Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании и развитии у школьников характерных для этого предмета особенностей мыслительной деятельности. Стоит отметить, что помимо заданий для развития алгоритмических умений и навыков целесообразно применять тренажеры, требующие нестандартных способов решения или тренажеры, решаемые с применением логических преобразований.
Процесс обучения математике в 5-м классе предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Для развития логического мышления учащихся необходимо проводить развитие в деятельности, поэтому нужно создавать ученикам соответствующие условия на уроках математики. При таком алгоритме работы дети являются активными участниками процесса поиска решения.
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно).
Для развития логического мышления у учащихся 5-х классов предлагаю «тренажеры-таблицы», которые при подборе подходящих приемов становятся инструментами для решения этой развивающей задачи.
При изучении темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» предлагаю учащимся следующий тренажер:
Заполните таблицу:
Этот тренажер можно выполнять в готовом виде, а можно с использованием приема «Посмотри и объясни». Предлагаю учащимся посмотреть на таблицы и объяснить алгоритм решения. Прием «Составь уравнение» работает с этим тренажером следующим образом: предлагаем учащимся, используя таблицы, составить уравнение и решить его. Таким образом, учащиеся могут решить один и тот же тренажер разными способами и выполнить самопроверку.
При изучении темы «Формулы» целесообразно использовать «тренажер-таблицу» для развития логического мышления учащихся 5-х классов и формирования логических взаимосвязей между элементами таблицы. Тренажер помогает учащимся запоминать формулы и зависимости между предложенными величинами.
Заполните таблицу:
При изучении обыкновенных дробей учащимися легче воспринимается материал, представленный в виде таблиц, такой способ представления текстовой информации позволяет структурировать ее.
«Тренажеры-таблицы» являются специальными упражнениями для обучения школьников способам самостоятельной деятельности. При регулярном применении их на уроках математики у учащихся, помимо развития логического мышления, формируется навык самостоятельного анализа полученной информации и подбора методов ее решения.
Тренажер по теме «Умножение дробных чисел»
Заполните таблицу: