Автор делится опытом организации пеших экскурсий к месторождениям полезных ископаемых с учащимися 9–10-х классов, в ходе которых старшеклассники на практике знакомятся со способами образования горных пород, глубиной залегания, свойствами горной породы, современные способы добычи, трудом людей, узнают о перспективахы использования полезных ископаемых, экологических проблемах.
Люцина РОМАНЧУК,
учитель географии
ГУО «Лойковская средняя школа»
Гродненского района,
Гродненская область
В своей практической деятельности организую с учащимися 9–10-х классов пешие экскурсии к месторождениям полезных ископаемых. Наша местность богата значительными запасами песчано-гравийных смесей, которые интенсивно используются в строительстве. Учащиеся имеют возможность наблюдать, как идёт добыча полезных ископаемых открытым способом.
В ходе проведения экскурсии к месторождению учащимся всё открывается с необычной стороны: способы образования горных пород, глубина залегания, свойства горной породы, современные способы добычи, труд людей, перспективы использования полезных ископаемых, экологические проблемы.
Задачи экскурсии:
– формировать у учащихся знания о добыче и применении полезных ископаемых своей местности;
– воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
– формировать экологическое мышление;
– знакомить учащихся с профессиями горнодобывающей промышленности.
Ход экскурсии
1 Обучение правилам безопасного поведения во время экскурсии
2 Вступительное слово учителя
– В Беларуси открыто более 30 видов полезных ископаемых. Они являются богатством нашей страны и используются в различных отраслях хозяйства. Вы увидите, как идет добыча песчано-гравийной смеси открытым способом в карьере «Моньковцы» Гродненского района. Разработку ведет завод железобетонных конструкций ОАО «Гроднопромстрой». Песчано-гравийная смесь является основой цементного сырья, которое активно используется при возведении промышленных комплексов, жилых кварталов, строительстве дорог.
Перед вами также стоит задача: охарактеризовать геоэкологические проблемы, выявить их причины и найти пути решения. В ходе экскурсии вы имеете возможность своими глазами увидеть технологический процесс, трудовые будни людей.
3 Работа учащихся с раздаточным материалом
В ходе передвижения по маршруту учащиеся получают изображения растений, произрастающих в нашей местности. Определив и увидев растение, учащийся должен сказать «стоп», назвать его и рассказать о нём участникам экскурсии.
4 Обсуждение вопросов
Во время экскурсии на месторождении полезных ископаемых с учащимися ведется диалог по следующему плану:
1) Что называют полезными ископаемыми? Виды полезных ископаемых.
2) Способы образования горных пород и минералов и их свойства.
3) Глубина залегания песчано-гравийных смесей.
4) Современные технологии добычи полезных ископаемых.
5) Перспективы использования полезных ископаемых человеком.
6) Характеристика геоэкологических проблем исследуемой территории, пути решения.
7) Профессии в горнодобывающей промышленности.
5 Домашнее задание
После ознакомления обучающихся с объектом предлагаю им варианты домашнего задания с опорой на знания, приобретённые во время экскурсии. Например, разработать проект программы «Перспективы развития горнодобывающей промышленности в Гродненском районе» или составить рекламный буклет о добыче местных полезных ископаемых. Этот материал затем использую на уроках географии.
6 Рефлексия
Метод «Заверши фразу»
– Главным открытием для меня во время экскурсии явилось то, что…
– Я должен(а) знать экологические проблемы своей местности, потому что …