Бактерии – древнейшие организмы на Земле. Урок биологии в 7-м классе

- 9:52II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

Цели урока: систематизировать и обобщить знания, полученные учащимися в 6-м классе по теме «Бактерии»; сформировать представление о гетеротрофных, сапротрофных, автотрофных бактериях и бактериях паразитах, о внутреннем строении бактериальной клетки.

Оксана АНДРУКОНИС,
учитель химии и биологии
ГУО “Дотишская средняя школа”

Вороновского района,
Гродненская область

 

 

Цели урока:

– систематизировать и обобщить знания, полученные учащимися в 6-м классе по теме «Бактерии»;
– сформировать представление о гетеротрофных, сапротрофных, автотрофных бактериях и бактериях паразитах, о внутреннем строении бактериальной клетки;
– способствовать расширению кругозора, формировать интерес к познанию природы; воспитывать культуру поведения.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, компьютер, таблица «Строение бактериальной клетки», карточки с заданиями, фотографии бактерий, кроссворд, ребус, информационные листы с заданиями.

Эпиграф к уроку: И ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать (Н.М.Пржевальский)

 

Ход урока

I Ориентировочно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

– Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече я выбрала слова Н.М.Пржевальского. Это не случайно, сегодня я приглашаю вас совершить небольшое, хоть и воображаемое, но увлекательное путешествие в особое Царство живых организмов, путешествие в невидимый мир.

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

1. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?
2. На основании чего те или иные организмы относят к прокариотам или эукариотам?
3. Приведите пример из жизни конкретного организма, доказывающий, что организмы реагируют на изменения в окружающей среде?

Биологический диктант «Жизнь на Земле»

1. Бактерии, в клетках которых не имеется ядра ……………… (прокариоты).
2. Живые организмы, которые в своих клетках имеют ядро ……………… (эукариоты).
3. Выделение в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности ……………… (выделение).
4. Процесс образования в клетках органических веществ под действием солнечного света ……………… (фотосинтез).
5. Организмы, способные осуществлять фотосинтез …………….. (автотрофы).
6. Растительноядные и хищные животные питаются готовыми органическими веществами ……………… (гетеротрофы).

– Кто желает получить плюс балл к биологическому диктанту – в конце урока предлагаю сдать свои тетради с дополнительным домашним заданием.

Целеопределение

Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной.

– Как вы догадались, речь на сегодняшнем уроке пойдёт о бактериях.

– Ребята, что мы должны знать о бактериях? 

– Определяем тему урока «Бактерии – древнейшие организмы на Земле». А работать мы с вами будем по предложенному плану (план прикреплён на доске):

1. Строение бактериальной клетки.
2. Формы бактерий.
3. Распространение бактерий.
4. Способы питания.
5. Способы дыхания.
6. Размножение.

– Исходя из плана урока, давайте вместе определим цель нашего урока. (Учитель выслушивает предложения и вместе с учащимися формулирует цель урока).

Микроорганизмы эти
Жили-были на планете
Все века до нашей эры
На просторах биосферы.

– Из предложенных букв составьте слово, которое мы будем с вами рассматривать на протяжении нескольких уроков.

Б         И        И       А        Е        К        Т         Р

 

II Операционно-познавательный этап

На этапе изучения нового материала при помощи QR-кода необходимо просмотреть видеофрагмент “Что умеют бактерии?” и организовать знакомство с микроорганизмами.

– Итак, они появились… Пройдя долгий эволюционный путь, они до сих пор представляют собой процветающую группу живых организмов.

– Где можно увидеть бактерии?

– Бактерии встречаются всюду: в воде, почве, воздухе, в тканях растений и на теле животных и человека. Они живут там, где находят достаточно еды, влаги и благоприятную температуру (10–40°C).  Работа со схемой(Ребята обращаются к схеме, расположенной на доске).– Озвучьте и прокомментируйте схему на доске.  

По отношению к кислороду
бактерии делятся на две группы:

↓               ↓

АЭРОБЫ                                АНАЭРОБЫ

(существуют в кислородной среде)  (существуют в бескислородной среде)

 

В разных местах встречается различное количество бактерий. Меньше всего их в воздухе, особенно в природных условиях.

Самостоятельная работа с информационными листами

– Прочитайте текст о распространении бактерий и отметьте в информационных листах среды обитания бактерий.

Ребята работают с информационными листами (Приложение 1) и выполняют задание 1 на рабочем листе (Приложение 2). После этого два ученика афишируют результаты.

В дополнение ученик, подготовивший интересные факты о бактериях, рассказывает про них с помощью слайдов презентации.

Интересные факты. Распространение бактерий.

1. Бактерии живут в горячих источниках при температуре – 80 градусов.
2. Некоторые бактерии выдерживают нагрев до 90 градусов.
3. В 1 г почвы содержится от 1 до 20 млрд. бактерий.
4. В 1 м3 воздуха в городе – 10–25 тысяч бактерий летом, а зимой – 4–5 тысяч.
5. В среднем на 1 см2 кожи человека приходится около 80 тысяч различных микроорганизмов.

Дополнение к интересным фактам.

1. Учёным удалось изучить около 10 тысяч видов бактерий из более чем миллиона видов.
2. Некоторые виды бактерий являются возбудителями инфекционных заболеваний: чумы, холеры, сибирской язвы, туберкулёза.
3. Животные выработали иммунную систему благодаря постоянному заселению и воздействию бактерий.
4. Не все бактерии вредны. Молочнокислые бактерии являются продуцентами молочнокислых продуктов.
5. Ультрафиолетовое излучение очень быстро убивает бактерии.

 

– Познакомимся с текстом “Строение бактерии” на информационном листе 1 и выполним следующее задание:

Приём «Закончите предложения»

Клетки бактерий могут иметь _____________, _____________ или _____________ форму. Шарообразные бактерии называются _____________, палочковидные _____________, спиралевидные _____________.

Ответ. Клетки бактерий могут иметь шаровидную, палочковидную или спиралевидную форму. Шаровидные бактерии называются кокки, палочковидные – бациллы, спиралевидные – спириллы.

 

Физкультминутка

– Предлагаю выполнить физкультминутку под видео https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E.

 

III Первичное закрепление материала

– Сравните строение бактериальной и растительной клетки. Укажите сходства и отличия. (Учащиеся афишируют ответы)

– На с. 12 учебного пособия найдите, какие способы питания характерны для бактерий (работа в группах).

 

Презентация итогов работы

Демонстрация видеофрагмента “Размножение бактерий”: https://vk.com/video-198263917_456239289

Бактерия! Начинается с одной.
Бактерия! И становится двойной.
Бактерия! Сто раз и пополам.
Бактерия! Сила поступает к нам.
Бактерия! Так и будем мы расти!
Бактерия! Нет преграды на пути!
Бактерия! Воцаримся тут и там!
Бактерия! Целый мир подвластен нам!

– Как происходит размножение бактерий? (Бактерии размножаются путём деления.)

– Что такое спорообразование? (В неблагоприятных условиях – при недостатке пищи, влаги, резких колебаниях температур – некоторые виды бактерий могут образовывать споры.)

 

IV Контрольно-коррекционный этап

Приём «А ну-ка, отгадай»!»

– Решите кроссворд «Бактерии». (Ключевое слово кроссворда – название одной из групп живых организмов, оно будет записано в выделенных клетках).

 

1. Бактерии, имеющие палочковидную форму.
2. Группа организмов, для жизнедеятельности которых не нужен кислород.
3. Бактерии, имеющие шаровидную форму.
4. Организмы, использующие для своей жизнедеятельности энергию неорганических веществ.
5. Организмы, использующие для питания органические вещества.
6. Клетка бактерии с плотной оболочкой, приспособленная для перенесения неблагоприятных условий.
7. Бактерии, имеющие извитую форму.

Ответы: 1. Бациллы, 2. Анаэробы, 3. Кокки, 4. Автотрофы, 5. Гетеротрофы, 6. Спора, 7. Вибрионы. Ключевое слово: БАКТЕРИЯ.

 

– А теперь попробуйте решить ребус. Решив его, мы с вами вспомним формы бактерий.

Ответ: бацилла, кокки, спириллы.

 

V Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока

Рефлексия «Мишень»

– Ребята, предлагаю «сделать выстрелы» в мишень, ставя в каждом секторе маркером отметку, соответствующую его оценке.

 

VI Информация о домашнем задании

1) § 1 учебного пособия, ответы на вопросы в конце параграфа.

2) Подготовить сообщения (по желанию) на темы: «Азотфиксирующие бактерии», «Клубеньковые бактерии», «Бактерии в жизни человека».

 

 

Приложение 1

Информационный лист 

Распространение бактерий

Бактерии встречаются всюду: в капле воды даже самой чистой воды, почве, воздухе, тканях растений, телах животных и человека.Бактерии были обнаружены на дне океана на глубине нескольких километров. В жарких пустынях, экстремально солёных водоёмах, глубоко в океанах, куда не проникает солнечный свет. Даже в холодных регионах (Антарктида) и на высоких горных вершинах живут бактерии. 

История открытия бактерий

Бактерии впервые увидел под микроскопом голландский натуралист Энтони ван Левенгук в 1683 году. Теперь всем хорошо известно, что бактерии похожи на шарики и имеют разную форму. Некоторые бактерии имеют вид шариков; шарики могут располагаться по одному, по два, по четыре, соединяться в цепочки или комочки. Многие бактерии имеют форму палочек – прямых, изогнутых, закрученных по спирали. Некоторые имеют тонкие выросты – жгутики (один или несколько); с их помощью бактерии передвигаются в жидкой среде. 

Строение бактерий

Форма клеток бактерий может быть шаровидной (кокки), палочковидные (бациллы), спиралевидные (спириллы).

Рисунок 1. Формы бактерий

 

Рисунок 2. Строение бактериальной клетки

 

Рисунок 3. Строение растительной клетки

 

Питание бактерий

Большинство бактерий является гетеротрофами. Бактерии извлекают готовые органические вещества из мёртвых или живых организмов, продуктов питания человека, сточных вод и т. д.

Одни гетеротрофные бактерии используют органические вещества мёртвых тел или выделений живых организмов. Это сапротрофы (от греч. сапрос – гнилой и трофе – пища).

Другие бактерии питаются органическими веществами живых организмов. Это паразиты. Паразитами являются болезнетворные бактерии: дифтерийная и туберкулёзная палочки, сальмонелла, золотистый стафилококк и др.

Существуют также автотрофные бактерии. Они способны образовывать органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, сероводорода и др.). У автотрофных фотосинтезирующих бактерий в клетках находится бактериальный хлорофилл. С помощью его бактерии используют солнечную энергию, образую органические вещества.

 

 Приложение 2

Рабочий лист

Задание 1. Обозначьте места обитания бактерий.  

  

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий