на вопросы.

Вариант 1 (с. 54, абзацы 1–2)

1

Форма Луны

Шарообразная

2

Размеры в сравнении с Землёй и Солнцем

В 4 раза меньше Земли
и в 400 раз меньше Солнца

3

Расстояние от Земли до Луны

384500 км

4

Продолжительность лунных суток

29 с половиной земных суток

 

– Поскольку период оборота вокруг своей оси и Земли совпадает, мы всегда видим Луну только с одной стороны.

Вариант 2 (с. 54, абзац 4)

1

Что собой представляют тёмные и светлые участки на Луне

Светлые – горы,
тёмные – равнины

2

Температура поверхности Луны

Днём –   +130°С,
ночью –   -170°С

3

Как образовались кратеры на поверхности Луны?

Большинство кратеров образовалось в результате падения метеоритов

4

Есть ли на Луне воздух, вода, жизнь?

Нет

(Учащиеся афишируют свои ответы, записывают недостающую информацию).

 

Физкультминутка

Я играю на пианино…
Ножки вместе, спинки прямо
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.

 

Видимое движение Луны и ее фазы

Учитель зачитывает стихотворение С.Я.Маршака «Отчего у месяца нет платья?»

Заглянул Полумесяц к Портному,
Не к небесному, а к земному.
– Сшей мне, мастер, нарядное платье,
Буду по небу в праздник гулять я!
Снял Портной с Полумесяца мерку.
Приглашает его на примерку.
Но всего лишь за несколько дней
Вдвое сделался Месяц полней.
И в плечах, и в груди ему тесно
Так поправился Месяц небесный!
Чуть не плачет с досады Портной:
– Что за бес подшутил надо мной!
Ваша милость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, –
Я, по правде сказать, не пойму.
Ладно! Новую примерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки,
Не теряет Портной ни минутки.
Ну, а Месяц – гуляка ночной
Стал тем временем полной Луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
– Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.
За последние три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил Портной,
Где уж спорить Портному с Луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
Будет к празднику платье готово.
Швы у платья Портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж Месяц стучится в окошко.
Да не Месяц, а тоненький Серп
В это время он шёл на ущерб,
Не Луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева Портной:
– Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру.
То Вы делались круглым, как блин.
То худым, точно этот аршин.
Шить Вам платье – пустое занятье,
Оставайтесь-ка лучше без платья!

– Какую тайну раскрывает эта сказка? (Луна бывает разная).

– По описанию нарисуйте Луну на доске (трое учащихся).

– Сравните ваши зарисовки Луны с рисунком 31 на с. 55 учебного пособия. Какие фазы выделяют у Луны? (Новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть).

– Почему мы с Земли видим Луну такой разной? (По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. Мы видим ту часть, которая освещается Солнцем).

 

Лунные и солнечные затмения

Ролевая игра

– Земля, Луна находятся в непрерывном движении и меняют своё местоположение по отношению к Солнцу. Давайте посмотрим, что мы можем наблюдать при движении Земли и Луны. Для этого нам понадобятся трое учащихся, которые будут выполнять роль небесных тел: Луны, Земли и Солнца, остальные будут наблюдателями. (Учащимся выдаются опознавательные знаки с надписями «Луна», «Земля», «Солнце»).

1. Участники эксперимента выстраиваются в ряд: Солнце, Земля, Луна.

– Вопрос к наблюдателям. Будут ли солнечные лучи освещать Луну при таком расположении небесных тел?  (Нет).

– Когда Земля оказывается между Луной и Солнцем, происходит Лунное затмение.  

2. Участники эксперимента выстраиваются в ряд: Солнце, Луна Земля

– Вопрос к наблюдателям. Будут ли солнечные лучи освещать Землю? (Нет).

– При таком положении небесных тел наблюдается полное или частичное солнечное затмение.

– Все небесные тела взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

 

Влияние Луны на Землю

– Давайте узнаем, как Луна влияет на Землю. Прочитаем вслух текст учебного пособия на с. 57 «Влияние Луны на Землю».

