Уроки бережливости. Игровой комплекс для воспитанников старшей группы(5-6 лет). Образовательная область «Ребенок и общество»

- 17:45ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Работа по включению в образовательный процесс игровых комплексов по проблемам энерго- и ресурсосбережения – это новый подход по такому актуальному направлению в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, как формирование у детей дошкольного возраста понятия экономии ресурсов государства.

 

 

Ирина КУРМАН, Ольга РАДЦЕВИЧ,
воспитатели дошкольного образования

ГУО «Детский сад № 15 г. Слонима»,
Гродненская область
 

 

Энергосбережение и энергоэффективность стали действенными мерами по рациональному использованию ресурсов в каждой семье, в каждом учреждении дошкольного образования. Образовательная деятельность по проблемам энерго- и ресурсосбережения с детьми старшего дошкольного возраста представлена в рамках работы учреждения дошкольного образования по исследовательскому проекту «ЭКОНОМ и Я» в сочетании с игровой деятельностью.

Особую значимость в системе воспитания бережливых и экономных детей дошкольного возраста имеют игровые комплексы, позволяющие стимулировать познавательную активность ребенка в рамках его ведущей деятельности – игры, организовывать работу в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений.

Цель: воспитание культуры энергосбережения у детей дошкольного возраста через эмоционально-чувственное воздействие на них посредством различных видов деятельности.

Задача: поиск эффективных методов и форм работы, способствующих воспитанию у детей старшего дошкольного возраста бережливого отношения к природным и энергетическим ресурсам.

В процессе проведения игрового комплекса используется быстрый темп подачи материала с широким спектром разнообразной, нестандартно поданной информации, разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий.

Таким образом, работа по включению в образовательный процесс игровых комплексов по проблемам энерго- и ресурсосбережения – это новый подход по такому актуальному направлению в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, как формирование у детей дошкольного возраста понятия экономии ресурсов государства.

 

Программные задачи:

– формировать у детей первоначальные представления о бережливости, потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии;
– продолжать знакомить с правилами экономного и безопасного обращения с электроприборами;
– обогатить словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, экономия, природные ресурсы;
– развивать элементы сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;
– воспитывать у детей ответственность за экономное и бережливое отношение к электроэнергии, теплу, воде; гордость за приносимую пользу по экономному использованию энергоресурсов.

 

Дидактический материал и оборудование: сюжетные картинки, отображающие правила бережливости; карточки с изображением предметов бытовой техники; воздушные шарики жёлтого и красного цветов по количеству участников; корзины красного и жёлтого цвета; сигнальные карточки красного и зелёного цвета; карточки-символы «Знаки бережливости», костюмы Счетчика-Обжорки и Счетчика-Экономика для взрослого.

 

Ход мероприятия

Ведущий.

Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами поговорим о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рождения в нем живем.
Еще о том вести мы будем речь,
Что мы наш дом должны беречь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Звучит музыка. В зал вбегает Счётчик Обжорка.

Счётчик Обжорка. Здравствуйте, ребята! Я – Счётчик Обжорка, мне приходится «съедать» очень много энергии, я весь день бегаю без остановки, кручусь-верчусь, и даже ночью не могу отдохнуть. Сейчас я вам расскажу свою историю, и вы всё поймёте.

Расскажу я вам, друзья,
Как жила одна семья:
Сын в ванной весело плескался,
С водою долго баловался.
Его сестричка свет зажгла,
А сама гулять пошла.
Мамочка белье стирала,
Потом долго полоскала.
Вода лилась аж три часа.
Ну не семья, а чудеса!
Я не смог у них присесть:
Приходилось все мне есть.

Пришлось мне уйти из этой семьи, но боюсь, что без меня они израсходуют все запасы воды и электричества, ведь они совсем ничего не знают об энергосбережении.

Ведущий. Ребята, давайте поможем Обжорке и семье, в которой он жил, стать экономными и бережливыми.

Счётчик Обжорка. А разве такие маленькие дети что-то знают о бережливости?

Ведущий. Конечно. Ребята давно дружат с Берегошей и вместе с ним учатся бережному отношению к природным ресурсам. Они и всю твою семью научат правилам энергосбережения.

Счётчик Обжорка. Как здорово! Для начала я хотел бы попросить ребят помочь мне разобраться с правилами экономного пользования электроприборами и бытовой техникой.

 

Загадки-объяснялки «Наши добрые помощники»

На столе лежат конверты с картинками «электроприборов». Счётчик Обжорка предлагает детям послушать загадки, найти среди картинок отгадку и объяснить (рассказать), как нужно пользоваться этими приборами, чтобы сэкономить электроэнергию (Приложение 5)

 

Счётчик Обжорка.

В полотняной стране
По реке-простыне

Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. (Утюг)

Ведущий. Ребята, расскажите, как правильно пользоваться утюгом, чтобы сэкономить электроэнергию? (Ответы детей)

Счётчик Обжорка.

В этом белом сундучище
Вы храните на полках пищу.

На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодища. (Холодильник)

 Однажды холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
«Работать трудно, – говорит, –
Если толстый лёд висит».

Ведущий. Ребята, а вы знаете, как можно помочь холодильнику? (Ответы детей)

Счётчик Обжорка. Какие вы молодцы, ребята! Слушайте мою следующую загадку.

Что за машина – просто диво!
После неё всё чисто и красиво…
Пятна и грязь всю она отстирала,
Сама всё отжала – прополоскала. (Стиральная машина)

Ведущий. Ребята, как вы думаете, может ли стиральная машина быть экономной? (Ответы детей)

А сейчас для вас совет:
Если на одежде грязь,

Если стирка началась,
Пускай тогда включает мама
Экономную программу!

Счётчик Обжорка. Я обязательно расскажу об этом маме, в доме которой я жил, ведь она даже не догадывается, что у современных стиральных машин есть такая программа. Ребята, внимательно слушайте мою следующую загадку.

Живёт на кухне она всегда,
На ней стоит сковорода,
Кастрюля, ковшик, чайник
Она для них – начальник!
С нею вся семья сыта,
Догадались кто она? (Электро- или газовая плита).

Ведущий. Ребята, а вы знаете, как экономно и безопасно пользоваться плитой? (Ответы детей)

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор)

Счётчик Обжорка. Я уверен, что телевизор точно не экономит электроэнергию. В моей семье его никогда не выключают, и мне приходится очень быстро и долго крутиться и так много есть.

Ведущий. Наши ребята знают несколько секретов, как экономно расходовать электроэнергию при просмотре телевизора. Давайте поделимся ими с Обжоркой! (Ответы детей)

Счётчик Обжорка. Ловко вы с этим заданием справились. И столько советов полезных дали. Спасибо вам, ребята.

Я знаю, что все дети очень любят играть, поэтому сейчас я предлагаю вам сыграть со мной в интересную познавательную игру «Верно – неверно» (Приложение 1). Я буду описывать вам ситуацию, ваша задача – поднять сигнальную карточку нужного цвета. Если герои ситуации поступают правильно, нужно поднять карточку зелёного цвета, если нет – красного.

 

Игра «Верно-неверно»

На столах у детей лежат сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Прослушав стихотворение, описывающее ситуацию, участники поднимают сигнальную карточку нужного цвета: если ситуация соответствует правилам бережного использования природных ресурсов – карточку зелёного цвета, если нет – красного цвета.

Счётчик Обжорка. Молодцы, и с этим заданием вы справились отлично! Ребята, а вы знаете, что может случиться, если одновременно включить все электроприборы в доме? (Ответы детей)

Ведущий. Верно, будет расходоваться очень большое количество электроэнергии, и наш счетчик ещё больше поправится, а вот электрическая лампочка, накалившись докрасна, и вовсе может перегореть.

 

Подвижная игра «Собери лампочки» (Приложение 5)

По залу разбросаны «лампочки» красного и жёлтого цвета (слегка надутые воздушные шарики). Задача участников – собрать их в две корзины: «перегоревшие лампочки» (красные шарики) в корзину красного цвета, «рабочие лампочки» (жёлтые шарики) в корзину жёлтого цвета.

Ведущий (демонстрируя лампочки). Дети, что вы можете сказать о красной лампочке? А о лампочке желтого цвета? (Ответы детей)

Ваша задача – собрать «рабочие лампочки» в жёлтую корзину, а «перегоревшие» – в красную.

Счётчик Обжорка. Все немножко отдохнули и повеселились, но у меня ещё остались вопросы к ребятам. Хорошо ли вы знаете правила бережливости? Умеете ли экономно использовать природные ресурсы? Сейчас мы это проверим.

 

Дидактическая игра «Правила бережливости»

На столе лежат картинки с изображением сюжетов: чистка зубов, стирка белья, мытье посуды, вытирание пыли. (Приложение 2). Участники выбирают картинки и объясняют, как можно выполнить эти работы с наименьшей потерей воды, тепла, электроэнергии.

Ведущий. Дети, перед вами лежат картинки. Вам нужно не только выбрать одну из них, но, самое главное, – объяснить Счетчику, как можно выполнить эти работы с наименьшей потерей воды, тепла, электроэнергии.

 

Частушки об энергосбережении

Ведущий. Наши ребята не только хорошо знают правила бережливости, но даже сочинили частушки об экономном использовании энергоресурсов. И сейчас наши девчушки пропоют для вас частушки! (Приложение 3)

Счётчик Обжорка. Ребята, вчера я получил письмо от своего брата Счётчика Экономика с загадочными картинками. Может, вы сможете мне объяснить, что они обозначают, ведь, как я уже смог убедиться, вы так много знаете о бережливости.

Ведущий. Ребята, вам нужно сформулировать правила экономии природных ресурсов и смоделировать знаки энергосбережения – карточки-энергосберегалочки.

 

Игра «Шифровки Экономика» (Приложение 5)

Счётчик достаёт из конверта и раздаёт командам картинки-знаки с зашифрованными правилами энергосбережения. Участникам необходимо разгадать тайное послание Экономика, сформулировать правила экономии природных ресурсов и смоделировать знаки энергосбережения. (Приложение 4)

Ведущий. Видишь, Обжорка, сколько всего знают ребята об экономии природных ресурсов. Благодаря их знаниям и советам, ты теперь сможешь отдыхать и меньше съедать энергии.

Счётчик Обжорка. Спасибо за помощь, ребята! Вы помогли мне понять, чему хотел научить меня мой экономный брат и как нужно вести себя тем, кто хочет сберечь нашу планету и природные ресурсы!

Я понял:
Газ, тепло, вода и свет –
В жизни их важнее нет!
Природа людям их дала,
Щедра она и к нам добра.
Нам нужно это всё учесть,
Дары её всегда беречь!

Мне нужно скорее поделиться полученными знаниями с семьёй, в которой я жил. До свидания, ребята!

Счётчик Обжорка превращается в Экономика.

Экономик. Здравствуйте, ребята! Я знаю, что мой брат побывал у вас в гостях, и я очень этому рад! Думаю, благодаря вашим знаниям и советам, в его семье тоже научатся экономно и бережливо использовать энергоресурсы. Вы можете поделиться своими знаниями с родителями, стать примером бережливого отношения к энергоресурсам для младших братьев и сестёр, верным и надёжным защитником окружающего мира от расточительных, неэкономных людей. А на прощанье хочу всем дать такой совет:

Экономьте воду, газ,
И тогда похвалят вас.
Экономь тепло и свет,
А транжирам скажи: «Нет!
Не хотим такими быть!»
Лучше будем их учить
Бережному отношению –
Энергосбережению!

  

Приложения 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий