Андрей КАЗАК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 15 г. Пинска»,
Брестская область
Педагогический аспект «музейной площадки»
Основатель музейной педагогики, директор Гамбургского художественного музея А.Лихтварк, считал музей научно-педагогическим учреждением, ведущим отбор, хранение и экспонирование предметов искусства, изучение их роли и способов использования в образовательном процессе [3, с. 22].
Сегодня под музейной экспозицией понимается целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно узкой тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации.
В истории как отечественных, так и зарубежных музеев в различные периоды доминировали определенные направления работы с посетителями, а затем отходили на второй план или вовсе были преданы забвению. Так, в 1920-е гг. большое внимание в работе музеев с посетителями, и особенно с детской аудиторией, уделялось обучению и развитию творчества. В 1970-е гг., в связи с развитием массового туризма и активной посещаемостью музеев, в период так называемого «музейного бума», преобладали такие направления как информирование и рекреация. Сегодня, в развитии идей культуры участия, особую роль играет деятельность музея по удовлетворению творческих инициатив аудитории, и поэтому она направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, и создание многоступенчатой системы музейного образования.
Последние социально-психологические исследования, направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприятия в специфических условиях музея установили, что зрительное восприятие намного эффективнее, чем слуховое, при этом уровень восприятия значительно повышается, если деятельность оптических и акустических «рецепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными [1, c. 9].
Методические приемы «музейной педагогики»: уровни, особенности применения (на примере площадки «Время помнить!»)
В музейно-педагогической деятельности можно выделить следующие направления: информирование, обучение, развитие творчества, общение, рекреация [4, c. 14]. Представленная классификация является в достаточной степени условной, однако она нам позволяет определить возможности презентации музейной информации, а также определения взаимосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетителей.
Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, то есть первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций, или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности. Музейная информация должна быть предметной, наглядной, доступной, образной, экспрессивной. От качества музейной информации, ее доступности и выразительности, зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудиторией.
Приемы уровня «Информирование»
№ п/п |
Методический приём |
Способ реализации через использование площадки «Время помнить» |
1 |
“Лекция” – |
Разработаны лекции по темам: |
2 |
«Гид-помощник» – |
Площадка имеет qr-коды, которые позволяют учащимся более подробно ознакомиться с материалами о геноциде белорусского народа, концентрационных лагерях, депортации населения, жизни в гетто, Пинском гетто, включая материалы аудио-, видео-, текстового формата |
3 |
«Кинолекторий» – |
В школе организуется просмотр следующих кинолент: “Иди и смотри” (режиссер Элем Климов), “Сыны отечества” (режиссер Латиф Файзиев), «Люди с черными душами», “Список Шиндлера” (режиссер Стивен Спилберг), “Мальчик в полосатой пижаме” (режиссер Марк Херман), “Пианист” (режиссер Роман Полански) |
4 |
«Информационный центр» – |
Метод заключается в том, что сама площадка представляет собой ресурс, который позволяет доступным образом осветить для учащихся и молодежи тему геноцида, коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны |
На уровне информирования “музейный педагог” не принимает активного участия в трансляции информации, а создает условия первичного, самостоятельного погружения в экспозицию посредством средств визуализации (иллюстрации, схемы-карты внутренней наглядности).
Второй уровень усвоения музейного называется «Обучение» и предполагает передачу и усвоение знаний, умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 году канадский музеолог Дункан Ф.Камерон [4, c, 9]. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи» [2, с. 9]. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой – способность посетителя понимать «язык вещей».
Обучение в музее представляет собой получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере возможно получить в других образовательных учреждениях:
Особенностью обучения в музее являются:
– возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы аудитории;
– личное эмоциональное переживание формирует устойчивую внутреннюю наглядность происходивших ранее событий;
– экспрессивность, разнообразие, и «музейный антураж» углубляет полученную вербальную информацию.
Приемы уровня «Обучение»
1 |
“Экскурсии” – |
Площадь музейной площадки около 36 кв.м. При проведении экскурсии разрабатывается экскурсионный «мини-маршрут», который начинается с определения основных дефиниций «геноцид», «гетто», «остарбайтеры», «коллаборационизм». |
2 |
«Музейный урок» – |
В рамках этого направления музейная экспозиция позволяет проводить учебные занятия: – всемирной истории в IX классе |
3 |
«Кружок» – |
Организована подготовка |
Развитие творчества – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.
Приемы уровня «Развитие творчества»
№ п/п |
Методический приём |
Варианты реализации возможностей площадки «Время помнить» |
1 |
«Творческая мастерская» – |
– компьютерное 3D-моделирование (гетто, памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны); |
2 |
«Встреча» – |
Потенциальные форматы: |
3 |
«Квест» – |
В квесте площадка могла бы стать одним из заданий маршрутного листа или местом, целью проведения |
Общие выводы
Актуальность создания и музейной площадки «Время помнить» обусловлена тем, что сферы образования, науки и искусства стремятся сегодня к интеграции, которая необходима для формирования личности человека. Потому очень важно в современной школе использовать музей ли музейную площадку, которая сохраняет культурные ценности.
Музейная педагогика, а вместе с ней и музейная площадка «Время помнить» решает следующие педагогические задачи:
– вызывает у детей интерес и желание учиться;
– развивает чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род;
– приобщает через музей к истории родного края, города, села, семьи;
– способствует более эффективной социализации учащихся;
– способствует воспитанию высоконравственной личности, гражданина, патриота своей отчизны.
Список используемой литературы
1 Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики: методические рекомендации / составители: В.М.Воронович, Г.Н.Беляева, С.В.Гончар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://av.disus.ru/metodichka/1648928-1-avtorskaya-programma-vospitaniya-uchaschihsya-srestvami-muzeynoy-pedagogiki-metodicheskie-rekomendacii-rasprostraneniyu-rezultatov-innovacion.php. – Дата доступа: 29-01-2023
2 Марченко, О.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория и методика музейного дела» / О.В.Марченко. – Гомель, 2015. – 155 с.
3 Трояновская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие / С.Л.Трояновская. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139 с.
4 Шляхтина, Л.М. Музейная педагогика : учебно-методическое пособие/ Л.М.Шляхтина. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2021. – 60 с