– Лунные стадии оказывают напрямую влияние не только на воду, но и водных обитателей, а также на жизнь всех живых существ нашей планеты, в том числе и людей. Например, в полнолуние нарушается сон у человека. С древних времен люди вели наблюдения за Луной и составляли Лунный календарь, который активно использовали и используют при посадке растений и уборке урожая.

https://7days.ru/lifestyle/home/kak-luna-vliyaet-na-zemlyu.htm

 

Изучение Луны  

Опережающее задание «Изучение Луны».

– Современные технические средства позволяют людям получать больше знаний о Луне. Более того, стало возможным побывать на спутнике. О том, кто побывал на Луне и как люди изучают спутник нам расскажет (имя учащегося).

Дополнительный материал «Изучение Луны» https://ru.wikipedia.org/wiki/

Первоначально единственным методом изучения Луны человечеством было визуальное наблюдение. Изобретение Галилеем телескопа в 1609 году позволило добиться значительного прогресса в наблюдениях. Но наибольшее количество знаний о Луне люди получили в 20 веке благодаря использованию искусственных аппаратов. 13 сентября 1959 года впервые советская автоматическая станция «Луна-3»совершила посадку на поверхность спутника. В 1969 году состоялась высадка человека на Луну, началось изучение спутника с его поверхности.

В экипаж первой лунной экспедиции вошли астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин м Майкл Коллинз. Космический корабль Apollo 11 отправился в полет 16 июля 1969 года. Гигантская трехступенчатая ракета Saturn V отработала без замечаний, и Apollo 11 отправился к Луне. Выйдя на окололунную орбиту, он разделился на орбитальный модуль Columbia и лунный модуль Eagle, пилотируемый астронавтами Армстронгом и Олдрином. 20 июля он прилунился на юго-западе Моря Спокойствия.

Спустя шесть часов после посадки, Нил Армстронг вышел из кабины лунного модуля и в 2 часа 56 минут 15 секунд по всемирному времени 21 июля 1969 года впервые в человеческой истории ступил на лунный реголит. Вскоре к командиру первой лунной экспедиции присоединился Олдрин. Они провели на поверхности Луны 151 минуту, разместили на ней атрибутику и научную аппаратуру, взамен загрузив в модуль 21,55 кг лунных камней.

Оставив на поверхности посадочный блок, взлетная ступень Eagle стартовала с Луны и состыковалась с Columbia. Воссоединившись, экипаж направил Apollo 11 к Земле. Затормозившись в атмосфере со второй космической скоростью, командный модуль с астронавтами после более чем 8-суточного полета мягко опустился в волны Тихого океана. Главная цель была достигнута.

Это сторона, невидимая с Земли. 27 октября 1959 года с лунной орбиты обратную сторону сфотографировала советская космическая станция “Луна-3”, а спустя более полувека 3 января 2019 года китайский космический аппарат “Чаньэ-4” успешно приземлился на поверхность обратной стороны и прислал первый снимок с ее поверхности.

 

VI Закрепление

– Давайте обобщим всё то, о чём мы говорили на уроке и воспользуемся приёмом «Слепой текст», заполним в тексте пропуски (работа в парах).

Луна имеет _____________ форму. Луна в ___ раза меньше Земли. Расстояние до Луны _______км. Луна вращается вокруг своей оси и Земли за ______ суток. На Луне тёмные участки – это __________, а светлые – ____________. На поверхности Луны много кратеров, которые образовались в результате ______________. Луна ________________ собственного света. Различные формы видимой освещённой части Луны называют её __________. Смена этих фаз происходит в следующем порядке: ____________, ____________, ___________, ___________. Луна оказывает влияние на Землю. Притяжение Луны вызывает __________ и __________.

 

VII Рефлексия

Закончи предложение

– Мне показалось важным…
– Для меня было открытием, то, что…
– Могу похвалить себя за то, что…

 

VIII Заключение

Домашнее задание: § 11, наблюдение 6.

Анализ активности учащихся.

Выставление отметок, прощание.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий