Музейная педагогика: теория и практика (на примере музейной площадки «Время помнить!»)

- 17:44Наш музей, После уроков

 

Андрей КАЗАК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 15 г. Пинска»,
Брестская область

 

Педагогический аспект «музейной площадки»

Основатель музейной педагогики, директор Гамбургского художественного музея А.Лихтварк, считал музей научно-педагогическим учреждением, ведущим отбор, хранение и экспонирование предметов искусства, изучение их роли и способов использования в образовательном процессе [3, с. 22].

Сегодня под музейной экспозицией понимается целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно узкой тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации.  

В истории как отечественных, так и зарубежных музеев в различные периоды доминировали определенные направления работы с посетителями, а затем отходили на второй план или вовсе были преданы забвению. Так, в 1920-е гг. большое внимание в работе музеев с посетителями, и особенно с детской аудиторией, уделялось обучению и развитию творчества. В 1970-е гг., в связи с развитием массового туризма и активной посещаемостью музеев, в период так называемого «музейного бума», преобладали такие направления как информирование и рекреация. Сегодня, в развитии идей культуры участия, особую роль играет деятельность музея по удовлетворению творческих инициатив аудитории, и поэтому она направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, и создание многоступенчатой системы музейного образования.

Последние социально-психологические исследования, направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприятия в специфических условиях музея установили, что зрительное восприятие намного эффективнее, чем слуховое, при этом уровень восприятия значительно повышается, если деятельность оптических и акустических «рецепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными [1, c. 9].

 

Методические приемы «музейной педагогики»: уровни, особенности применения (на примере площадки «Время помнить!»)

В музейно-педагогической деятельности можно выделить следующие направления: информирование, обучение, развитие творчества, общение, рекреация [4, c. 14]. Представленная классификация является в достаточной степени условной, однако она нам позволяет определить возможности презентации музейной информации, а также определения взаимосвязи форм и методов работы с той или иной категорией посетителей.

Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, то есть первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций, или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности. Музейная информация должна быть предметной, наглядной, доступной, образной, экспрессивной. От качества музейной информации, ее доступности и выразительности, зависит дальнейшее развитие контактов с музейной аудиторией.

Приемы уровня «Информирование»

№ п/п

Методический приём

Способ реализации через использование площадки «Время помнить»

1

“Лекция” –
систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета
Особенности музейной лекции:

– демонстрация музейных предметов во время проведения лекции, а при их отсутствии использование копий, дубликатов музейных предметов, фотографий, иллюстраций и пр.;
– акцент вделается не на зрительное восприятие, а на рациональное [1, c. 85]

Разработаны лекции по темам:
– “Политика геноцида, грабежа и насилия в Беларуси”
– “История предательства”
– “Летопись Победы”
– “Память о Великой Отечественной войне”




2

«Гид-помощник» –
приём использования удаленной информации в образовательно-просветительской работе

Площадка имеет qr-коды, которые позволяют учащимся более подробно ознакомиться с материалами о геноциде белорусского народа, концентрационных лагерях, депортации населения, жизни в гетто, Пинском гетто, включая материалы аудио-, видео-, текстового формата

3

«Кинолекторий» –
организованный кинопросмотр документальных и художественных фильмов, посвященных тематике музейной площадки

В школе организуется просмотр следующих кинолент: “Иди и смотри” (режиссер Элем Климов), “Сыны отечества” (режиссер Латиф Файзиев), «Люди с черными душами», “Список Шиндлера” (режиссер Стивен Спилберг), “Мальчик в полосатой пижаме” (режиссер Марк Херман), “Пианист” (режиссер Роман Полански)

4

«Информационный центр» –
место сосредоточения и передачи информации различными способами (при обращении лично, по телефону или телефаксу, с помощью разнообразной печатной продукции, с использованием компьютерной базы данных и пр.[4, c, 17]

Метод заключается в том, что сама площадка представляет собой ресурс, который позволяет доступным образом осветить для учащихся и молодежи тему геноцида, коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны

 

На уровне информирования “музейный педагог” не принимает активного участия в трансляции информации, а создает условия первичного, самостоятельного погружения в экспозицию посредством средств визуализации (иллюстрации, схемы-карты внутренней наглядности).

Второй уровень усвоения музейного называется «Обучение» и предполагает передачу и усвоение знаний, умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 году канадский музеолог Дункан Ф.Камерон [4, c, 9]. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи» [2, с. 9]. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой – способность посетителя понимать «язык вещей».

Обучение в музее представляет собой получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере возможно получить в других образовательных учреждениях:

Особенностью обучения в музее являются:

– возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы аудитории;
– личное эмоциональное переживание формирует устойчивую внутреннюю наглядность происходивших ранее событий;
– экспрессивность, разнообразие, и «музейный антураж» углубляет полученную вербальную информацию.

Приемы уровня «Обучение»

1

“Экскурсии”
форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на осмотре музея
(в нашем случае площадки) под руководством учителя по заранее намеченной теме и специальному маршруту, сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии [1].

Площадь музейной площадки около 36 кв.м. При проведении экскурсии разрабатывается экскурсионный «мини-маршрут», который начинается с определения основных дефиниций «геноцид», «гетто», «остарбайтеры», «коллаборационизм».
Далее эти понятия раскрываются на примере краеведческого и исторического материала.
Особенности:
– экскурсия строится последовательно по отдельным подтемам и вопросам;

– содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
– эмоциональное информационное сопровождение со стороны экскурсовода.

2

«Музейный урок»
форма музейной работы, предусматривающая коллективное углубленное изучение материала и предполагающая проверку его усвоения[4, с. 18].
В этом случае музейные экспонаты выступают не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний. А сама музейная среда не только стимулирует познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие аутентичных музейных предметов побуждает к самостоятельному поиску информации [1].

Обновление музейного образования идет по двум направлениям. Первое – от принуждения к свободе, а второе – от научения к развлечению [2, с 75].

В рамках этого направления музейная экспозиция позволяет проводить учебные занятия:
– по истории Беларуси в IX классе
     § 13. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.;

     § 18. Наш край в период становления советского общества и в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн;
– по истории Беларуси в XI классе
     § 16–17. Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн;

– всемирной истории в IX классе
     § 22. Борьба с захватчиками на оккупированной территории;

– всемирной истории в XI классе
     § 21–22. Вторая мировая война и ее последствия;

– факультативного занятия «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)»
     § 6. Оккупационный режим;

     § 7. Политика геноцида, грабежа и насилия;
Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

«Кружок»
объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и приобретения умений, связанных с профилем музея[1, c. 87].

Организована подготовка  
– юных экскурсоводов по музейной площадке;
– юных следопытов-собирателей, которые участвуют в экспедициях по дополнению экспозиции выставочным материалом.
Таким образом, площадка может стать образовательной средой для реализации дополнительного образования по направлению гражданско-патриотическое воспитание.

 

Развитие творчества – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.

Приемы уровня «Развитие творчества»

 

№ п/п

Методический приём

Варианты реализации возможностей площадки  «Время помнить»

1

«Творческая мастерская»
объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством педагогического работника экспериментальную, научную деятельность в сочетании с творческой практикой[4, c. 20].

– компьютерное 3D-моделирование (гетто, памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны);
– создание электронной версии музейной площадки;
– написание лекций;
– «сторителлинг» (storytelling) – рассказывание историй, способ современной нарративной практики в музее;
– экскурсионных маршрутов

2

«Встреча»
собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея[4, c. 21].

Потенциальные форматы:
«Моя бабушка (дедушка) рассказывали о войне …»

3

«Квест»
форма активного освоения музейной информации, предполагающая самостоятельное освоение информации, разгадывание загадок, решение интеллектуальных задач для достижения конкретной цели в пространстве музея[4, c. 22].

В квесте площадка могла бы стать одним из заданий маршрутного листа или местом, целью проведения

 

Общие выводы

Актуальность создания и музейной площадки «Время помнить» обусловлена тем, что сферы образования, науки и искусства стремятся сегодня к интеграции, которая необходима для формирования личности человека. Потому очень важно в современной школе использовать музей ли музейную площадку, которая сохраняет культурные ценности.

Музейная педагогика, а вместе с ней и музейная площадка «Время помнить» решает следующие педагогические задачи:

– вызывает у детей интерес и желание учиться;
– развивает чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род;
– приобщает через музей к истории родного края, города, села, семьи;
– способствует более эффективной социализации учащихся;
– способствует воспитанию высоконравственной личности, гражданина, патриота своей отчизны.

 

Список используемой литературы

1 Внедрение авторской программы воспитания учащихся средствами музейной педагогики: методические рекомендации / составители: В.М.Воронович, Г.Н.Беляева, С.В.Гончар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://av.disus.ru/metodichka/1648928-1-avtorskaya-programma-vospitaniya-uchaschihsya-srestvami-muzeynoy-pedagogiki-metodicheskie-rekomendacii-rasprostraneniyu-rezultatov-innovacion.php. – Дата доступа: 29-01-2023

2 Марченко, О.В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Теория и методика музейного дела» / О.В.Марченко. – Гомель, 2015. – 155 с.

3 Трояновская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие / С.Л.Трояновская. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139 с.

4 Шляхтина, Л.М. Музейная педагогика : учебно-методическое пособие/ Л.М.Шляхтина. – Санкт-Петербург : СПбГИК, 2021. – 60 с

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий